ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
рабочая программа

Морозова Виктория Михайловна

Рабочая программа покоррекционно-развивающей работе "Предметно - практические действия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33_ppd.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 112 от 02. 09. 2019 года

(с изменениями Приказ №51 от 27.03.2020 года)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

1-4 класс

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)

Объем: 118 занятий

Учитель-дефектолог:

В.М. Морозова

г. Нефтеюганск-2019

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

3

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

8

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

9

2

Содержательный раздел

10

2.1

Содержание коррекционного курса

10

2.2

Календарно – тематическое планирование

11

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 13 обучающихся.

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 13 человек
  2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением зрения 5 человек
  3. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 2 человека
  4. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением слуха 1 человек
  5. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 4 человека

На каждого обучающегося 1 дополнительного, 2, 3,4 класса выделен 1 час (3 занятия в неделю).

Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Для данной категории детей характерны:

-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий; 

-недостаточно развитая речь с аграмматизмами и косноязычием, принимают участие в простых беседах, обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях,   некоторых случаях никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи; 

-        Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи); 

-        эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

-        разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

-        замедленным темпом психического развития; 

-        отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся

на 2019-2020 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

1 дополнительный класс

1

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2 класс

1

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

3

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

4

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

5

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

3 класс

1

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

4 класс

1

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

2

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

3

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

4

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название курса

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

2. Содержательный раздел

Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.

2.1 Содержание учебного курса

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

Диагностика

2

Действия с материалами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.             Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.  Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах.

Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала

3

Действия с предметами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.

Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.

Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности

Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве


2.2.  Календарно-тематическое планирование

2.2.1. Календарно-тематическое планирование 1 подготовительный класс

Тема занятия

Дата

3 четверть

1

Игровая ситуация «В поисках солнышка»

2

Соотнесение картинок с предметами

3

Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине»

4

Объединение предметов по единому признаку «Кубики»

5

Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли»

6

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

7

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

8

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

9

Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином)

10

Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином).

11

Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин)

12

Лепка предметов шаровидной формы.

13

Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

14

Лепка овощей (помидоры, огурцы).

4 четверть

1

Различать и группировать предметы.

2

Сравнение предметов

3

Понятие количества: один – много

4

Разминание пластилина двумя руками «Бабочка»

5

Простые постройки из кубиков «Дом»

6

Разминание пластилина двумя руками «Пасха»

7

Работа с красками «Бабочка»

8

Работа с красками «Радуга»

9

Работа с красками «Цветы»

10

Аппликация из геометрических фигур

11

Аппликация из крупы

12

Аппликация из ватных дисков

13

Аппликация «Георгиевская лента»

14

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

15

Понятия количества «Один – много»


2.2.2. «Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Дата

3 четверть

1

Игровая ситуация «В поисках солнышка»

2

Соотнесение картинок с предметами

3

Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине»

4

Объединение предметов по единому признаку «Кубики»

5

Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли»

6

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

7

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

8

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

9

Изготовление лесенки, забора из палочек. (работа с пластилином)

10

Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков. (работа с пластилином

11

Лепка самолета из палочек разной длины и толщины. (пластилин)

12

Лепка предметов шаровидной формы.

13

Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

14

Лепка овощей (помидоры, огурцы).

4 четверть

1

Различать и группировать предметы.

2

Сравнение предметов

3

Понятие количества: один – много

4

Разминание пластилина двумя руками «Бабочка»

5

Простые постройки из кубиков «Дом»

6

Разминание пластилина двумя руками «Пасха»

7

Работа с красками «Бабочка»

8

Работа с красками «Радуга»

9

Работа с красками «Цветы»

10

Аппликация из геометрических фигур

11

Аппликация из крупы

12

Аппликация «Георгиевская лента»

13

Интерактивная игра «Что лишнее?»

14

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

15

Понятия количества «Один – много»


2.2.3. Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема занятия

Дата

3 четверть

1

Игровая ситуация «В поисках солнышка»

2

Соотнесение картинок с предметами

3

Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине»

4

Объединение предметов по единому признаку «Кубики»

5

Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли»

6

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

7

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

8

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

9

Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином)

10

Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином).

11

Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин)

12

Лепка предметов шаровидной формы.

13

Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

14

Лепка овощей (помидоры, огурцы).

4 четверть

1

Различать и группировать предметы.

2

Сравнение предметов

3

Понятие количества: один – много

4

Разминание пластилина двумя руками «Бабочка»

5

Простые постройки из кубиков «Дом»

6

Разминание пластилина двумя руками «Пасха»

7

Работа с красками «Бабочка»

8

Работа с красками «Радуга»

9

Работа с красками «Цветы»

10

Аппликация из геометрических фигур

11

Объемная аппликация

12

Аппликация «Георгиевская лента»

13

Интерактивная игра «Что лишнее?»

14

Интерактивная игра «Найди лишнее»

15

Интерактивная игра «Цветные кляксы»


2.2.4. Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Дата

3 четверть

1

Игровая ситуация «В поисках солнышка»

2

Соотнесение картинок с предметами

3

Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине»

4

Объединение предметов по единому признаку «Кубики»

5

Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли»

6

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

7

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

8

Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии.

9

Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином)

10

Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином).

11

Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин)

12

Лепка предметов шаровидной формы.

13

Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

14

Лепка овощей (помидоры, огурцы).

4 четверть

1

Различать и группировать предметы.

2

Сравнение предметов

3

Понятие количества: один – много

4

Работа с пластилином двумя руками

5

Простые постройки из кубиков

6

Работа с пластилином двумя руками

7

Работа с красками «Бабочка»

8

Работа с красками «Радуга»

9

Работа с красками «Цветы»

10

Аппликация из геометрических фигур

11

Объемная аппликация

12

Аппликация из ватных дисков

13

Интерактивная игра «Что лишнее?»

14

Интерактивная игра «Найди пару»

15

Аппликация из геометрических фигур

16

Работа с пластилином двумя руками

17

Аппликация из ватных дисков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию предметно-практических действий

рабочая программа по развитию предметно-практических действий...

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

коррекционно-развивающие занятия (предметно-практические действия)

рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям (предметно-практические действия)...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...