Программа "Культура поведения и общения"
рабочая программа

Архипова Нина Анатольевна

Программа по формированию культуры поведения и общения предназначена для детей с умственной отсталостью начального звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura_povedeniya.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеобразовательная

 «Культура поведения и общения»

для детей с умственной отсталостью

(1-4 классы)

Пояснительная записка:

Основная задача программы – дать обучающим знания в сфере культуры поведения и общения. В ходе бесед обучающиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения и культуры поведения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования их личности являются навыки общения.

Благодаря общению они учатся копировать образцы поведения других детей и взрослых. Вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у детей. На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции воспитанников.

Предлагаемая программа предполагает разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого ребенка, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

 Цель программы:

  • Формирование базовой культуры личности ребенка.

Задачи:

  • дать знания в сфере культуры поведения и общения.

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у детей навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Формы организации деятельности:

  • беседы, викторины
  • тренинги общения
  • обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
  • ролевые игры
  • Чтение художественной литературы
  • Игры - драматизации


Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей и культуры поведения;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Что такое речь?

3

Правила знакомства

1

Отношение к старшим

2

Отношение к малышам

2

Правила извинения и просьбы

1

Правила поведения в столовой, за столом

8

Правила поведения с гостями, в гостях

5

Правила благодарности и отказа

2

Искусство дарить подарки

1

Правила поведения в общественном транспорте

2

Общение через письма

1

Как вести себя в общественных местах

2

Как правильно разговаривать по телефону

4

Правила поведения в театре и кино

2

Роли, которые мы играем в жизни

2

Кто – кому – что – зачем говорит.

2

Культура речи при общении

1

Как вести себя в храме

1

Этичные и неэтичные поступки

2

Отзывчивость и доброта

4

Поступки человека и его характер

4

Культурный человек

2

Уроки хороших манер

3

Громкость речи

1

Темп речи

2

Тембр речи

1

Несловесное общение

3

Тон речи

2

Азбука приветствий

11

Прощание

2

Благодарность

1

Обращение, вступление в контакт

1

Поведение в семье

2

Поведение в школе

2

На улице

2

В магазине

1

Отправляясь в путешествие

3

Ежели вы вежливы…

3


Календарно-тематическое планирование на учебный год

Тема занятия

Основной вид учебной деятельности

Дата проведения

Что такое речь?

Для чего нужна речь?

Беседа

Слово сообщает, веселит, утешает.

Беседа

Какой бывает речь?

Практикум

Правила знакомства

Правила знакомства, представления и обращения

Разыгрывание ситуаций

Отношение к старшим

Проявление любви и уважения, заботы и сострадания

Беседа

Забота о старших.  Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

Беседа

Отношение к малышам

Как надо относиться к малышам?

Беседа

Помощь и забота, по отношению к маленьким.

Проблемная ситуация

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы

Разыгрывание ситуаций

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой.

Беседа

Знакомство с правилами поведения за столом

Беседа

Как пользоваться салфеткой

Практикум

Как пользоваться столовыми приборами

Практикум

Как правильно есть некоторые продукты

Беседа

Как есть десерт и фрукты

Беседа

Как и о чем разговаривать за столом

Беседа

Ролевая игра «Мы в столовой»

Практикум

Правила поведения с гостями, в гостях

Знакомство с правилами поведения с гостями

Беседа

Знакомство с правилами поведения в гостях

Беседа

Перед приходом гостей

Беседа

Как принимать гостей

Беседа

Как принимать подарки

Разыгрывание ситуаций

Правила благодарности и отказа

 Знакомство с правилами благодарности

Моделирование ситуации

Знакомство с правилами отказа

Моделирование ситуации

Искусство дарить подарки

Как правильно выбирать и дарить подарки

Разыгрывание ситуаций

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

Беседа

Ролевая игра «В автобусе»

Разыгрывание ситуаций

Общение через письма

Письмо другу, как способ общения с людьми

Беседа

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место?»

Беседа

Знакомство с правилами поведения в общественных местах

Беседа

Как правильно разговаривать по телефону

Знакомство с правилами общения по телефону.

Беседа

С чего начать разговор по телефону

Разыгрывание ситуаций

Телефонное хулиганство

Беседа

Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

Разыгрывание ситуаций

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами в театре

Моделирование ситуаций

Знакомство с правилами в кино

Моделирование ситуаций

Роли, которые мы играем в жизни

Семь наших «я»

Беседа

Постоянные и временные роли

Беседа

Кто – кому – что – зачем говорит.

Что? Кто? Кому? Как?

Беседа

Почему? Зачем?

Беседа

Культура речи при общении

Волшебные слова

Беседа

Как вести себя в храме

Знакомство с правилами поведения в храме

Беседа

Этичные и неэтичные поступки

Что такое этика, правила поведения

Беседа

Понятие об этикете.

Беседа

Отзывчивость и доброта

Понятие «доброта»

Беседа

Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека

Беседа

Что значит быть добрым человеком?

Беседа

Почему существует зло?

Беседа

Поступки человека и его характер

«Сильный» характер

Беседа

«Слабый»  характер

Беседа

Вредные и нужные привычки

Беседа

Роль поступков в формировании характера

Беседа

Культурный человек

Что такое культура

Беседа

Культура поведения в коллективе

Беседа

Уроки хороших манер

Правильно ли ты сидишь?

Практикум

А стоять ты умеешь?

Практикум

Это неприлично

Беседа

Громкость речи

Громко или тихо?

Беседа

Темп речи

Быстро или медленно

Беседа

Повторим без запинки

Практикум

Тембр речи

Индивидуальная окраска голоса

Практикум

Несловесное общение

Общение с помощью жестов

Беседа

Помощники устной речи

Беседа

Помощники устной речи

Практикум

Тон речи

Различаем тон человека

Беседа

Какой тон лучше?

Практикум

Азбука приветствий

Знакомство с правилами приветствия

моделирование ситуаций

Вы сказали «здравствуйте»

Разыгрывание ситуаций

Кто приветствует первым

Разыгрывание ситуаций

Как отвечать на приветствия

Разыгрывание ситуаций

Приветствие родных и знакомых

Разыгрывание ситуаций

Как говорить о людях

Беседа

Как знакомиться

Беседа

Как представлять людей друг другу

Беседа

Как представляться самим

Беседа

Умей построить беседу

Беседа

О чем лучше не говорить

Беседа

Прощание

Знакомство с правилами прощания

Моделирование ситуаций

Как люди прощаются?

Беседа

Благодарность

Я «спасибо говорю», если вас благодарю

Разыгрывание ситуаций

Обращение, вступление в контакт

Человек и его имя.

Беседа

Поведение в семье

Я и моя семья

Беседа

Совместные поступки, честь семьи

Беседа

Поведение в школе

Я – ученик

Беседа

Правила поведения на перемене

Беседа

На улице

Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми.

Беседа

Правила поведения на улице

Беседа

В магазине

Я- покупатель

Разыгрывание ситуаций

 Отправляясь в путешествие

Ты готовишься к поездке

Беседа

Осмотр достопримечательностей

Беседа

Походы , палатки и рюкзаки

Беседа

Ежели вы вежливы…

Вежливость- уважение другого человека.

Беседа

Ролевая игра «Вежливый слон»

Практикум

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук»

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура поведения и общения

Разработка урока "Культура поведения и общения" для учащихся 6 класса....

Речевое поведения и общение в англоязычной среде

Речевое поведения и общениев англоязычной среде.2013г. План:1. Практическая часть.2. Аналитическая часть Практическая часть В данном выступлении я хотела бы рассказать об основных идеях...

Анкета для родителей (изучение компетентности в поведении и общении ребенка)

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей....

Поведение - основа общения

Материал можно использовать при проведении классных часов в 4-7 классах на нравственные темы....

Классный час: Правила поведения при общении с незнакомыми людьми

Цели: обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса

Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....