Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект

Нуждина Ирина Николаевна

Конспект подгруппового занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация Ш - Ж.23.67 КБ

Предварительный просмотр:

План подгруппового занятия в 3 классе VII вида.

Системное недоразвитие речи.

Тема: Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

     Цель: научить различать согласные Ш – Ж в устной и письменной речи.

     Задачи:

Воспитательная: Воспитание любви к книгам. 

Коррекционно-развивающие: 

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие общей координации.

3. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

4. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

5. Уточнение и расширение словарного запаса.

Образовательная: Обучение умению дифференцировать звуки Ш – Ж и соответствующие им буквы, применению орфограмм.

     Оборудование: профили, зеркала, слоговая таблица, карточки со словами, предметные картинки, презентация.

     I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь. А еще с ними пришли гномики Шуша и Жужа, которым Дед Мороз поручил нарядить ёлку. Они просят нас о помощи. Мы с вами будем выполнять приготовленные ими задания и украшать ёлку.

     II. Постановка учебной задачи.

     Назовите первый звук в слове Шуша.      Ш.

     Назовите первый звук в слове Жужа.       Ж.

     Догадались, какие звуки мы будем учиться различать на занятии?

     Конечно, мы будем учиться различать звуки Ш – Ж.

   

     III. Усвоение новых знаний и умений. Давайте рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ш?

  • Губы выдвинуты вперед и округлены.
  • Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.
  • Голосовые связки не работают.  

А теперь рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ж?

  • Губы выдвинуты вперед и округлены.
  • Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.
  • Голосовые связки работают.  

     К какому выводу мы пришли?

     В чем сходство этих звуков? Оба согласные, всегда твёрдые.

     В чем различие? Ш – глухой, Ж – звонкий.

     Какой буквой обозначается на письме звук Ш?  Ша.

     Какой буквой обозначается на письме звук Ж? Жэ.

     Так значит, чем мы будем заниматься?

Конечно, мы будем учиться различать звуки Ш – Ж и соответствующие им буквы.

И сразу давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?

Звук – мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Хорошо, мы справились с заданием и можем повесить первый шар на ёлку.

IV. Составление слогов. А гномики уже спрашивают: что можно составить из букв? Слоги.

Давайте составим слоги и прочитаем их. Читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок. Аш, ош, уш, ши, ше.

Теперь читай, ….. Будь внимателен, следи за направлением стрелок.

Жа, ож, жу, жи, еж.

А кто заметил, какое правило встретилось?

В сочетании Ши-Жи букву И всегда пиши!

Правильно! Что мы сейчас делали?

Мы составляли и читали слоги со звуками Ш-Ж.

Хорошо, мы справились с этим заданием и можем повесить ещё один шар на ёлку.

V. Развитие логического мышления. Со следующим заданием мы справимся, если отгадаем загадки от Шуши и Жужи.

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? Золушка.

Он — не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нём-то, как рубашка.
Имя зверя — … Чебурашка.

Прогнала мачеха из дома,

Нашла приют у семи гномов. Белоснежка.

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем. Жар птица.

Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска. Шапокляк.

Что вы сейчас делали?          Отгадывали загадки.        

Что за отгадки?            Названия сказочных персонажей.

Молодцы, мы отгадали загадки и можем повесить ещё один шар на ёлку.

 

VI. Составление словосочетаний. Чтобы выполнить следующее задание гномиков, надо подобрать признак к предмету.

скромная            Золушка

прекрасная        Белоснежка

пушистый          Чебурашка

огненная            Жар-птица

шустрая              Шапокляк

Читаем. Что мы с вами сделали?

Мы подобрали признак к предмету.

Что у нас получилось?

Словосочетания.

Докажите, что мы составили словосочетания.

Есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Молодцы, мы составили словосочетания и повесили ещё один шар на ёлку.

Пора бы нам размяться!

   

 Физминутка.

На дворе у нас мороз                       
Чтобы носик не замерз,                          
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                    
Как на сказочной картинке.                   
Будем их ловить руками 
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                     
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                  
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                           
И к себе приходим в дом.       

VII. Практическое использование полученных знаний. 

А Шуша и Жужа тем временем приготовили следующие задания. Надо составить предложения различными способами.

  1. Закончите предложение подходящим по смыслу словосочетанием.

Фея помогла отправиться на бал … скромной Золушке.

Проверяем. Читай, … .

  1. А теперь надо составить предложение из слов.

Замечательные гномы спасли прекрасную Белоснежку.

Проверяем. Читай, … .

  1. Составьте предложение, собрав все пёрышки Жар-птицы. 

Взмахнула крыльями огненная Жар-птица. 

Проверяем. Читай, … .

  1. Составьте предложение, которое написано на падающих апельсинах. Пушистый Чебурашка любит апельсины.

Проверяем. Читай, … .

  1. Если мы составим предложение по стрелкам, то узнаем, чем занимается Шапокляк. 

Шустрая Шапокляк поёт песни.

Проверяем. Читай, … .

Ребята, что мы сейчас делали?

Составляли предложения.

Докажите, что мы составили предложения.

Несколько слов связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Хорошо. Мы составили предложения и повесили очередное украшение на ёлку.

    VIII. Закрепление полученных знаний. Работа в тетрадях.

Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число – 20 декабря.

Какая орфограмма встретилась при написании числа?

Непроизносимый согласный.

Давайте запишем второе и четвёртое предложения.

П.Г.  Но перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть) 
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

….., запиши второе предложение на доске.

 Как оформляем предложение на письме?

Какие орфограммы встретились в предложении?

…..., запиши четвёртое предложение на доске.

Какие орфограммы встретились в предложении?

Что мы сейчас делали?

С кем мы сегодня встретились?

Воспитательный момент. Ребята, мы встретились со сказочными персонажами. А как вы думаете, откуда они попали к нам? Из книжек.

Как надо относится к книгам? Чему они нас учат? Добру.

     Рефлексия. В различении каких звуков и букв мы упражнялись на занятии? Что общего у звуков Ш и Ж? Чем они отличаются? А что еще мы развивали? Конечно, мы развивали речь, внимание, память, словарный запас. У нас всё получилось? Конечно, вы все молодцы!  Сказочные герои говорят вам спасибо за помощь, и они оставили вам пожелание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».

Конспект группового логопедического занятия в 4 классе...

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...

Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию  звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения  дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...