РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

 «Родные просторы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnye_prostory.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Карагач»

Прохладненского муниципального  района КБР.

Рассмотрено                          Согласовано                Утверждено

на заседании МО учителей                  Зам.директора по УВР                Директор   МКОУ

начальных классов                                                                                 «СОШ № 1 с.Карагач»                                                                                                                  

Протокол №_____                       ________  /Отарова Ж.К./                   Приказ №______

                                                                                                                 от «___»_________2015г.

 от«__»______2015г.                         от «___»_______2015 г.                        

Руководитель МО

______________/Зихова Л.Н./                                                           _________ /Нафонов З.М/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

 «Родные просторы»

5 класс

 (2015-2016 учебный год)

                                                                                  Программа рассчитана на детей 10-11 лет.                                                                                                 

                                                                                Срок реализации 1 год.

                                                                                                                Составитель:

Шалова М.Х.

учитель русского языка и литературы

                                   Содержание программы.

  1.  Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика программы.
  3. Содержание программы.
  4. Материально-техническое обеспечение.
  5. Тематическое планирование.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Литература.

                                  Пояснительная записка. 

     Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

  •   Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:
  • приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
         -    стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
    Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 г. N 373»;

      -     учебным планом МКОУ «СОШ №1 с. Карагач на 2015-2016 учебный год.

  •  Цели курса:
  • воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села.
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
  • создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
  • способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.

Задачи:

- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

-познакомить учащихся со способами поиска информации;

-прививать интерес к исследовательской деятельности;

-формирование коммуникативных навыков;

При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась примерной программой  воспитания школьников "Край Родной" Автор - составитель учитель Боярова Елена Михайловна

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа  в неделю.. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

Места проведения занятий:
- занятия в учебном кабинете, библиотеке, спортплощадке;
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);

Занятия на свежем воздухе:

во дворе школы;

спортплощадка.

Виды внеурочной деятельности.

- Игровая деятельность

- Познавательная деятельность

- Проблемно – ценностное общение

- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

Психолого-педагогические принципы, на основе  которых построена данная программа:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия .  Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

                           II. Общая характеристика программы

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

  Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

   На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

  При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

   Программа «Родные просторы» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

  Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.

Используются современные педагогические технологии:

 -проблемное обучение;

 -проектные методы в обучении;

 -здоровьесберегающие технологии;

 -использование исследовательского метода в обучении;

 -информационно-коммуникационные технологии;

 -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

 -технология «Развитие критического мышления» и др.

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.

Контрольная работа: по теме «Наш край в древности».

Самостоятельна работа по теме «Герои моей республики»

Практические работы:

знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.

Составление генеалогического древа моей семьи.

   Занятия  разделены на теоретические (беседы, лекции, сообщения, викторины, презентации, составление генеалогического древа) и практические (экскурсии, практикумы в музее,

творческие отчёты, записи).

  Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: изучение программы внеурочной деятельности по художественно-нравственному  направлению «Я - патриот Родины» тесно связано с такими дисциплинами как «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»

Ожидаемые результаты

Предметные: учащиеся в ходе реализации данной программы должны приобрести опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:

• свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;

• правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;

• ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

• разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства;

• историю своей малой родины, села, рода.

научатся:

• уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

• овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;

• ориентироваться в социуме;

• уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

• любить и беречь природу своего края, своей Родины.

Личностные: учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки. отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Учащиеся должны иметь представление:

• о способах решения проблем творческого и поискового характера;

• об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;

• о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

• о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

• о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.

Воспитательные результаты:

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной  среде.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результативность: участия ребенка в конкурсных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

III. Содержание программы.

Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися основами поисковой деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

IV. Материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «СОШ № 1с.Карагач»  и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия.Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами,  библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной  и компьютерной техникой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

                   

                      VI. Календарно-тематическое планирование.

5 «А» класс – 35 часов

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение - 1 час

1

Введение в тематику. Россия – Родина моя

1

                   

2

Символы государства РФ: герб, гимн, флаг

1

3

Символы малой Родины

1

4

Кабардино-Балкарская республика – частица России

1

5

Русские полководцы А.Невский и Д.И.Донской

1

6

Богатырская наша сила. Герои Руси

1

7

. Русские полководцы. А. В. Суворов

1

8

Пётр I – сила и слава России

1

9

Как жили наши предки. Наш край в древности

1

10

Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия

1

11

Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия.

1

12

 «Мой дом – моя крепость»

1

13

Легенды и предания о селе.

1

14

Улица, на которой я живу.

1

15

Достопримечательности моего села.

1

16

Мои односельчане – участники ВОВ.

1

17

Мое село в будущем.

1

18

Мое село в будущем.

1

19

Дети войны. Труженики тыла

1

20

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1

21

Я - ученик. История школы

1

22

Выпускники, которыми гордимся Экскурсия в музей.

1

23

. Родной дом и семья

1

24

. Традиции семьи

1

24

Традиции и обычаи моего народа.

1

25

Прославленные земляки.

1

26

Культурные центры Кабардино-Балкарии.

1

27

Литературное творчество моего народа.

1

28

Моя малая Родина.

1

29

Достопримечательности моего края.

1

30

Кухня моего народа.

1

31

Подготовка к проектам: экскурсия в городскую библиотеку

32

Религия в КБР.

1

33

Религия в КБР.

1

34-35

Итоговый урок: обобщение, защита проектов «История Тувы в истории моей семьи»

2

                                                      Литература.

Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
  3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  4.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  5.  Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Список литературы для учеников:

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  2. Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии. Учебник для 8-9 классов. Нальчик, «Эльбрус», 2005 год.
  3. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик, ЭЛЬ-ФА, 2008 год.
  4. Избранные произведения адыгских просветителей.-  Нальчик, 1980
  5. .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...