Дифференциация Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях.
план-конспект

Тип урока/занятия: комбинированный

Цель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   б-д.

Задачи урока/занятия:

  • Формировать умения  дифференцировать буквы и звуки  д-т  на уровне слога, слова.
  • Корригировать  логическое мышление, в процессе операции сравнения.
  • Способствовать  воспитанию доброжелательного  отношения и оказанию помощи друг другу.

Группа_____5  класс обучающихся с умственной отсталостью____________________________________

Технологии, используемые на уроке/занятии  Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Методы, используемые на уроке/занятии: словесный, наглядный и практический

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_b-d.docx59.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока/занятия___ Дифференциация звуков и букв б-д

Название программы Рабочая программа  коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся  пятого  класса

Тип урока/занятия: комбинированный

Цель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   б-д.

Задачи урока/занятия:

  • Формировать умения  дифференцировать буквы и звуки  д-т  на уровне слога, слова.
  • Корригировать  логическое мышление, в процессе операции сравнения.
  • Способствовать  воспитанию доброжелательного  отношения и оказанию помощи друг другу.

Группа_____5  класс обучающихся с умственной отсталостью____________________________________

Технологии, используемые на уроке/занятии  Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Методы, используемые на уроке/занятии: словесный, наглядный и практический

Оборудование:

.

Схема конспекта урока/занятия

1. Организационный момент, включающий:

Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие  с целью  установления эмоционального контакта с группой.

Выполнение самомассажа с целью  стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Проводит с детьми упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата.

-Здравствуйте. Давайте настроимся на хорошую работу.

Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, принёс радость. Давайте настроимся на хорошую работу. Представьте, что у каждого из вас в руках   зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох, тихо – тихо выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко выдохом погасите свечу,  сдуйте все плохое. Молодцы!

Тихонько садимся.

Проводит рефлексию на начало урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа.

Осень рассыпала листья. Выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Выполняют упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата

Определяют свое эмоциональное состояние  через показ символа.

 Учебно-познавательные компетенции

2.Вводная часть урока

Организовать познавательную деятельность учащихся.

Привлечь внимание и вызвать интерес к происходящему.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Проводит беседу о временных представлениях у детей.

Какое сейчас время года?

 Вспомним, как называются осенние месяцы. (Названия месяцев на доске показываю указкой)

Ребята, а  какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

Какое сегодня число?

Какой сегодня  день недели?

На улице холодно.

Давайте согреем наши руки.

Предлагает и организует самомассаж  мышц лица и ушных раковин, сопровождая его стихотворным текстом.

Если замерзают руки, начинаем их тереть. (медленно растираем ладошки)

Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.

Сначала ладошки совсем, как ледышки. (медленно, потом все быстрее)

Потом как лягушки, потом как подушки.

Но вот понемногу согрелись ладошки.

И горят, как от огня,

Вот, потрогайте меня!  (Прикасаются ладони к щекам).

Введение проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы педагога о временных представлениях.


3. Связь звуков и букв

Постановка цели и задач урока/занятия, включающая:

Дети  должны устанавливать связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой букв б –д.

Выделить  согласный  звук б. Уточнить  артикуляцию. Установить связь звука с буквой.

Выделить  согласный   звук  д. Уточнить его артикуляцию. Установить связь звука с буквой.

Фиксация  учебной задачи, фиксация учебной цели.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Предлагает определить цель и задачи урока  через  уточнение  артикуляции звуков  б -  д  с опорой на слуховое восприятие и соотнести  звук с буквой.

 Скажите  белка, какая, если  она быстро бегает? Быстрая.

А  дятел  какой, если  у него  длинный нос ( клюв)? Длинноносый.

Назовите  первый  звук в  слове белка? [б]

Скажите это гласный или   согласный?

Твердый   или  мягкий?

Каким цветом  его  обозначим?

В слове  быстрая  назовите   первый звук? [б]

Скажите это гласный или   согласный?

Твердый   или  мягкий?

Каким цветом  его  обозначим?

Возьмите зеркала. Произнесите звук [б]

Скажите,  чем мы произносим  звук [б]?

Какой буквой  обозначаем звук [б]? (На доске прикрепляю букву  б)

В слове дятел  назовите первый звук.

Скажите это гласный или   согласный?

Твердый   или  мягкий?

Каким цветом  его  обозначим?

В слове  длинноносый   назовите   первый звук?

Скажите это гласный или   согласный?

Твердый   или  мягкий?

Каким цветом  его  обозначим?

Возьмите зеркала. Произнесем звук [д].

Чем  мы  произносим звук  [д].

Какой буквой обозначается звук [д]? ( На доске прикрепляю букву д )

Кто понял, какая тема будет сегодня на уроке?

Сегодня будем различать звуки и буквы б и д. ( Открываю тему урока на доске)

Чему должны научиться на уроке?

Научиться различать звуки и  буквы б и д.

Произносят слово, определяют ударный звук в слове, произносят звук, глядя в зеркало, определяют артикуляцию звука, соотносят звук с буквой.

Предметные компетенции

4. Дифференциация букв по кинетическому сходству

Постановка проблемного вопроса.

Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы б –д, через зрительное, тактильное восприятие.

Повышения интереса обучающихся к изучаемой теме путем создания ситуации успеха в обучении (создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Организует и демонстрирует  пальчиковую гимнастику.

Белочка  к нам  в гости пришла  с   подарками.

Посмотрите, что   принесла  с собой  белочка.

Шишки  сосновые,  и это не  простые  шишки. Это шишки-   массажёры для рук  и  пальцев.  

Чтобы  писать красиво на уроке разомнем пальцы, сделаем разминку   шишками-  массажерами.  

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

 



Предлагает и организует правильность и четкость выполнения артикуляционной гимнастики.

Белочка спала в дупле (Лопаточка).

Вот она проснулась и весело нам улыбнулась (Заборчик).

Умылась, почистила зубки (Чистим зубы).

Позавтракала  орешками  (Заборчик и стучим зубами).

Пошла гулять, попрыгала по веткам  вверх – вниз (качели).

Попрыгала по широким веткам (лопатка).

Попрыгала по узким веткам (иголочка).

Встретила Дятла, он долбил кору на высоком дубе (Барабанщик).

Вернулась домой. Устала. Прилегла отдохнуть ( широкий язык на нижней губе).

Сообщает новость.

Ребята, белочка осенью делает запасы на зиму.

А вы знаете, какие запасы делает белочка, что она запасает и куда прячет?

 Белочка с  дятлом  приглашают вас в лес  прогуляться, поиграть. И белочка вам покажет, куда она прячет свои запасы. И что запасает на зиму.

Примем приглашение?

Предлагает и организует правильность и четкость выполнения дыхательной  гимнастики.

Хорошо зимой в лесу. Белые снежинки  красиво кружатся в  воздухе.

Возьмите   бумажные  снежинки.  Положите  на   правую ладонь. Вдыхаем  через  нос, выдыхаем через  нос.  Щеки  не  надуваем.  

Сдуйте  снежинку.  Положите  снежинку  на левую руку. Сделайте  то  же самое.

Предлагает проанализировать и сравнить написание букв  б – д через зрительное, тактильное восприятие.

Возьмите букву б из жесткой бумаги.

Давайте вместе пропишем указательным пальцем  на жесткой  бумаге букву б под счет: один и, два и.

Из скольких  элементов состоит буква «б»?

Сложите из двух элементов букву   б  из мягкой бумаги.

Возьмите букву д из жесткой бумаги.

Давайте вместе пропишем указательным пальцем на жесткой бумаге букву д под счет: один и, два и.

Из скольких элементов состоит буква  «д»?

Сложите  из двух элементов букву д из мягкой бумаги. 

Посмотрите на  буквы  б - д.

Посмотрите внимательно на буквы. Какой одинаковый элемент в них есть?

овал

а чем буквы  отличаются?

у буквы б элемент  направлен вверх, а у буквы д  петелька-вниз.

Значит, буквы б –д отличаются  вторым   элементом.

Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия

А теперь  первая загадка от белки и дятла.

Посмотрите на букву б, у неё хвостик куда направлен?

Давайте посмотрим на белку. У  белки хвостик куда направлен?

Положите букву б на белку.

Вписывается буква б в силуэт  белки?

Посмотрите на букву д, у буквы д петелька куда направлена?

Посмотрите на дятла.  У дятла хвост куда направлен?

Положите букву д на дятла.

Вписывается буква д в силуэт дятла?

Вывод:  буква б  похожа  на  белку, буква  д похожа на дятла. Разгадали загадку. Молодцы.

Пропишем буквы  на  спине.   Угадайте букву.

Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв б - д.

 Посмотрите,  куда белка привела нас белочка.

Что это?

Белочка приготовила вам сюрприз.  Но просто так она его не отдаст. Чтобы получить сюрприз, нужно выполнить задание от белочки.

Посмотрите на доску. 

Кто догадался, какие  буквы  здесь зашифрованы?

И что нужно сделать, чтобы их расшифровать?

Вместо   точки  дописать  недостающий элемент.

Точка  вверху буква б, точка внизу  буква  д.

Расшифруйте буквы. Допишите недостающие элементы к буквам б –д.

О   О   О   О  О  О  О  О

   

Выходим по очереди к доске, остальные работают в тетради.

Задание выполнили молодцы. И белочка отдает вам… Посмотрите, что она спрятала осенью  возле пня, зарыла в землю.  Желуди.

Положим желуди в корзинку.

Выполняют  действия пальчиковой гимнастики за учителем 

Выполняют  действия артикуляционной  гимнастики за учителем «Лопаточка», «Чистим зубки», «Заборчик», « Качели», «Иголочка», «Барабанщик».

Воспринимают  новость.

Выполняют действия дыхательной гимнастики за учителем

Обводят  по жесткой бумаге указательным пальцем буквы б-д  под счет.

Выкладывают буквы б-д из  бархатной бумаги.

Анализируют  элементы букв б-д .

Делают выводы о сходстве и различии букв.

Выполняют задание на дифференциацию букв.

5. Дифференциация букв  в слогах

Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы б  д   в слогах через речевое проговаривание чистоговорки, через формирование умения ориентироваться на плоскости.

Дети выполняют задание, в котором расшифровывают слоги с буквами б д, ориентируясь по стрелкам ( стрелка вверх – буква б, стрелка вниз- буква д).

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Организация логопедической разминки (речевого проговаривания)

И прочитаем правильно и четко чистоговорку.

Бе   бе   бе   в  дупле на   старом  дубе.

Бе   бе   бе   зверек   в пушистой шубе

Ды   ды ды   ест  ягоды

Бы бы бы   жует   грибы

Ди  ди  ди  грызет   шишки, желуди.

Предлагает и организует правильность и четкость выполнения зрительной    гимнастики с использование атрибута.

Чтобы вы правильно выполнили следующее   задание, нужно быть очень  внимательными.

Проследите глазами за белочкой.

Откройте и быстро-быстро поморгайте. Закройте глаза.

Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и-у в слогах.
Посмотрите, чьи это следы? Куда следы привели?  К дереву.

А что на дереве? Вы узнаете, когда выполните задание.

Посмотрите внимательно на  экран.

Кто скажет, перед  вами  слова или слоги?

стрелочка направленна вверх, значит это буква Б

Кто догадался, что означает стрелка вниз? Это какая буква?

А стрелка вверх? Это какая буква?

Чтобы правильно написать буквы б- д, смотрите на стрелочки.

Стрелка вниз буква д, стрелка вверх буква б.

Запишем буквы вместо стрелок.

А теперь прочтем слоги громко,  тихо.

Посмотрите, что спрятала белочка на дереве. Белка осенью сушит грибы на ветках деревьев.  Вы справились с заданием, и белочка дарит вам в подарок свои грибочки.

Проводит  двигательно – речевую физминутку для снятия общего или локального утомления ( контролирует четкость и правильность выполнения упражнений).

Белки прыгают по веткам

Прыг  да скок, прыг да скок.

Забираются нередко,

Высоко, высоко.

Первоначально прослушивают, а затем проговаривают слова вместе с учителем. Проговаривание, интонирование.

Выполняют зрительную гимнастику.

Выполняют задание на дифференциацию букв б-д в слогах.

Выполняют действия физминутки  за учителем.

5. Дифференциация букв  в словах

Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы б-д в словах через загадки с опорой на  картинки,  что развивает зрительное и слуховое восприятие.

Дети разгадывают загадку, выписывают только заданную букву из слова.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв б-д в словах.
Давайте посмотрим, что нам подарила белочка.

Грибы, желуди.

А теперь загадка от дятла.

Посмотрите на экран, найдите картинку и соотнесите ее со  словом правильно.

Грибы, желуди, ягоды.

Скажите, в слове  грибы какая буква есть б или д?

Запишите эту букву в тетради.

Скажите, в слове желуди какая буква есть б или д?

Запишите эту букву в тетради.

Скажите, в слове ягоды, какая буква есть б или д?

Запишите эту букву в тетради.

Молодцы, загадку от дятла вы разгадали.

И белочка вам дарит в подарок  ягоды.

Выполняют задание на дифференциацию букв б-д  в словах

        6.Дифференциация букв с словосочетаниях

Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы б-д в словосочетаниях  через  зрительное и рече-двигательное  восприятие.

Дети выбирают из предложенных признаков те, которые характеризуют заданные  предмет. Находят буквы б-д , смешиваемые по кинетическому сходству, обозначая их графически.  

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв б-д  в словосочетаниях.

Белочка хочет у вас узнать, знаете ли вы, что она сушит на зиму.

Прочитайте слово в левом столбике.

Сушит. Что сушит белочка?

Давайте найдем в правом столбике, что сушит белочка и соединим карандашом.

В словах  букву б обведите в круг, букву д подчеркните.

                            грибы

Сушит                 листья

                             ягоды

Выполняют задание на дифференциацию букв б-д  в словосочетаниях.

Компетенции личного самосовершенствования

        

7. Дифференциация букв в предложении

Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы б –д  в предложении через   зрительное и рече – слуховое восприятие.

Дети находят и  выписывают слова со смешиваемыми по кинетическому сходству буквами б-д , обозначают их графически.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв б-д  в предложении.

Посмотрите на экран.  Прочитайте предложение, заменяя картинки словами.

Белка и дятел принесли подарки.

Как вы понимаете смысл предложения?

Какие подарки принесли вам белка с дятлом.

Давайте заглянем в корзину.

Что мы здесь видим: ягоды, грибы, желуди, шишки.

Это все, что готовит белка на зиму.

Найдите слова с буквами б-д. Прочтите эти слова.

Выпишите их в тетради. Возьмите синий карандаш. В слове с буквой б, букву б  обведите в круг, в слове с буквой д, подчеркните букву д одной чертой.

Белка и дятел вас благодарят за участие.

Выполняют задание на дифференциацию букв б-д в предложении.

8. Подведение итогов и оценка работы обучающихся,

Сделать вывод и подвести итог, как работала группа на занятии, отметить работу учащихся.

Оценить эмоциональное состояние детей к концу урока.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые (формируемые) компетенции

Подводит итоги урока.  Выясняет, что нового добавил урок к имеющемуся опыту и как можно использовать полученные знания.

Чему мы учились на занятии?

Из скольких элементов состоят буквы б -д?

Буквы б-д  одинаковые или отличаются?

А каким  элементом они различаются?

На кого похожа  буква б?  На  белку.

На кого похожа буква  д? Похожа на дятла.

 Проводит рефлексию на конец урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа.

Покажите, с каким настроением вы уходите с урока?

Спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние  через показ символа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Логопедическое занятие "Дифференциация з - с в слогах, словах" 2 класс.

Логопедическое занятие построено в форме сказки. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и в тесной связи с развитие...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи: 1) Автоматизировать звук [р] в слогах, словах                    и словосочетаниях....

Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию  звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения  дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...

«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...