«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».
план-конспект

Салиенко Жанна Александровна

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.

коррекционно-образовательные:

  • уточнить характеристику звуков [с] – [ц].
  • закрепить обобщающие понятия: «зимующие», «перелётные» птицы.

коррекционно-развивающие:  

  • развивать фонематические процессы;
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, ориентировку в пространстве;
  • обогащать словарный запас и лекксико-грамматический строй родного языка;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • совершенствовать навык  взаимопроверки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_c-ts.docx87.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».

Лексическая тема: «Птицы»  

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.

коррекционно-образовательные:

  • уточнить характеристику звуков [с] – [ц].
  • закрепить обобщающие понятия: «зимующие», «перелётные» птицы.

коррекционно-развивающие:  

  • развивать фонематические процессы;
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, ориентировку в пространстве;
  • обогащать словарный запас и лекксико-грамматический строй родного языка;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • совершенствовать навык  взаимопроверки;

Оборудование: буквы «ц» - «ц» по количеству детей. Сигнальные карточки для характеристики звуков – [ц] – [с]. Звуковые линейки, фишки «Гласные-согласные». Карточки словосочетаний  №1. Мяч. Карточки с предложениями.  Индивидуальные карточки – карточки № 2. Рабочие тетради, фишки, раскраски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Л: – Здравствуйте, дети.  Садитесь.  

Я удобно сел на стул,

Потянулся и зевнул.

Отдыхает голова,

Руки, ноги и спина.

Я спокоен и здоров

И к занятиям готов.

– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию.  

II. Основная часть

1. Презентация 1

Л: -Вот и наступила весна! Мы с вами отправляемся в лес к лесному озеру. Здесь слышатся пения птиц. Послушайте загадки и отгадайте их. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишку. Первые фишки вы получите за правильно отгаданные загадки.

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат.   
(Цапля)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.  
(Сова)

Л:- Какой первый звук в слове «цапля»?

Д:-Звук [ц]

Л:- Какой первый звук в слове «сова»?

Д:- Звук [с]

Л:– Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Д:- О звуках  [ц] — [с].

Л: - Какой буквой обозначают звук [ц] на письме?

Д:- Буквой ЦЭ

Л:- Сколько звуков может дать звук [ц]?

Д:-Звук [ц] дает один звук. Он всегда твердый.

Л:-Какой буквой обозначают звук [c]?

Д:-Буквой ЭС

Л:- Сколько звуков может дать звук [с]?

Д:-Два звука [c] и [c’].

2. Л:-Посмотрите, к нам пришли герои: Папа Насос и Цаца. Правильно, папа Насос символ звука [с], а Цаца звука [ц]. Папа Насос любит накачивать колеса,  мячи и делает вот так: с с с с  (имитация накачивание насосом). Цаца очень гордая и высокомерная. Мы ей будем грозить пальчиком: ц, ц, ц, ц.

Заполним таблицу. Запишите дату, с левой стороны транскрипцию [с], а справа транскрипцию [ц]. Под транскрипциями запишите фонетические характеристики звуков с опорой на таблицу.

Таблицу заполняем на доске.

[С]

Звук

[Ц]

1. Гласный или согласный?

2. Твёрдый или мягкий?        Парный или непарный?

3. Звонкий или глухой? Парный или не парный?

4. Простой или сложный?

5.Краткий или долгий?

Л: - Сравните эти звуки. Чем они отличаются? Чем похожи?

Л:  - Возьмите зеркала. Произнесите звук [с]. Как работают губы, зубы и язык при произнесении этого звука?

Д:- Губы улыбаются. Кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближены.

Л: А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук [с]. Что вы почувствовали?

Д.: Воздушная струя – тоненькая, холодная и длительная.

Л.: Уточним и произношение звука [ц]. Произнесите звук [ц] и посмотрите в зеркало. Как работают губы, зубы? Почувствуйте, что делает язык?

Дети: Губы улыбаются, зубы сближены. Передняя часть спинки языка сначала прижимается к верхним зубам, а затем резко уходит назад, а кончик языка упирается за нижние зубы.

Л.: Это происходит потому, что звук [ц] образуется при слиянии 2-х звуков [т+с]. Попробуйте быстро произнести: [т+с]. Что получится?

Д.:- Звук [ц]

Л.: А какая воздушная струя получается при произнесении звука [ц]? Сравните её с воздушной струёй на звук [с].

Д.: - Тоже холодная, как и на звук [с], но быстрая.

3. Выделение изолированного звука:

Л: Услышите звук [ц], погрозите пальчиком, услышите звук [с]- покачайте насос, на все другие звуки положите ладони на стол. Давайте выполним это упражнение с закрытыми глазами.

Звуки:

- С, Ц, К, Кь, С, ТЬ, Ц, К, Ш, Щ, Ц, С, Ш, С, Ц

Слоги и слова:

Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц… циновка, стол, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

Презентация « Перелётные и зимующие птицы»

Л: Дети открыли глаза и смотрим на экран и продолжаем с движениями.

Сорока, сова, соловей, ласточка, аист, скворец, цапля, горлица.

Л: Хорошо. Каждый получает по фишке.

4. Чтение слоговых таблиц

Л: А сейчас мы прочитаем слоговые таблицы строчками. Услышите звук [ц], погрозите пальчиком, услышите звук [с]- покачайте насос. За правильное выполненное задание - фишка.

аца—аса

ацо—асо

ацу—асу

ацы—асы

аце - асэ

цас – сац        

цос – соц

цус – суц

цис – сыц

цес – сэц

сло - цло

слы - цлы

слу - цлу

слэ - цлэ

сла - цла

сца

сцо

сцу

сцы

сце

Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слога и слова.

5. Упражнение «Слог потерялся».

Л: Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, и бросать вам мяч, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком и бросаете мне мяч в ответ. Первое слово. Мыльни….

Д:  Ца. Мыльница.

Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца),  сини….(ца), терра…(са), пшени…(ца), красави…(ца).

6. Работа с звуковой линейкой:

Л: Пальцы, рельсы, полоса, пятница, скворец (хитрое слово)

7. Работа на доске. Транскрипция слов.

Л: Запишем на доске транскрипцию слов: кольцо, скворец  

Д: [кал’цо́]  кольцо   (скзск)
Слово состоит из 6 букв, 5 звуков.

[сквар’эц]   скворец   (ссскзас)

Слово состоит из 7 букв, 7 звуков

8. Работа с карточками. Словосочетания. Игра: «Сложи яйцо».

Л: Сейчас мы будем выполнять задание «Сложи яйцо». Работать будем все вместе в одной команде.

Слова для справок:

голосистый, глазастая, быстрая, пестрый, белоснежная;

ласточка, соловей, сова, цапля, скворец.

Л: Каждый возьмите свое яйцо и запишите словосочетания в тетрадь тремя цветами. Букву ЭС обвести в овал, букву ЦЭ – в прямоугольник.

Сверим с образцом: голосистый соловей, глазастая сова, быстрая ласточка, белоснежная цапля, пестрый скворец.

III.  Подведение итога занятия

– Посчитайте свои фишки (как много вы выполнили заданий).
– Скажите, что вам понравилось?
– Что было тяжело выполнять?

Рефлексия. На доске изображены три птенца с разной мимикой.

Оцените свою работу на уроке.

Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку веселому птенцу.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму.

Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному птенчику.

Чтобы у вас осталось хорошее настроение после нашего занятия я вам дарю раскраски птиц.  На этом наше занятие закончилось. До свидания.

27.04.2023

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательн...