Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект

Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию  звуков и букв п-т.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать умения  дифференцировать буквы п – т на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

Коррекционно-развивающие:

-дифференцировать логическое мышление, в процессе операции сравнения.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родной природе.

Оборудование:  ИКТ, магнитная доска, буквы п –т,  тренажёр Базарного для зрения, элементы букв, конверты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_p-t.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа- интернат №5»

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 «Г» классе на тему:

Дифференциация П-Т в слогах,  словах, словосочетаниях, предложениях.

                                                                                                                              Выполнила: Скрипкина И.В.

Тема занятия: Дифференциация П-Т.

Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию  звуков и букв п-т.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать умения  дифференцировать буквы п – т на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

Коррекционно-развивающие:

-дифференцировать логическое мышление, в процессе операции сравнения.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родной природе.

Оборудование:  ИКТ, магнитная доска, буквы п –т,  тренажёр Базарного для зрения, элементы букв, конверты.

        

1. Организационный момент.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети делают глубокий вдох,  выдох.

Выбирают смайлик с настроением и показывают

-Весна

-Март, апрель, май

-Сейчас месяц апрель

-Сегодня восемнадцатое апреля

-Сегодня день недели среда

Выполняют артикуляционную гимнастику

Выполняют  пальчиковую гимнастику

-Открывают тетради, записывают число

Находят и читают слова Март, Апрель.

-Весенние

-Звук  [Т].

-Языком.

-Звук[Т ]– согласный, глухой, твердый.

-Буквой ТЭ

-Звук [П]

-Губами

-Звук [П]- согласный, глухой, твердый.

-Звук [П]обозначается буквой ПЭ.

-Сегодня будем различать звуки и  буквы пэ, тэ

1. Организационный момент.

Приветствие.

-Здравствуйте. Давайте настроимся на хорошую работу.

Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, принёс радость. Давайте настроимся на хорошую работу. Представьте, что у каждого из вас в руках   зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох, тихо – тихо выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко выдохом погасите свечу,  сдуйте все плохое. Молодцы!

Тихонько садимся.

2. Рефлексия

Осень рассыпала листья. Выберите тот, который соответствует вашему настроению.

3.Вводная часть урока

-Какое сейчас время года?

— Вспомним, как называются весенние месяцы. (Названия месяцев на доске показываю указкой)

-  Ребята, а  какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

-Какое сегодня число?

-Какой сегодня  день недели?

Слайд 4.4. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, на уроках логопедии мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Сделаем с вами гимнастику для губ, щек и языка.

Возьмите зеркала.

Давайте покажем, как мы радуемся весне.

Улыбнемся, пропоем песенку из  гласных И-У-О-А-Э, И-У-О-А-Э, И-У-О-А-Э

Солнышко проснулось (Окошко, 8 раз).

Растопило сосульки (Иголочка, 8 раз)

И зазвенела капель  кап-кап-кап.

Большие капли КАП-КАП-КАП-КАП-КАП.

Маленькие капли кап-кап-кап-кап-кап.

Застучала капель и по крышам (Барабанщик, 8 раз)

Появились лужи (Лопатка , 8 раз)

Подул весенний ветерок (Трубочка, 8 раз)

 Тучка медленно закрыла солнце (Рот открыт, медленно закрывают на счет, 8 раз)

-Чтобы  писать красиво на уроке разомнем пальцы, сделаем разминку.

Слайд 5.5.Пальчиковая гимнастика.

-К нам Весна-Красна пришла,

Что с собой нам принесла?

Таяние снегов,

Капели,

Звон ручьев,

И птичьи трели,

Сонных почек набуханье,

И цветочков распусканье.

Открываем тетради, записываем число.

-Восемнадцатое апреля.

-Ребята, сегодня на уроке я открою вам  секрет об одном из весенних месяцев.

Слайд 6.-Прочитайте буквы синего  цвета в верхнем ряду.

-Затем в нижнем.

- Что у вас получилось?

О М В Б А И Р О С Т  
А Т И П Р Л Е Д Л Ь

Слайд 7.-Март и Апрель – какие это месяцы?

6. Уточнение связи звука и буквы.
 Слайд 8.- Назовите последний звук в слове Март.

-Возьмите зеркала. Произнесите звук [Т]

-Чем мы произносим звук[Т]

-Языком. Язык ударяется   верхние зубы.

- Дайте характеристику звуку [т].

-Какой буквой обозначается звук [т]?  (На доске прикрепляю букву  т)

Слайд 9.-В слове Апрель назовите   2–ой звук?

-Возьмите зеркала. Произнесем звук [П].

-Чем мы произносим звук [П]?
- Губами.

-Дайте характеристику звуку [п].

-Какой буквой обозначается звук [П]? ( На доске прикрепляю букву п)

-Кто понял, какая тема будет сегодня на уроке?

Слайд 10.-Сегодня будем различать звуки и буквы пэ и тэ.( Открываю тему урока на доске)

-Чему должны научиться на уроке?

-Научиться различать звуки и  буквы пэ  и т э.

- Научитесь различать звуки и  буквы пэ и тэ, и это поможет вам разгадать секрет.  


Схема звуков на доске, буквы на доске

.

-Из двух.

-Два предмета в слове пара.

-В слове пара первая буква Пэ

-Буква ТЭ состоит из трех элементов

-Буква Т.

Прописывают в воздухе буквы.

.

-Буква ПЭ состоит из двух элементов.

-Буква ТЭ состоит из трех элементов

Читают чистоговорку

-Две

-На месте // веточек будет буква ПЭ.

-Потому что в букве ПЭ два элемента

-Три

-На месте /// веточек  будет буква ТЭ.

-В букве ТЭ три элемента

Списывают слоги

-Читают слоги: па, ту, пип, тот, пат

Выполняют гимнастику для глаз

Апрелю с буквой ПЭ

Марту с буквой ТЭ

-Букву ПЭ.

-Букву ТЭ

-Распределяют слова по колонкам.

Выполняют физминутку

Берут называют основной цвет на картинке.

-У буквы П два элемента.

-Три

Собирают пословицу

Читают пословицу

-Об Апреле

Буква ПЭ состоит из 2-х элементов, а буква  ТЭ – из 3-х элементов

7. Основная часть урока.

Сравнение букв п - т по начертанию.

-Посмотрим, из скольких элементов состоит буква ПЭ?

-Посчитаем.

-Из двух элементов, правильно.

-А кто из вас знает, что такое пара? ( Картинка на доске со словом пара)

-Сколько в паре предметов?

-Правильно два.

-Посмотрите, какая первая буква в слове пара?

-Запомните П –пара элементов, то есть два.

-А теперь посмотрите,  из скольких  элементов состоит  буква ТЭ?

-Посчитаем.

-А теперь посмотрите в слове ТРИ, какая первая буква?  (Картинка  на доске со словом три)

-Запомните, Т, значит три элемента.

-Пропишем пальцем в воздухе на счёт раз-два букву п, на счет раз-два-три букву т.

-Пишем п: раз-два. Пишем т: раз-два-три.

-Сделаем вывод: буква п состоит из скольких  элементов, буква т – из  скольких?

- Перед вами зашифрованная таблица с  цифрами в верхнем ряду, а нижний ряд пустой. Чтобы выполнить следующее задание,давайте еще раз проговорим, из скольких элементов состоит буква ПЭ?

-И буква ТЭ?

-Выходите к доске и  пишете под каждой цифрой букву п или т, объясняя свой выбор.

-Под цифрой 2 пишем букву П, потому что буква п состоит их двух элементов, пара.

-Под цифрой 3 пишем букву Т, потому что буква т состоит из трех элементов.

2

3

3

2

3

2

2

3

п

т

т

п

т

п

п

т

Молодцы, справились с заданием.

Слайд 11.9. Работа со слогами

-Прежде чем приступить к следующему заданию, давайте прочтем   правильно и чётко чистоговорку.

-Читаем чистоговорку.

Ит-ит-ит-  солнце   светит,

Пель-пель-пель – капает капель,

Ат-ат-ат- ручейки журчат,

Ает-ает-ает- подснежник расцветает.

-Молодцы.  А в следующем задании вам на помощь пришли Апрель и Март.

Слайд 12.. -Посмотрите, сколько веточек взял себе Апрель? (2)

- Как вы думаете,  на месте // веточек, какая будет буква?

-Почему буква ПЭ?

-А  сколько веточек у  Марта? (3)

- На месте ///веточек, какая будет буква?

-Почему буква ТЭ? сколько элементов в букве ТЭ?

-Слайд 13.Возьмите карточку № 1.

-Сейчас вам нужно будет расшифровать слоги. Какую букву напишите вместо // палочек, какую  вместо  палочек?

//а     ///у        //и//          ///о///     //а///

-Работаем в тетради, записываем слоги с новой строки.

-Проверим задание. Прочтите слоги, которые у вас получились.

-Молодцы, выполнили задание.

Слайд 14.- В следующем задании нужно быть внимательными, поэтому сделаем разминку для глаз.

-Последим за весенним солнышком глазами.

Солнышко проснулось. Осмотрелось. Посмотрело вверх- вниз.

Посмотрело вправо вниз,

Посмотрело влево вверх.

Закрыло глазки.

Слайд 15.10. Работа со словами.

- Итак, наши глаза готовы к работе.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Слова на колонки раздели,

букву т или п в нас ищи.

-Сейчас будете  расшифровывать слова и распределять на 2 столбика.

-Первая колонка под Апрелем.

-С какой буквой  отдадите ему слова?

- Вторая колонка под  Мартом.

-С какой буквой отдадите слова  Марту?

-Чтобы расшифровать слова, давайте вспомним, какую букву нужно  писать вместо // палочек?

-Вместо /// палочек?

-Слова на партах.

-Выходим к доске, прикрепляем слово под месяцами,  буквы  ставим на место палочек.

Ка//ель, лас///очка, //одснежник,  а//рель, мар///.

 

-Молодцы. Выполнили задание.

Слайд 16.-Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
      Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

11. Работа со словосочетанием.

- А теперь ты цвет возьми, и словосочетание получи.

-У вас на столах картинки. Берем картинку и называем цветок икакого он цвета.

( Цвета весны: белый (подснежник), красный  ( тюльпан), синий ( крокус), желтый (одуванчик)

-Получаете словосочетания.

3аяние снега,  быс3рые  ручьи, 3еплая весна, 2ервые  цве3ы, 3еплый ве3ер, све3лый вечер, щебе3 лас3очки, с3ая с3рижей, 2оздняя весна, буку3  2одснежников.

Слайд 17.-Чтобы расшифровать  их, давайте вспомним, сколько элементов у буквы ПЭ?

-Пара, т.е. 2.

-Сколько элементов у буквы ТЭ?

-Правильно.  А теперь запишите  словосочетания,заменяя цифру на букву.

-Пишем с новой строки.

-Прочтите словосочетания.

-Молодцы.

12. Работа с предложениями.

 - В следующем задании я  предлагаю вам собрать рассыпавшуюся на слова пословицу.

Кто знаете, что такое пословица? Это мудрое изречение.

-У вас на столах конверты, откройте их, достаньте слова.

-Не забудьте: Начало предложения пишется  с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

- Прочтем пословицу.

Слайд 18.Апрель затворил зиме дверь.

-Значение слова затворить? (Закрыть)

-Скажите, о каком весеннем месяце эта пословица?

-Итак, кто мне может сказать, в чем секрет весеннего месяца Апреля?

- Как вы понимаете ее смысл?

Слайд 19.- Смысл в том, что в апреле весна уже  входит в свои права. Если еще

в  марте  весна с зимой  борется: больше  холодных, морозных  дней,  может  пойти снег. То в апреле весна берет вверх:  тает снег, текут ручьи, звенит капель. Расцветают из-под снега подснежники. Птицы с юга прилетают.

-В чем же секрет весеннего месяца апреля?

- Секрет в то, что в апреле начинается настоящая весна, и зима уже вернуться обратно  не может.

-Вот в чем главный секрет второго месяца весны – апреля.

-Запишите пословицу.  

-  Букву п подчеркните 2-мя чертами,, букву т – тремя.

13.Итог занятия.

- Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки и  буквы п – т)

- Из скольких элементов состоит буква П?

-Буква Т?  (Буква ПЭ состоит из 2-х элементов, а буква  ТЭ – из 3-х элементов)

14. Рефлексия.

-Покажите, с каким настроением вы уходите с урока?

Слайд 20.Спасибо за работу.

(Зрительная разминка по Базарному (На конце указки солнышко))

Буквы  на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Дифференциация З - Ж в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Конспект  и презентация группового логопедического занятия. Подходит для учащихся 1 - 2 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоравитием речи.Задачи:  1. Совершенс...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...

Дифференциация Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях.

Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   б-д.Задачи урока/занятия:Формировать умения  диф...

«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...