Рабочая программа по премету "Домоводство" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мецлер Людмила Викторовна

Рабочая программа надомного обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo_5_k_2_v.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Домоводство, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по домоводству представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. В связи с этим, актуальностью программы учебного предмета «Домоводство»  является формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

На уроках домоводства используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения  и  навыки на доступном уровне.

На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией  своего быта.  Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

Учебный курс домоводства предусматривает следующую структуру:

  • Покупки;
  • Уход за вещами;
  • Обращение с кухонным инвентарем;
  • Приготовление пищи;
  • Уборка помещений и территории.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Домодство» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Из них:

I ч. –    ч.

IIч. –    ч.

IIIч. –   ч.

        IVч. –   ч.                                                Всего в год – 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
  • Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
  • Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
  • Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
  • Соблюдать санитарно-гигиенические требования  к чистоте на кухне;
  • Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
  • Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
  • Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность  мытья посуды;
  • Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
  • Знать и соблюдать правила пользования лифтом,  почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Покупки.

  • Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
  • Нахождение нужного товара в магазине.
  • Обращение с кухонным инвентарем.
  • Обращение с посудой.
  • Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Кухонные принадлежности.

  • Обращение с бытовыми приборами.
  • Хранение посуды и бытовых приборов.
  • Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.
  • Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи.

  • Подготовка к приготовлению блюда.
  • Правила гигиены при приготовлении пищи.
  • Мытье продуктов.

Уборка помещения.

  • Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
  • Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели.
  • Сметание мусора на полу в определенное место.
  • Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола

Уборка территории.

  • Сгребание травы и листьев.

6.Тематическое планирование

программный материал

колич. часов

сроки

наглядность

практическая деятельность

Покупки.

1

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

совершение покупок (игра)

2

Нахождение нужного товара в магазине.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

совершение покупок (игра)

Обращение с кухонным инвентарем.

3

Обращение с посудой.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор посуды

4

Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор посуды

5

Кухонные принадлежности.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор кухонных принадлежностей

6

Обращение с бытовыми приборами.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

7

Хранение посуды и бытовых приборов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

расстановка по местам предметов посуды и бытовых приборов

8

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

накрывание на стол

9

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

накрывание на стол

Приготовление пищи.

10

Подготовка к приготовлению блюда.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор продуктов

11

Правила гигиены при приготовлении пищи.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

мытьё рук, протирание посуды

12

Мытье продуктов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

мытьё овощей и фруктов

Уборка помещения.

13

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

уборка мусора со стола

14

Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

вытирание мебели

15

Сметание мусора на полу в определенное место.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

подметание

16

Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

подметание

Уборка территории.

17

Сгребание травы и листьев.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

сгребание листьев

7. Учебно-методическое обеспечение

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • демонстрационный материал для практических работ.

8. Материально-техническое обеспечение

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос,  электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...