Программа кружка "Родные просторы"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnye_prostory.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 27»

Программа

Кружка «Родные просторы»

г. Пятигорск

Содержание

  1. Паспорт программы………………………………………………..............3

  1. Актуальность программы………….............................................................5

  1. Цель и задачи программы…………………………………………………6

  1. Основные принципы……………………………………………………….7

  1. Методы работы……………………………………………………………. 7

  1. Ожидаемые результаты……………………………………………………7

  1. Содержание программы………………………………………………….8

  1. Литература………………………………………………………………..10

Паспорт программы

Основной разработчик

программы

 

Воспитатель высшей категории Балабанова Татьяна Васильевна

Цель программы

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Задачи  программы

структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Сроки реализации программы

2018 - 2020 гг.

Основные принципы

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,

- создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Исполнители  основных

мероприятий программы

 

 

    Учащиеся 6–9 классов.

Ожидаемые результаты

реализации программы

Предметными результатами изучения курса кружка «Родные просторы» является формирование следующих умений:

  • Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

Особенности реализации программы.

Программа внеурочной деятельности «Родные просторы» реализуется во второй половине дня. Форма проведения занятий – кружковая.

Актуальность программы

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

Рабочая программа краеведческого кружка «Родные просторы» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность. 

Программа предназначена для детей 12-15 лет. Коллектив набран свободно, по желанию детей.

Главные проблемы:

* это повышение занятости детей в свободное время;

* привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.

Цель программы:

- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

- развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

- углубленное изучение истории родного края;

- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Основные принципы

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,

- создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Ожидаемый результат:

- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;

- знать исторические события и памятники;

- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

К концу учебного года кружковцы должны

Знать:

- историю своего края,

- знаменитых и интересных людей;

Уметь:

- работать с литературой, источниками информации;

- активно участвовать в работе по краеведению;

План работы кружка

Первый год

сентябрь

1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

2

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

3

Ставропольский край  – частица России. Флаг, герб, гимн Ставропольского края. Работа с географической картой Ставропольского края.

4

Я учусь в г. Пятигорске. Пятигорск на карте России и Ставропольского края. Флаг, герб, гимн  г. Пятигорск.

октябрь

5

Пятигорск – сокровищница культурно – исторических памятников.

6

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

7

Современный Пятигорск.

8

Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение осенних изменений в природе. Охрана растений своего края. Правила поведения в природе.

ноябрь

9

Красная книга Ставропольского края. Животные.

10

Красная книга Ставропольского края. Растения.

11

Культура и быт родного края.

декабрь

12

Народы родного края.

13

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения

14

Устное народное творчество народов, проживающих в ставропольском крае (сказки, пословицы, поговорки)

январь

15

Народные промыслы.

14

Лермонтовские места в Пятигорске

15

Горы лакколиты КМВ. Легенды, предания.

февраль

16

Краски природы.

17

Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы

18

Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса.

19

Экскурсия в Дом – музей М.Ю. Лермонтова.

март

20

Их именами названы улицы.

21

Терские казаки . История. Быт. Обычаи.

22

Весенняя экскурсия к водоему. Наблюдение весенних изменений в природе. Основные признаки весны. Изменения в жизни растений с наступлением весны.

апрель

23

Водоемы и реки Ставропольского края.

24

Ставрополье заповедное.

25

Род - твоя связь с прошлым и будущим.

26

Первая в России электростанция «Белый уголь». Экскурсия в музей Электроэнергетики.

май

27

Пятигорск – всесоюзная здравница.

28

Летопись боевой и трудовой славы г. Пятигорска.

29

Перкальский заповедник  .  История. Редкие растения.

Второй год

сентябрь

1

Пятигорский трамвай один из первых в России.

2

Прогулка по центральному проспекту города. О чем говорят старые дома.

3

Пятигорск – страницы истории.

4

Ермолов на Кавказе.

октябрь

5

Пятигорск – сокровищница культурно – исторических памятников.

6

Пятигорск – город студентов.

7

Топонимика Ставропольского края.

8

Осенняя экскурсия в лес. Наблюдение осенних изменений в природе.

ноябрь

9

Москва – столица нашей Родины. Башни Московского Кремля

10

Москва. Александровский парк.

11

Парк Цветник. Жемчужина Пятигорска.

декабрь

12

Россия - многонациональная страна.

13

Кисловодск. Заочное путешествие.

14

Курорты КМВ в годы Великой Отечественной войны. История  здравоохранения.

январь

15

Они прославили родной город. Пятигорск в лицах. Книга почета.

14

Ессентуки. Заочное путешествие.

15

Сказания старины глубокой. Легенды , предания народов Кавказа.

февраль

16

Они сражались за Родину. Мемориал Боевой славы. Музей поста№1.

17

Железноводск. Заочное путешествие.

18

Заказники Ставропольского края. Сбережем природу для потомков.

19

Водные артерии Ставропольского края

март

20

Музей милиции г. Пятигорска. Экскурсия.

21

Знай и люби свою страну. Викторина.

22

Братья Бернардаццы. Здесь будет город заложен…Историческое наследие.

апрель

23

Бальнеология на Кавказе.

24

Монастыри КМВ.

25

Нить времен. Из прошлого в будущее. Развитие перспективы.

26

Сохраним для потомков. Музей краеведения.

май

27

КМВ – культурный центр.

28

Тебердинский заповедник.

29

Я открываю мир. Выбор маршрута для путешествия.

Литература

•        1. Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6- 8 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.В. Савельевой, Н.С. Румыниной, Б. Л. Годзевича, В.А. Шальнева. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

•        2. Савельева В.В. Природа города Ставрополя: Учебное пособие. Ставрополь, 2002.

•        Белозёров B.C., Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ставропольского края: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. - Ставрополь: СКИПКРО, 1996.

•        3. Дронов А. Родные просторы: Учебное пособие для учащихся 4 класса. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.

•        4.История Ставропольского края от древнейших времён до 1917года / Авт. Коллектив; под ред. Судавцова Н.Д. - Ставрополь, 1996

        .•        5.Румынина Н.С., Сапроненкова Н С. Программные практические работы (6-10 классы): Методическое пособие. Библиотека журнала«География в школе». Вып. 4. - М.: «Школа-Пресс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»

С давних времен узкие полоски ткани применялись в  повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...

По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков

Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...

Программа дополнительного образования "Казачьи просторы"

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах с богатой историей казачества. В ку...

Программа элективного курса 7-8 класс по технологии - вышивка лентами "Родные просторы"

     Программа элективного курса по вышивке лентами, разработанная для учащихся 7 (8) классов, предусматривает изучение технологии вышивки (выполнение основных стежков и швов на ...

Рабочая программа групповых занятий по географии 8 класс «По просторам России».

Рабочая программа составлена для групповых занятий   по географии для учащихся 8 классов.Программа  ориентирована на расширение и углубление географического образования, развития познав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностипо общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»...

Программа внеурочной деятельности но учебному курсу «География» «По просторам России» 8 А,Б,В классы

Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса. Она занимает важное место и выполняет функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они спо...