Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект

Нуждина Ирина Николаевна

Конспект подгруппового занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План подгруппового занятия в 3 классе VII вида.

Системное недоразвитие речи.

Тема: Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: научить различать согласные Ч – Ш в устной и письменной речи.

Задачи:

Воспитательная: Воспитание любви к окружающему миру.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие общей координации.

3. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

4. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

5. Уточнение и расширение словарного запаса.

Образовательная: Обучение умению дифференцировать звуки Ч – Ш и соответствующие им буквы, применению орфограмм.

Оборудование: профили, зеркала, слоговая таблица, карточки со словами, предметные картинки, презентация.

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.

Сегодня на занятие к нам приплыли рыбы, которые захотели обогнуть материк, на котором они обитают. Мы с вами будем выполнять приготовленные ими задания, преодолевая препятствия и помогая им.

  1. Постановка учебной задачи.

Но сначала, давайте познакомимся. Это чебак и ёрш.

     Назовите первый звук в слове чебак. Ч.

 Назовите последний звук в слове ёрш. Ш.

     Догадались, какие звуки мы будем учиться различать на занятии?

Конечно, мы будем учиться различать звуки Ч – Ш.

III. Усвоение новых знаний и умений. Давайте рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ч?

  • Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.
  • Зубы не смыкаются.
  • Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами, которая переходит в щель между ними.
  • Посередине языка идёт короткая воздушная струя.
  • Голосовые связки не работают.

А теперь рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ш? 

  • Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.
  • Зубы сближены.
  • Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.
  • Посередине языка идёт широкая воздушная струя.
  • Голосовые связки не работают.

К какому выводу мы пришли? 

     В чем сходство этих звуков? Оба согласные, глухие.

     В чем различие? Ч – всегда мягкий, Ш – всегда твёрдый.

     Какой буквой обозначается на письме звук Ч? Че.

     Какой буквой обозначается на письме звук Ш? Ша.

     Так значит, чем мы будем заниматься?

Конечно, мы будем учиться различать звуки Ч – Ш и соответствующие им буквы.

И сразу давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?

Звук – мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Хорошо, мы справились с заданием и можем двигаться дальше.

IV. Составление слогов. А рыбки уже спрашивают: что можно составить из букв? Слоги.

Давайте составим слоги и прочитаем их. Читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок. Ча, еч, уч, чо.

Теперь читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок.

Юш, шу,ши,ша.

А кто заметил, какие правила встретились?

Ча-Ща пиши с буквой А!

В сочетании Ши-Жи букву И всегда пиши!

Правильно! Что мы сейчас делали?

Мы составляли и читали слоги со звуками Ч-Ш.

Хорошо, мы справились с этим заданием и можем продолжить путь.

V. Развитие слогового синтеза. Чтение.  А что можно составить из слогов? Слова. Со следующим заданием мы справимся, если составим слова.

Ш-и-п, ан-чо-ус, ко-рюш-ка, ча-вы-ча, ки-жуч.

Что вы сейчас делали? Составляли слова из букв и слогов.

Какие получились слова?   (Вывешиваю рыб на доску).        

Прочитай,  … нам про рыб. (Читают по порядку).

Молодцы, мы направляемся вперёд.

VI. Составление словосочетаний. Чтобы выполнить следующее задание рыб, надо подобрать признак к предмету.

колючий шип

серебристые анчоусы

длинная корюшка

пятнистая чавыча

краснобрюхий кижуч

Читаем. Что мы с вами сделали?

Мы подобрали признак к предмету.

Что у нас получилось?

Словосочетания.

Докажите, что мы составили словосочетания.

Есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Молодцы, мы составили словосочетания и выполнили ещё одно задание.

Пора бы нам размяться!

Физминутка. «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: нырять здесь легко. (Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил. (Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Садятся)

VII. Практическое использование полученных знаний.

А рыбы тем временем приготовили следующие задания. Надо составить предложения различными способами.

  1. Закончите предложение подходящим по смыслу словосочетанием.

Прячется на дне… колючий шип.

Проверяем. Читай, … .

  1. Составьте предложение из слов, которые принесли рыбки.

Вот плывут  серебристые анчоусы.

Проверяем. Читай, … .

  1. Проведите рыбку через лабиринт, спасая её от акулы и составляя при этом предложение.

Устремилась вниз длинная корюшка.

Проверяем. Читай, … .

  1. Преодолейте айсберг, вставший на пути, составим предложение из слогов по стрелкам.

Пятнистая чавыча отдыхает.

Проверяем. Читай, … .

  1. Прочитайте филлворд и узнаете, что случилось с одной из рыб при встрече с друзьями.

Выпрыгнул из воды краснобрюхий кижуч.

Проверяем. Читай, … .

Ребята, что мы сейчас делали?

Составляли предложения.

Докажите, что мы составили предложения.

Несколько слов связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Хорошо. Мы составили предложения.

VIII. Закрепление полученных знаний. Работа в тетрадях и у доски.

Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число – 24 апреля.

Какая орфограмма встретилась при написании числа?

Непроизносимый согласный.

Давайте запишем первое и четвёртое предложения.

П.Г.  Но перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.

 «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

….., запиши первое предложение на доске.

 Как оформляем предложение на письме?

Какие орфограммы встретились в предложении?

….., запиши четвёртое предложение на доске.

Какие орфограммы встретились в предложении?

Что мы сейчас делали?

С кем мы сегодня встретились?

Воспитательный момент. Ребята, мы встретились с различными рыбами. Где они живут? В водоёмах.

Как надо относится к водоёмам, чтобы не наносить им вред? Ответы детей. 

Рефлексия. В различении каких звуков и букв мы упражнялись на занятии? Что общего у звуков Ч и Ш? Чем они отличаются? А что еще мы развивали? Конечно, мы развивали речь, внимание, память, словарный запас. У нас всё получилось? Конечно, вы все молодцы!  Ёрш и чебак говорят вам спасибо за помощь. Они оставили всем пожелание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».

Конспект группового логопедического занятия в 4 классе...

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...

Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию  звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения  дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...