Адаптированная рабочая программа по "Индивидуальные и подгрупповые занятия для обучающихся с ТНР. 3 класс
рабочая программа

Попова Марина Николаевна

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Начальные классы» (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» 2016 год. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего  образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

1.2. Пояснительная записка

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Начальные классы» (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» 2016 год. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего  образования.

Нормативно - правовая база для создания рабочей программы:

  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.09    (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357)) 
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
  • Учебный план МБОУСОШ №24 на 2019-2020  учебный год, реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ  (для обучающихся с ТНР, Вариант 5.2).
  • Основная адаптированная образовательная  программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2)  
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание);
  • Авторской программы по «Индивидуальной и логопедической работе» под редакцией В.П. Канакиной.
  • «Типового положения  о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями  в  развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  12.03.97г. № 288».
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10

Предлагаемый курс направлен на решение следующих целей:

1.Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся с ОВЗ.

2.Коррекция артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения.

3.Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи.

Для достижения поставленных целей изучения курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи:

оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,

голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия,

функций фонематической системы;

  1. обучать нормативному (компенсированному) произношению всех звуков

русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их

артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта

(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

  1. формировать звукослоговую структуру слова;
  2. формировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию, интонацию, логическое ударение);
  3. профилактика нарушений чтения и письма.

                          Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов, сформулированных в образовательной программе, основной целью которой является формирование у обучающихся с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности обучающегося, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие обучающемуся овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации. Отличительными чертами данного курса являются: концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки

обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возможности обучающихся, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи каждого обучающегося.

Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:

- звукопроизношение;

- просодика;

- фонематические процессы;

- лексико-грамматический строй;

- связная речь.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является:

коррекция устной речи обучающихся, и профилактика и коррекция дисграфии и  дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

1. Диагностический.

Цель этапа: выявление индивидуальных речевых нарушений.

Содержание деятельности: обследование речи обучающихся; постановка логопедического заключения.

2. Подготовительный.

Цель этапа: подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму.

Содержание деятельности: развитие мелкой и речевой моторики,

просодических компонентов речи; уточнение артикуляции правильно произносимых звуков; дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении; развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа; развитие зрительно-пространственных функций.

3. Основной.

Цель этапа: коррекция нарушенного речевого развития.

Содержание деятельности: постановка, автоматизация звуков в речи; дифференциация фонетически близких звуков; дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза; формирование лексики и грамматического строя речи.

Контроль достижения обучающимися освоения уровня знаний осуществляется в виде:

1. Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;

2. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела,  курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

3. Итоговое логопедическое обследование в конце учебного года.

Формы контроля:

1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;

2. стандартизированные письменные и устные работы;

3. комплексные диагностические и контрольные работы;

4. самоанализ и самооценка (в устной форме);

5. индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Формы организации учебного процесса:

-групповая;

-индивидуальная.

Описание места коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая   работа»

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №24 на 2019-2020 учебный год на изучение коррекционного курса  «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» во 2 классе отводится 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю.

Недельное, годовое распределение часов:

На индивидуальную логопедическую работу -34 ч (1ч в неделю, 34 учебные  недели)

На подгрупповую логопедическую работу -34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами изучения коррекционного курса

«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются:

-ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены

бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов

нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

-ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющее жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

-ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

-ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

-ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

-ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,

развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

-ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена

общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

-ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и счастью мирового сообщества, для существования и прогресса которого  необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

коррекционного курса

Результатами освоения коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются личностные,  метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как  поступить;

- принятие социальной роли обучающегося, осознание личностного смысла  учения и интерес к изучаемому предмету;

- становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой  саморегуляции;

- установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как  рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (под руководством учителя);

- осуществлять контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя);

- освоение логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (под руководством учителя);

- адекватно принимать успех (неуспех) учебной деятельности и понимать их причины;

- уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

- использовать речевые средства и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач (под руководством учителя);

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

Второклассник научится:

- регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений

и текстов;

- регулировать оптимальную силу голоса;

- называть основные органы артикуляционного аппарата;

- чётко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией;

- удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую;

- воспроизводить несложный ритм;

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы:

а) смыслоразличительная функция

б) слухопроизносительная дифференциация фонем

в) фонематический анализ и синтез

Второклассник научится:

- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов

- выделять __________и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);

- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и

согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие

согласные;

- определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры;

- выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов,

- сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением;

- составлять схему дву- и трехсложного слова

- синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков.

3.Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова)

Второклассник научится:

- правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные,

переднеязычные, губные) звуки

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова

Второклассник научится:

- воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,

- воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва)

- самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры

(сковородка, скворечники, представление)

5. Формирование просодических компонентов речи:

а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

Второклассник научится:

- воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;

- воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///);

- использовать паузу для ритмической организации речи;

- различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)

6.Профилактика нарушений чтения и письма

Второклассник научится:

- различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;

- дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш,

ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и другие;

- делить слова на слоги для переноса.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;

- демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

- различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;

- дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;

- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов;

- определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры;

- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;

- составлять схему четырехсложного  слова со стечением согласных;

- синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков;

- произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных;

- воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением соппозиционными  звуками;

- воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал);

- четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)

- научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и

составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение);

- использовать паузу для интонационной организации речи;

- воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно;

- интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений  воспроизводить предложения и тексты;

- обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;

- сравнивать звуковой и буквенный состав слова;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя), корректно сообщать товарищу об ошибках.

- включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.

- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.

- составлять устные связные высказывания с элементами творчества.

С учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных

потребностей обучающихся с ТНР предметные результаты: (в редакции  ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.))

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно –акустическим признакам);

- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;

- сформированность лексической системности;

- умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться

как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

- овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

- понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Результаты освоения содержания коррекционных курсов и подгрупповой/индивидуальной логопедической работы определяются уровнем речевого развития (I уровень, II уровень, III уровень по Р.Е. Левиной), видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание и пр.), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. (в редакции ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.))

1.4.Содержание коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»      2 класс (68 часов)

Фонематические процессы и звукопроизношение

Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Обучающиеся учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Третий этап – этап интеграции, т. е. обучающиеся приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными –  посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к

началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Лексико-грамматический строй

Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов- антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной  речи.

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм  словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и  множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации  действия, распространять их однородными членами.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу,предложенному  плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

Работа над просодической стороной речи. Обучение технике  нижнее - диафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.

Развитие умения регулировать темп речи в зависимости о т содержания  высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Развитие  интонационной выразительности речи включающую в себя:

-мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы);

-фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей

- напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания, тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)

1.5. Календарно-тематическое планирование индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с ТНР 2 класс

Раздел.

Тема занятия.

Дата

проведения

Логопедические

задачи

Коррекционные

задачи

  1.  Фонематические

процессы и

звукопроизношение – 13 ч.

1-2

Звукобуквенный анализ слов.

Научить определять звуко –буквенный анализ слов

Развитие фонематического слуха

3-4

Деление слов на слоги

Научить делить слова на слоги

Развивать силу голоса, фонематический слух

5-6

Ударение

Научить ставить правильно ударение, находить ударные и безударные слоги.

Развивать силу голоса, фонематический слух

7-8

Транскрипция

Познакомить  с разделением звуков на звонкие и глухие

Развивать силу голоса, фонематический слух

9-10

Транскрипция

Познакомить с разделением звуков на твёрдые и мягкие

Развивать фонематическое восприятие и память

11-13

Фонетический разбор слова

Научить соотносить количество и порядок

расположения букв и звуков в слове

Развивать фонематическое восприятие и память

  1. Лексико-

грамматический  строй речи

(33 часа)

1-2

Значение слова. Изменение слов по числам

Познакомить с разными значениями слов. Научить изменять слова по числам

Активизация и обогащение словаря.

3-4

Изменение слов по родам.

Научить различать слова по родам.

Активизация и обогащение словаря.

5-6

Родственные, однокоренные слова

Научить находить однокоренные и родственные слова

Активизация и обогащение словаря.

7-8

Однозначные и многозначные слова

Научить находить однозначные и многозначные слова

Активизация и обогащение словаря.

9-10

Части слов

Познакомить с частями слов: корень, суффикс, приставка, окончание

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

11-12

Разбор слова по составу

Научить основам словообразовательного разбора: вычленение окончания и основы, в

составе основы находить корень, приставку, суффикс.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

13-14

Слова, обозначающие предмет

Познакомить со словами –существительными, с вопросами на который они отвечают.

Активизация и обогащение словаря.

15-16

Слова, обозначающие признак предмета

Познакомить со словами –прилагательными, с вопросами на который они отвечают.

Активизация и обогащение словаря.

17-18

Слова, обозначающие действия предмета

Познакомить со словами –глаголами, с вопросами на который они отвечают.

Активизация и обогащение словаря.

19-20

Изменение слов, обозначающих предмет  по родам

Познакомить с женским, мужским, средним родами.  Учить их различать .

Активизация и обогащение словаря.

21-22

Изменение слов, обозначающих предмет  по числам

Продолжить работу по различению единственного и множественного числа

Активизация и обогащение словаря.

23-24

Изменение  слов, обозначающих действия

по временам и числам.

Познакомить с настоящим, прошедшим и будущим временам глаголов

Активизация и обогащение словаря.

25-26

Соединение слов в словосочетания

Учить согласовывать слова  в словосочетаниях по числам и родам

Активизация и обогащение словаря.

27-28

Соединение словосочетаний в предложения

Учить согласовывать словосочетания в предложениях

Активизация и обогащение словаря.

29-30

Главное и зависимое слово в словосочетании

Научить  в словосочетании

находить главное слово и зависимое,

ставить от первого ко второму вопрос.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

31-32

Главные и второстепенные члены предложения

Учить находить в предложении основы

(подлежащего и сказуемого) и

второстепенных членов предложения

(дополнения, обстоятельства,

определения).

Активизация и обогащение словаря.

33

Смысловые вопросы в словосочетаниях

Учить ставить  смысловые вопросы к разным членам предложения.

Развивать логическое мышление

  1. Развитие связной

речи и речевого

общения ( 22 часа)

1-2

Текст. Основная мысль текста.

Учить определять тему и основную мысль

(основное переживание) текста.

Активизация и обогащение словаря.

3-4

План текста.

Учить составлять план текста и использовать его

при устном изложении

Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание.

5-6

План изложения.

Учить составлять план текста и использовать его

при  письменном изложении

Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание.

7-8

План устного сочинения

Учить составлять план текста и использовать его

при  устном сочинении

Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание.

9-10

План письменного сочинения

Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание.

11-12

Текст. Абзацы в тексте.

Учить разделять тексты на абзацы, оформляя

это членение на письме.

Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание.

13-14

Написание письма другу.

Учить правильно оформлять элементарные письма.

Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание.

15-16-17

Чтение текста с последовательным пересказом

Развивать умение связно и последовательно пересказывать небольшой текст

Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание. Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма.

18-19

Составление рассказа по сюжетной картинке

Развивать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам

Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание

20-21

Разучивание наизусть прозаических текстов

Развивать умение учить наизусть прозаические тексты

Развивать зрительную и слуховую память и внимание. Формирование просодических компонентов речи: интонации, логического ударения

22

Разучивание наизусть стихотворных текстов

Развивать умение учить наизусть стихотворные тексты

Развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;

Итого: 68 часов

1.6. Материально- техническое обеспечение коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки  предметные, таблицы) в соответствии с основными   темами программы обучения.

Демонстрационные пособия

«Алфавит»

«Лента букв» наглядное пособие для начальной  школы

«Слоговая таблица»

«Разбор слова»

«Пиши правильно»

«Гласные звуки и буквы русского языка»

«Части речи»

С возможностью  демонстрации  (крепления, магниты)

Экранно-звуковые пособия

Презентации, отражающие темы коррекционного  курса

1.7. Учебно-методическая литература:

1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] Е.Ф. Архипова // Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 123

2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ И.В.Блыскина. — СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.

3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда [Текст]/ О.Б. Иншакова — М.: ВЛАДОС. — 280 с.

4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

[Текст]/Е.Н.Краузе // Практическое пособие. — СПб. : КОРОНА – Век. — 80 с.

5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах

[Текст] / Р.И. Лалаева //Методическое пособие для учителя-логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.

6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] /В.И.Селиверстов//

Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных

заведений. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.

8. Соломатина Г. Н. Устранение дизартрии  у детей. Методы обследования и коррекции. [Текст] //Г.Н.Соломатина .,В.М. Водолацкий. — М.: ТЦ Сфера. — 160 .

1.8. Диагностическим инструментарием, подтверждающим результативность  Адаптированной программы курса: «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются: - динамические наблюдения за состоянием устной речи (произношение), динамические наблюдения за состоянием чтения, динамические наблюдения за состояние письма по слуху и при списывании текста. В приложении прилагаются: заключение ПМПК от 31.05.2018 г. Протокол №256, речевая карта, индивидуальная карта,  карты динамического наблюдения чтения и письма Копатевой Валерии Андреевны -18.02.2011 г.р., которой было рекомендовано обучение по АООП (вариант5.2). Коррекционная работа велась по данной АООП с 2018 г.по 2020 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)

Целевое назначение программыЦель программы –  общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учител...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Рабочая программа учебного предмета «Письмо» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...

Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ФГОС ООО для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии (Программа) составлена на основе авторской программы члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.Д. Симоненко в соответстви...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ для обучающихся 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ для обучающихся 1-4 классов...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)

Представленная рабочая программа предназначена  для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТН...