статья "Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта"
статья

Хоменко Дарья Олеговна

В статье  рассматриваются особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Хоменко Дарья Олеговна

учитель-дефектолог,

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»,

Россия, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, компоненты психологической готовности к школе, технология психолого-педагогического сопровождения.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Khomenko Daria Olegovna, teacher-speech pathologist,

Regional state state educational institution that implements adapted basic General education programs "School No. 1»,

Komsomolsk-on-Amur, Russia

Abstract.

In this article, we consider the features of psychological readiness for school in children with intellectual disabilities. We consider the forms of work that contribute to the formation of psychological readiness for school in preschool children with intellectual disabilities.

 Keywords: psychological readiness for school, preschool children with intellectual disabilities, components of psychological readiness for school, technology of psychological and pedagogical support.

Согласно федеральному образовательному стандарту дети с нарушениями интеллекта (далее – с НИ) поступают в первый класс по достижении семилетнего возраста, независимо от уровня психофизиологического развития и психологической готовности [7]. Поэтому готовность к школе старшего дошкольника, по логике, должна быть максимальной.

Дети с нарушениями интеллекта – это дети, имеющие в развитии стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга [2].

У детей с нарушениями интеллекта обнаруживается своеобразный путь психолого-социального развития, а, следовательно, психологическая готовность к школе является индивидуальной [4, 6].

В нашей статье рассмотрим особенности проявления психологической готовности к школе у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [9].

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [2].

Готовность к школе (по Л.А. Венгер) – определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать следующие элементы (рис. 1) [3]:

Рис. 1. Компоненты психологической готовности к школе

Общие характерные черты психологического развития практически всех дошкольников с нарушениями интеллекта – это инфантилизм, поверхностное понимание социальных процессов [8].

Рассмотрим подробнее особенности проявления психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта (таблица 1).

Таблица 1

Особенности психологической готовности к школе у детей с НИ

Компонент психологической готовности к школе

Проявление в поведении дошкольника с нормой

Проявление в поведении дошкольника с НИ

Причины проявления компонента психологической готовности к школе

Мотивация дошкольника

Дошкольник «хочет идти в школу», желает учиться и достигать школьных успехов, самоутверждается в позиции школьника [6].

Дошкольник «хочет идти в школу», потому что «все идут». Педагогическое воздействие в духе «учиться – значит, трудиться» приводит к скорому отказу от данного желания

Защитная реакция, предупреждение неудач, низкая самооценка, что объясняет внешнюю мотивацию дошкольника к обучению в первом классе

«Внутренняя позиция школьника» по Л.И. Божович [1] или личностная готовность

Ребёнок готов к выполнению новых обязанностей, связанных со школьным обучением. Адекватно воспринимает, предъявляемые к нему требования

Позиция как таковая не сформирована, ребёнку нравится внешний вид (школьная форма), новые учебные принадлежности

Превалирует игровая форма деятельности [10], незрелые социальные связи не позволяют обучающемуся с НИ выстраивать межличностные и внутриличностные отношения более высокого уровня.

Волевая готовность

Дошкольник обладает регулятивной функцией, которая проявляется в умении ставить цель, действовать согласно намеченному плану, оценивать собственный результат [6].

Ребенок не способен к устойчивому волевому усилию, «соскальзывает с деятельности», неадекватно оценивает результат собственной деятельности.

Психолого-физиологические особенности детей с  НИ требуют снижения любой нагрузки на ребёнка [10], особенно в период предшкольной подготовки. Положительный эмоциональный фон, игровые моменты способствуют снижению психологического напряжения.


Продолжение таблицы 1

Интеллектуальная готовность

Ребёнок овладел основными мыслительными операциями анализа, обобщения, сравнения и т.п. Имеет достаточный уровень общей эрудиции, обычно ребёнок имеет базовый уровень дошкольной подготовки [6].

Ребёнок к старшему дошкольному возрасту уже успевает осознать, что многое у него не получается, как у сверстников. Испытывает трудности в проведении простых логических операций, не вникает в причинно-следственные связи, выстраивает поверхностные суждения [8]

Физиологические причины развития ребёнка с НИ, вторичные дефекты обуславливают интеллектуальную недостаточность дошкольников [10]. В совокупности с эмоциональной незрелостью и социальной зависимостью

Познавательная активность

Дошкольник стремится получить неизведанное для себя знание, интересуется новым, находит элементарные причинно-следственные связи [6].

Дошкольник не испытывает потребности в познании окружающего мира. Познавательная деятельность требует стимуляции и руководства со стороны взрослого.

Познавательная активность дошкольника с НИ осуществляется в зоне ближайшего развития [10].

Сложность в образовании новых нейронных связей не способствует развитию познавательного интереса у дошкольников,  ведёт к усложнению получения нового знания [8].

 

Рассматривая проявления всех компонентов психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта, мы можем сделать следующие выводы:

- дошкольники с НИ требуют постоянного социально-психолого-педагогического сопровождения,

- предшкольная подготовка детей с НИ должна проходить в специально созданных условиях, с учетом психолого-физиологической и эмоциональной нагрузки,

- при организации работы с детьми с НИ в целях формирования оптимальной психологической готовности к школьному обучению необходимо использовать различные формы деятельности, в том числе индивидуальный и дифференцированный подход,

- особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта предполагают использование специальных технологий психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение по формированию психологической готовности к школе целесообразно организовывать в стенах ДОУ не менее, чем за 1-1,5 года до поступления в школу.

Технология психолого-педагогического сопровождения подразумевает использование следующих форм работы:

- индивидуальное и групповое консультирование семей, в которых воспитываются дети с НИ,

-  тренинги по выработке стратегий развития ребёнка совместно с семьёй,

- педагогические консилиумы по утверждению программ развития ребенка,

- психолого-педагогическая диагностика дошкольников с НИ,

- коррекционные занятия по устранению недостатков развития детей интеллектуального, психомоторного, регулятивного, эмоционально-волевого характера.

Рассмотрим, какие формы технологии психолого-педагогического сопровождения будут способствовать формированию компонентам психологической готовности старших дошкольников с НИ (таблица 2).

Таблица 2

Формы реализации технологии сопровождения с целью формирования школьной психологической готовности ребенка с НИ

Компонент психологической готовности к школе

Приемлемые формы реализации технологии психолого-педагогического сопровождения

Средства формирования школьной психологической готовности детей с НИ

Мотивация дошкольника

Различные формы психолого-педагогической поддержки, совместная работа с родителями, консультативная работа

Создание ситуации успеха; знакомство с новой деятельностью (обучение).

Личностная готовность

Коррекция различных сторон личностного развития ребёнка

Обучение различным способам деятельности, введение учебной деятельности через задания творческого характера. Реализация охранного режима взаимодействия с детьми.

Волевая готовность

Обучение планированию, следованию алгоритму, формирование установки доводить дело до конца.

Интеллектуальная готовность

Коррекционно-развивающие занятия, способствующие сглаживанию вторичных дефектов интеллектуальной недостаточности.

Познавательная активность

Использование различных образовательных форм деятельности с целью повышения познавательной активности

Воспитательные формы деятельности, способствующие расширения кругозора детей с НИ (экскурсия, исследование, игра).

Таким образом, мы констатируем, что в практике работы с детьми с НИ рекомендуется использовать технологию психолого-педагогического сопровождения, а также, различные формы коррекционно-развивающей деятельности, способствующих формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с ИН.


Список использованных источников

  1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М., 1972. - С. 7-44.
  2. Большой психологический словарь - [Электронный ресурс] - Издание 4-е, расширенное / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - 2019. - https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf - (дата обращения: 12.10.2020)
  3. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.
  4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. – М., 1991. -c.383-389.
  5. Мещерякова М. В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] - http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981 (дата обращения: 12.10.2020)
  6. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-175 с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - [Электронный ресурс] - https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_PrAOOP_UO_03_04_2015.pdf (дата обращения: 12.10.2020)
  8. Чудова А.В. Готовность детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению. - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-detey-s-narusheniem-intellekta-k-shkolnomu-obucheniyu/viewer (дата обращения: 12.10.2020)
  9. Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. - Ш62 Гродно: ГрГУ,2002. - 119 с. 2002.
  10. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Курсовая работа на тему Формирование готовности к овладению грамотой у детей с нарушением интеллекта

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и...

Рабочие программы по профильному труду (ПМОП) для адаптивной школы (дети с нарушением интеллекта)

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса (для детей с нарушением интеллекта) содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, рас...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА"

В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у ...