Адаптированная рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Адапрированная рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированнай основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_5_klass.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на метод совете __________________ «_»_______2020 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «НСШ» ________В.Н.Хлебникова «___»_________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новомитропольская СШ» ____________Е.И.Ануфриев « » _________ 2020 г. Приказ № от «_»____2020 г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
__________________________________________________________
наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование ___________________________________________________________
(уровень образования)
Пять лет
___________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
(наименование программы)
Ксензова Елена Васильевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Новомитрополька
Рабочая программа
по предмету «Окружающий природный мир» для обучающейся Валуевой Марии.
Основание: справка ВК № 3от 29.08.2020 г.
Планирование составлено на основе:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.
3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г. № 345;
5.Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».
7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г.№4\15).
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Цель программы: - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы: - формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Адресность программы.
Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы Валуевой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание ДЦП, ребенок – инвалид, умеренная умственная отсталость).
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является частью учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю | ||
Количество учебных часов по учебному плану | Распределение недельной образовательной (по заявлению родителей) | ||
Количество часов, изучаемых с учителем | Количество часов для самостоятельной учебной работы | ||
5класс | 2 | 1 | 1 |
6 класс | 2 | 1 | 1 |
7 класс | 2 | 1 | 1 |
8 класс | 2 | 1 | 1 |
9 класс | 2 | 1 | 1 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Животный мир.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Растительный мир | Расширить представления о растениях. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. | 6 |
2 | Животный мир | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. | 12 |
3 | Временные представления | Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Уметь различать и характеризовать основные признаки и приметы четырех времен года. | 10 |
4 | Объекты неживой природы | Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. | 6 |
Итого | 34 |
6 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Растительный мир | Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. | 6 |
2 | Животный мир | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. | 12 |
3 | Временные представления | Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Уметь различать и характеризовать основные признаки и приметы четырех времен года. | 10 |
4 | Объекты неживой природы | Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. | 6 |
Итого | 34 |
7 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Растительный мир | Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. | 6 |
2 | Животный мир | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. | 12 |
3 | Временные представления | Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Уметь различать и характеризовать основные признаки и приметы четырех времен года. | 10 |
4 | Объекты неживой природы | Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. | 6 |
Итого | 34 |
8 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Растительный мир | Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. | 6 |
2 | Животный мир | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. | 12 |
3 | Временные представления | Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Уметь различать и характеризовать основные признаки и приметы четырех времен года. | 10 |
4 | Объекты неживой природы | Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. | 6 |
Итого | 34 |
9 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Растительный мир | Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. | 6 |
2 | Животный мир | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. | 12 |
3 | Временные представления | Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Уметь различать и характеризовать основные признаки и приметы четырех времен года. | 10 |
4 | Объекты неживой природы | Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. | 6 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 классов (для 10 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.
Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (для 10 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 12 классов (для 11 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.
Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 12 класса (для 11 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 12 классов (для 11 классов массовой школы) по геометрии.
Рабочая программа по геометрии для 12 класса (для 11 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на испо...
Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ....