Технология формирования слоговой структуры
материал

Грушина Александра Михайловна

Образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_slog.struktury.docx77.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Технология формирования слоговой структуры

(Бабина Г.В.,Большакова С.Е.,Четверушкина Н.С.)

Учитель-логопед

Грушина А.М.

Содержание

1.Теоретическая часть

2.Список литературы

3.Методическая база

Цель образовательной технологии - построение системы коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов для детей с умственной отсталостью, способствующей успешной социализации детей

логопатов.

Задачи:

1. Формирование слоговой структуры слов, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развитие коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря

посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

3. Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности детей и общей координации движений, мелкой моторики.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове.

От уровня практического владения словесной речью зависит не только усвоение курса родного языка, но и приобретение других знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, грамматические нормы языка, может обеспечить полноценное общение с окружающим, стать основным средством познавательной деятельности. Недостатки, несовершенства, расстройства речи могут нанести непоправимый вред для формирующегося человека.

Поэтому слоговая структура  у детей с речевой патологией рассматривается в системе, в первую очередь во взаимосвязи со словарем и звуковым составом слова. Словарь ребенка с речевыми нарушениями страдает как в качественном, так и в количественном отношениях. Одним из проявлений нарушений словаря в качественном отношении являются всевозможные дефекты слоговой структуры.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

Отклонения от правильного  слогового звучания могут проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов:
  • сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
  • опускание слогообразующей гласной  - “пинино” = “пианино”
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
  • перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
  • вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
  1. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”
  2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы”.
  4. Контаминации (смешение слов) “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

- подготовительный  (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

2.   Работа над ритмом  (сначала над простым,  затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

3.   Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.   Упражнения на развитие динамического праксиса рук:  выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу,  по  словесной  инструкции  или  под  счет:  кулак  — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.  Упражнения на развитие реципрокной координации рук:    выполнение  движений  одновременно  обеими  руками   (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

6.   Графические  упражнения  на  переключение  (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Для детей с низким уровнем речевого развития  предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем школьном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими школьниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности, игры, сопровождающиеся речью, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

1)Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

2)Произнести звук О  столько раз,  сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

3)Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом,  чтение букв,  запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А  У  И  О;  АУ  ИА  ОА;  АУИ  ИАУ;  АУА  УАУ; АУИА  ИУАО;

4)Узнавание   серии   звуков   по   беззвучной   артикуляции и произнесение их с голосом;

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

1)Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

2)Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

3)Упражнение  с  пальцами  «Пальчики  здороваются»  (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

4)Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

5)Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

6)Наращивание   слогов   («Скажи   на  один   слог  больше, чем я»):  са-со...;

7)Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

8)Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су,

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

1)Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

2)Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

3)Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

4)«Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

5)Запись слогов различных типов под диктовку;

6)Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи).

Уровень слова

При  отработке  слов различной  слоговой  структуры  надо учитывать следующее:

а)  структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б)  формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в)  в  наиболее  тяжелых  случаях  работу  следует  начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний.  (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);

г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания - объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика -слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное - не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.

На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговари-вание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама — мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова — Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка — белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

    - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

   - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности ученика и характер нарушения слоговой структуры слова.

    - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

    - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

    - Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

В результате планомерной и систематической работы ученик:

-  достаточно свободно владеет устной речью,

-  может использовать речь для выражения своих мыслей, желаний, чувств;

-  практически всегда правильно произносит слова разной слоговой структуры как отдельно, так и в потоке речи, а при допущенной ошибке может сам ее исправить (исключения составляют малознакомые слова со сложной слоговой структурой).

Список  литературы.

1.З.Е.Агранович.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-пресс, 2009.

2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010.

3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Волкова Л. С. Логопедия: Учеб. Пособие для пед. институтов по специальности «Дефектология». - М.: Просвещение, 1989.

5. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008.

6. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001.

7. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Аркти, 2002.

8. Шалаева, Г. С. Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2008.

Приложение 1.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Основные приемы развития слоговой структуры слова

в условиях занятий во внеурочное время»

Цель: помочь педагогам овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях внеурочных занятий с детьми.

Задачи:

- активизировать знания о слогах;

- уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми;

- обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;

- закреплять навык звуко-слогового анализа слова;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности педагогов в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Логопед формируют и автоматизируют речевые навыки у детей, а педагоги в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

Детям логопед объясняет, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па) Затем логопел предлагает сосчитать количество частей в слове. Например: « Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).

Так же логопед говорит детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч. Игры с мячом:

- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;

- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- регулируют силу и точность движений;

- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки как и раньше красными, синими и зелеными кружочками. Рассмотрим это на примере.

1. Определите сколько в слове вата частей. (В слове вата 2 части).

2. Сколько в слове вата всего звуков? (В слове вата всего 4 звука).

3. Назовите первый звук в слове. (Звук [в] — первый в слове вата. Он согласный, твердый, обозначается синим квадратом).

4. Назовите второй звук в слове вата (Звук [а] — второй в слове вата, он гласный, обозначается красным квадратом).

5. Назовите третий звук в слове (Звук [т] — третий в слове вата, он согласный, твердый, обозначается синим квадратом.)

6. Назовите последний звук в слове вата. (Звук [а] — последний в слове вата, это гласный звук, обозначается красным квадратом).

Приложение 2.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Формирование слоговой структуры слова»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

– сокращение слога;

– опускание слогообразующей гласной;

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Определены два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Приложение 3.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

«Работа с детьми по предупреждению

нарушения слоговой структуры слова».      

Нарушение речи являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематических нарушений,  лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)

 3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт - лимон)

4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)

5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)

6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».

2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

 3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным).

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона. «Веселые инструменты»

Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

 «Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

1. Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

1. Графические упражнения. «Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

1. Артикуляционная гимнастика        «Весёлый язычок»

1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок «Репка», «Теремок».

2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова. «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.) «Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

1. Игры направленные на формирование чувства рифмы. «Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов) «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки). В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно–логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Приложение 4.

Игры на развитие слоговой структуры слова

1) Игра «Переставь слоги или звуки»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.

По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос - сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Банка - кабан.

Мышка - камыш.

Волос - слово.

Баян - баня.

Марка - рамка.

Капал - палка.

Насос - сосна.

Колос - сокол.

Вобла - обвал.

Вилка - валнк.

Майка - кайма.

2) Игра «Прохлопай слово»

Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

3) Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»

Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

4) Игра «Назови заданный слог в слове»

Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.

Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

5) Игра «Наоборот»

Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.

Оборудование: ряды слогов для преобразования.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва.

Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

6) Игра «Выложи слог, который услышишь»

Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.

Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.

 Описание. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»

Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.

Описание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’

8) Игра «Найди ударный слог в слове»

Задача: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.

Описание. Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.

Например, паук - ударный слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень - о-; малина -ли- и т. д.

9) Игра «Распутай слова»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

10) Игра «Какой новый слог появился в слове?»

Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

Описание. Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.

11) Игра «Преврати одно слово в другое»

Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или слогов.

Описание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран - банан, бетон - батон, кулак - + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок).

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект логопедического занятия на тему:

«Звуковой анализ двусложных слов.»

                                                                                                               Выполнила:

                                                                                                   учитель — логопед

                                                                                                           Грушина А.М.

Тема. Звуковой анализ двусложных слов.

Цель: Формирование навыков звукового анализа двусложных слов.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить понятие о слоге как части слова.

- учить детей делить на слоги двусложные слова;

- упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове;

- развивать навык звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствование речемыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, умозаключение);

- учить запоминать необходимую информацию и правильно её  воспроизводить;

- обогащать словарный запас;

- совершенствовать навыки словообразования (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- создавать положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность;

- воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

Оборудование:   зеркала,  разрезная азбука, картинный материал: морковь, тыква, лук, репа, лимон, груша, банан, редис, свёкла; мяч.

 

Ход занятия.

№п\п

Содержание

Примечания

1

Организационный момент

Логопед предлагает ученикам назвать один звук и сказать, какие органы артикуляционного аппарата участвуют в его образовании.

2

Артикуляционная гимнастика.

«Сказка о весёлом Язычке»

- Проснулся Язычок. Открыл окошко. Осень пришла.  Выглянул из окна (открыть рот широко), посмотрел вверх – не светит ли солнышко, вниз нет ли луж на улице, по сторонам – нет ли его друзей.

Вышел во двор, а там – Лягушонок (улыбка) морковку копает, Слоник («хоботок») яблоки собирает.

Пригласил их в гости, а дома мама тесто месит, блины печёт («Лопатка»).

Зеркала, картинки.

2

  1. Упр.: «Колечки».
  2.  «Фонарики».

3

Работа с гласными.

- Вычеркните все гласные буквы:

АВОПЫРЭОВИМУЬВТИРЛУВАТ

- Подсчитайте получившееся количество букв.

Карточка-задание

10 БУКВ

2

1

Сообщение новой темы.

1. Логопед произносит слог ЛИ)

- Понятно ли вам,  что я хотела сказать? ( Ученики отвеча-ют, что непонятно.)

(Аналогично логопед работает со слогом МОН.)

-А теперь ЛИ-МОН.

- Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово.

- Часть слова называется слогом.

- Посмотрите на картинку. Вот…  (Апельсин)

- Что это у апельсина? (Дольки)

- Слова делятся на части, как на дольки апельсин. Эта долька и называется слогом.

 - Сегодня мы будем учиться делить слова на слоги.

2. - Произнесите слово АРБУЗ, протяжно произнося гласные звуки.

- Назовите гласные, определите их количество.

- Сколько слогов в слове АРБУЗ? (Два.)

- Количество гласных всегда соответствует количеству слогов.

Картинка (очищенный апельсин )

2

Работа с разрезной азбукой.                                                                        

(Закрепление. Деление слов на слоги.)
- Скажите, что помогает нам узнать, сколько в слове слогов? (Гласные звуки.)

- Определяйте гласные звуки (просит отдельного ученика протянуть гласные) и выкладывайте буквы перед собой.

- Сколько гласных? Сколько слогов?

(Логопед читает слова)

- Уберите азбуку.

Разрезная азбука.

Плоды, стручок, шпинат, дыня, томат,

гранат, киви.

3

Работа в тетрадях (звуковой анализ слов)

- Спросите меня об этом (показывает перевёрнутую картинку)  

- Поставьте вопрос к слову тыква. (Что это?)

- Что обозначает это слово? ( Слово «тыква» обозначает овощ.)      

- Как в тетради схематично изобразим это слово? (Одной чертой.)

- Произнесём протяжно, определим гласные звуки. (Ы, А).

- Значит, сколько в слове слогов? (Два.)

- Наше изображение разделим вертикальной чертой на две части.

- Произнесите первый слог. (ТЫК)

- Какой гласный тянется? (Ы)

- Какие другие звуки вы слышите? (Т,К)

- Произнесите второй слог. (ВА)

- Какой гласный тянется? (А)

- Какие другие звуки вы слышите? (В)

   Аналогично изображаются графически  другие слова:

Картинка: тыква

Логопед читает слова:

укроп, салат, горох, фасоль,

*морковь, шпинат.

3

Физминутка.«Дерево»

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками.

- Представьте, что вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

- Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх.Затем напрягите тело и вытянитесь.

-Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. 

4

1

Закрепление.

(На доске – картинки: морковь, тыква, лук).

- Найдите «лишнюю» картинку. (Лук -1 слог)

(Добавляются другие картинки)

- Разделите картинки на две группы. (Фрукты-овощи)

Картинки:морковь, тыква, лук, репа, лимон, груша, банан, редис,свёкла.

2

- Наш урожай рассыпан. Давайте сложим слова.

ПЕР-СИК, ХУР-МА, СЛИ-ВА, БА-НАН

- Соедините яблоки, чтобы получились слова.

- Что получились за слова? Что их объединяет? (Это фрукты. )

Задание на карточке.

(Яблоки с записанными на них слогами)

3

Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька -  для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька – для бобра.

Ну, а волку – кожура!

Он сердит на нас , беда!

Разбегайтесь кто куда!

4

Самостоятельно

- Составьте слово по первым звукам.

- Что получилось? (Груша. )

- Разделите на слоги. Начертите в тетради схему.

Карточка-задание

5

Чтение слов.

- Прочитайте слова. Найдите и подчеркните слова из двух слогов.

Ведро, боб, редька,лук,перец, шпинат, свет, плод, манго.

Карточка-задание

5

Игра с мячом.

«Назови ласково»

- Я буду называть фрукт или овощ, а вы называйте его ласково.

Яблоко -

лук -

огурец -

морковь -  

баклажан -

Лимон -

чеснок-

помидор -

укроп -

мандарин -

Мяч.

6

Итог.

- Ох и урожай мы сегодня собрали.

- О чём мы говорили? (О фруктах и овощах.)

- Что учились делать? (Делить слова на слоги, определять количество слогов).

- Назовите по три слова, в которых 2 слога.

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект логопедического занятия на тему:

«Слогообразующая роль гласных.»

                                                                                                               Выполнила:

                                                                                                   учитель — логопед

                                                                                                           Грушина А.М.

Тема: Слогообразующая роль гласных.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «слог»;

- познакомить с делением слов на слоги;

-  учить различать понятия «слово» и «слог»;

- познакомит детей с открытыми и закрытыми слогами.

- упражнять в отраженной речи;

- развитие навык словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Ход занятия.

Содержание

Примечания

I

Орг. момент.

II

Артикуляционная гимнастика

Комплекс «Сильный язычок»:

- «Птенчики» - рот открыт, язычок лежит спокойно.

- «Месим тесто» - шлёпать по языку и произносить пя-пя-пя…

- «Трубочка» - рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Вычеркните все гласные буквы:

О А П с Л у О В а П Д ы в Ж э  В л о ф А О

Задание

2

III

1

Деление слов на слоги и выделение гласных голосом.

А) из двухсложных слов. Логопед произносит слово ГОРЫ по слогам, выделяя гласные голосом.

- «ГО» какой вы слышите гласный в этом слоге? (о), «РЫ» – (ы).

- Сколько слогов в слове ГОРЫ?

- Сколько гласных в этом слове? Назовите гласные в слове ГОРЫ.

 

2

Из односложных слов.

Логопед произносит слово ДОМ. Ученики выделяют голосом гласную и определяют количество слогов.

-  Как   вы догадались, что в слове один слог?

3

Из трехсложных слов.

МАШИНА.

- Сосчитайте количество слогов, выделите гласные из каждого слога, определите количество гласных.

- Что вам помогло определить количество слогов в слове?

Итак, количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове.

3

4

Практическая часть

Выделить гласные из слов. Определить количество слогов в слове.

(Каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога.)

Слова:      СОМ. САМ, МЫЛ, ЖАР, МЫЛО, НОТЫ, СОДА, ДУШНО, КРЫЛО, САПОГИ, БЕРЕЗА, КАЛИНА, МАШИНА, ДОМИКИ.

Работа с картинками.

Рассмотрите и назовите картинки. Начертите графические схемы слов.

Впишите в схемы гласные.

Картинки:, куст, бант - 11,кит - 3, кнопка, гвозди - 12, ананас, бегемот – 7, автобус, шиповник - 9

Логопедическая физминутка.

«Лягушка», «Кулак-ребро-ладонь»

Составление схем (самостоятельно)

- Я буду называть слова, а вы составьте схемы слов из слогов.

ДОМ, КОТ, КРЫША, КАРТИНА.

- Назовите слова, схемы которых вы составляли, выделите гласные в этих словах.

Списать слова,  разделить их на слоги:

Образец: РЫ – БА

Проверка: прочесть слово, назвать количество слогов, выделить гласные.

САНИ, ШАРИК, ВАЗА, МУЗЫКА.

4

Назовите овощи.

Игра «Назови ласково»

Мяч

5

 Итог занятия.

- Что делали на занятии? Как вы определяли количество слогов в словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...

Технология формирования слоговой структуры слова

Технология формирования слоговой структуры словаФормирование слоговой структуры слова у детей с ОВЗ Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими про...