Воспитательное занятие "Мир профессий"
материал (9 класс)

Качаева Алёна Геннадьевна

 На воспитательном занятии по профессиональной ориентации с использованием мультимедийной презентации. воспитанники (8 – 9 кл)  в увлекательной игровой форме узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Мир профессий

                                       Провела:

воспитатель  Качаева А.Г.

Цель. 

Расширить представление воспитанников о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить обучающихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Образовательная:  расширить знания учащихся о мире профессионального труда, дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения, формировать позитивное отношение к труду.

Коррекционно-развивающая: побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору, формировать у обучающихся активное и ответственное отношение к жизни.

Воспитательная: создать положительную мотивацию выбора профессии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, материал для обучающихся, ватман с нарисованным деревом.

Ход занятия.

I  Организационный момент

II Вступительная беседа.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости, мне очень приятно видеть вас на нашем занятии.

Когда-то, Владимир Владимирович Маяковский задумался над очень важной проблемой:

У меня растут года,          Слайд 1

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

- Как вы думаете, о чём говорится в этих строчках?  (ответы детей)

Об этом, мы будем сегодня, вести речь.

- Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.          Слайд 2

Поэтому сегодня мы будем говорить о профессиях, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни. Называется наше занятие «Мир профессий».    

III Понятие «профессия»

 - Пройдёт немного времени и для многих из вас прозвенит последний школьный звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?

- Что же такое профессия?  (Ответы)  Слайд 3

- Обратимся к словарю  русского языка С.И. Ожегова: «Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования».

Говоря по-другому, профессия – это дело, труд которым занимается человек и получает за это деньги.

- Объясните, что обозначает слово «трудовая»? Профессия людей связана с трудом. 

 - Людям каких профессий необходимо  трудиться? (трудиться надо всем) 

 - В каком документе Российской Федерации  записаны  слова о труде? (Ответы)  

           В Конституции РФ записано, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд.  

IV Пословицы

           Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве.
         В основе жизни любого человека лежит труд. Чтобы человек мог иметь все необходимое для жизни, он должен трудиться. Труд - это источник радости, удовольствия. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

        Русский народ приучал детей к труду с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.               Слайд 4

  1. Скучен день до вечера,      коли делать нечего.
  2. Без труда      не вынешь и рыбку из пруда.
  3. Что сделано наспех,     то и сделано на смех.
  4. Дело    мастера боится.
  5. По труду      и награда.
  6. Умелые руки      не знают скуки.
  7. Было бы терпенье –     будет и уменье.
  8. Глаза страшатся,     а руки делают.
  9. Не откладывай на завтра то,       что можно сделать сегодня.

 - Объясните смысл пословиц о труде. Они говорят, что человеку необходимо быть трудолюбивым, аккуратным, тогда будет пища и достаток.

V Игра «Анаграммы»  

- Чтобы сделать профессиональный выбор нужно быть достаточно информированным. Давайте выясним, насколько вы информированы, много ли профессий знаете. Составьте слово из букв.       Слайд 5

  • Я Ш В Е
  • Т Л Я С Р О
  • О С П В О И Т Л Ь А Е Т
  • О Д И В Л Ь Т Е
  • О Т Г Ф Р О Ф А
  • П Р И А Р К А М Е Р Х

Проверка: швея, столяр, воспитатель, водитель, фотограф, парикмахер.

VI  Игра «Самая, самая»      

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? (Ответы детей: банкир, бухгалтер, экономист.) Итак, слушайте следующие характеристики:         Слайд 6  

- самая вкусная (повар)

- самая тяжёлая; (пожарный)

- самая редкая;  (почтальон)

- самая умная;  (учёный)

- самая уважаемая; (врач)

- самая детская;   (воспитатель)

- самая серьезная; (юрист, судья, полицейский)

- самая волосатая; (парикмахер)

- самая зелёная профессия (садовник, лесник)
- самая начитанная (библиотекарь)

VII Классификация «Профессии умственного труда - Профессии физического труда»
Педагог: профессии по характеру профессиональной деятельности делятся на профессии умственного труда и профессии физического труда. Как вы это понимаете, объясните. (Ответы детей)             Слайд 7
Я буду называть профессии, а вы сгруппируйте их по характеру труда:
сварщик, писатель, строитель, бухгалтер, почтальон, учитель, журналист, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач, столяр, полицейский…
- не смотря на различные классификации, разделения профессий на категории, они взаимосвязаны, важны и нужны.

Сто тысяч профессий существует на свете,       Юра      Слайд 8
Знать бы, чем хороши все профессии эти?
Продавцы, повара, кондитеры,
Маляры, штукатуры, строители –
Все профессии нужны,
Все профессии важны.

VIII  Игра «Необитаемый остров».   

Педагог: Среди профессий есть профессии забытые, есть модные, а есть профессии, которые всегда нужны? Как, вы думаете? Слайд 9

- Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Назовите профессии, жизненно необходимые для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.  (ответы детей)

 (врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.) Очень много нужных и важных профессий.

IX  Задание «Какие профессии нужны»

- В мире существует более 50 тысяч профессий. Думали вы когда-нибудь, сколько людей работают, чтобы мы были сыты и обуты; чтобы в домах у нас было светло и тепло в холодную погоду; чтобы на вашей парте были книжки и тетрадки, чтобы мы могли сидеть у телевизора или слушать музыку?

В любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет.      Слайды 10, 11, 12, 13, 14

- Задание: Назовите профессии, которые нужны для изготовления таких предметов: - какие профессии нужны для производства хлеба? 

Селекционер (выводит сорта)              Тракторист (вспахивает)

Агроном (контролирует посадку и созревание)     Лётчик (обрабатывает)

Комбайнер (убирает урожай)   Рабочие на элеваторе Электрик  Слесарь Механик Строитель

Мукомол (помол)   Пекарь (печёт)   Продавец   Водитель   Бухгалтер

- Какие профессии нужны для производства школьной парты?

Шахтёр(добывает руду)  Лесоруб  Сталевар Столяр  Водитель  Электрик    Слесарь Механик  Строитель  Продавец   Бухгалтер Экономист

- Какие профессии нужны для производства учебника?

Лесоруб  Технолог бумажного производства Учёный   Полиграфист  Водитель  Электрик    Слесарь Механик Строитель Продавец Бухгалтер Экономист

- Какие профессии нужны для производства фарфоровой чашки?

Экскаваторщик  Гончар Дизайнер Художник Водитель  Электрик    Слесарь Механик  Строитель Продавец Бухгалтер Экономист

- Какие профессии нужны для производства джинсов?

Хлопкороб  Прядильщик  Ткач  Модельер  Закройщик  Швея Водитель  Продавец Электрик    Слесарь Механик Строитель  Бухгалтер Экономист

- Какие профессии повторяются? (Водитель, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист, строитель и т. п.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

- О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы, ими пользуемся эти профессии будут нужны.

X   Практический блок  «Типы профессий»

-  Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий. Но чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, профессор Климов разделил все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:   Слайд 15

  • “человек-человек”
  • “человек-техника”
  • “человек-знаковая система”
  • “человек-художественный образ”
  • “человек-природа”

Упражнение:  Подберите как можно больше примеров профессий. Я характеризую тип профессии, а вы называете какие это профессии.

1.        Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.

BD15023_Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п  

2.        Человек – техника;  люди этого типа работают с техническими устройствами

BD15023_Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель,  автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.

3.        Человек – человек;  обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них.

BD15023_Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.

4.        Человек - знаковая система; люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

BD15023_Бухгалтер, ученый, экономист,  лингвист. математик, программист, нотариус и т.п.

5.        Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта

 BD15023_Художник, актер, режиссер, певец, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина,  фотограф и т.п.

Какие на свете профессии есть?        Денис   Слайд 16
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет.
Их много, их море, их просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть.
У нас в стране профессий много.      
Семён      
И важностью они полны.
Врач, повар, лётчик, почтальон,
Ведь, правда - все они нужны.

XI  Информационный блок «Самый лучший выбор»

Педагог: Мир профессий обширен и многообразен,  но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор?      (ответы детей)

Давайте вместе рассмотрим факторы влияющие на выбор профессии.    Слайд 17

1. Знания о профессиях и их востребованность на рынке труда.

Педагог: Прежде, чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Узнать, что должен знать и уметь человек каждой профессии.
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?  
(ответы детей)
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия - это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.

      2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Педагог:  Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.

- Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

- Как вы понимаете это высказывание?      (ответы детей)

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

  3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Педагог: Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности.

- Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку. Что нужно ещё?  (ответы детей)

(Нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья),

Кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

Когда вы выберете профессию по своим способностям, востребованную и интересную вам, то этот труд вам будет в радость. Работа будет приносить удовольствие, вы станете хорошими специалистами, мастерами своего дела. И соответственно качественный, профессиональный труд будет оплачиваться выше.

XII  Задание  «Профессиональные качества»

  Может быть, кто-то из вас уже знает, чем хочет заниматься после окончания школы. Поднимите руки, кто уже выбрал себе профессию. (опрос обучающихся)

В чём заключается работа по этой профессии? Какими качествами должен ты обладать, чтобы быть мастером своего дела?

- Как, вы думаете, какими качествами должен обладать рабочий человек? Назовите те качества, которые характеризуют мастера своего дела (по вашему мнению):    Слайд 18             

 (Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Трудолюбие, Чистоплотность, Точность, Старание, Сила, Хорошее зрение, Ответственность, Дисциплинированность, Хорошая память.)                              

XIII   Задание «Профессионалы»      Слайд 19  

(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)

- Теперь ребята, посмотрите внимательно перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества - это почва, которая питает  корень профессионализма.

1 – выбираем качества и наклеиваем на корни дерева оранжевые стикеры. (Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Грубость, Чистоплотность, Точность, Лживость, Старание, Ответственность, Культура поведения, Дисциплинированность, Забывчивость, Трудолюбие.)

2 – Результатом выработанных качеств является получение профессии - это листья нашего дерева. (врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, агроном, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, крановщик, сварщик)

3 – Результаты человеческого труда - это плоды нашего дерева. (благополучие, радость, успешность, счастье, достаток, удовлетворённость, благосостояние, увлечение, душевный подъём, грусть, тоска, бедность, неуверенность, удовольствие)           

Нужно выбрать ответы записанные на стикерах имеющих форму: 1 – оранжевых кружочков, 2 - листочков, 3 - яблочек.

  • 1 Перечислить самые важные профессиональные качества
  • 2 Перечислить самые нужные  профессии.
  • 3 Перечислить то, ради чего люди трудятся

- Посмотрите, какое красивое дерево получилось! И чем больше людей над ним потрудятся, тем краше оно будет.

X IV Рефлексия. Заключительное слово педагога. 

На этом мы заканчиваем наше мероприятие. О разных профессиях мы сегодня вспомнили и поговорили.      

- Что интересного вы узнали сегодня? Что вам больше запомнилось?

- О чём можно задуматься?

Верно (Каждый человек должен иметь профессию. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни. От продуманного выбора профессии во многом зависит дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни!) Слайд 20           

- Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Очень важно найти работу по душе и очень многое зависит от вас самих, ребята!
Главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.
Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас?
(Учиться).
Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.

Спасибо вам, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну профессий"

Воспитательное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста. В ходе игры-путешествия дети знакомятся с профессиями....

Конспект воспитательного мероприятия : "Профессии. Какие они?"

Данное мероприятие предназначено для обучающихся начальных классов и познакомит  в игровой формес разнообразными профессиями....

Воспитательное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны"

-оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.-  формирование положительной профессиональной мотивации;-    расширение у воспитанников знаний об основах выбора професси...

Воспитательная беседа "Профессии наших родителей"

Воспитательная беседа для воспитанников школы-интерната Цель: закрепить знания детей о профессиях людей.Задачи:- формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели...

Воспитательная беседа "Профессия врач" (электронная презентация)

Электронная презентация содержит описание основных характеристик профессии врача. Презентацию рекомендуется использовать при организации профессиональной ориентации учащихся старших классов в общеобра...

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....