Методические рекомендации
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Андреева Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Школьной программой по русскому языку определяется количество изучения слов с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). В программе усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Традиционно слова с непроверяемыми написаниями усваиваются обучающимися путем механического запоминания их графического облика. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках. Такая методика, ориентирует на заучивание словарных слов.

Работа со словарными словами, представленными в пособии, организована в занимательной форме, что одновременно позволяет развивать мышление обучающихся и обогащать их словарный запас.

Ребус - это увлекательная головоломка, в которой слово зашифровывается с помощью картинок и специальных символов. Задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово.  Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления обучающихся, расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, тренирует внимание. В основе решения ребусов лежат следующие правила их построения, с которыми необходимо ознакомить обучающихся на начальном этапе работы:

  • если слева или справа от рисунка нарисованы запятые, то с соответствующей стороны слова надо убрать столько букв, сколько запятых изображено;
  • если изображение в загадке перевернуто, то слово читается справа налево;
  • если над рисунком или рядом с ним изображена зачеркнутая буква, то она исключается из слова;
  • если около зачеркнутой буквы изображена другая буква (либо между буквами нарисован знак равенства), то эти буквы в слове заменяются;
  • цифры, написанные над картинкой задают порядок следования букв в слове;
  • если часть слова читается как числительное, в ребусе его обычно заменяют соответствующим числом;
  • если буква перечёркнута, то она  читается с частицей  «не»;
  • слова, имеющие в составе сочетания букв «перед», «за», «на», «под», «над», «за», обычно иллюстрируются за счет букв или картинок одной под другой или за другой. Буквы «с» и «в» могут выступать в качестве предлогов.

На ознакомление с этими правилами нужно потратить целый урок, построив его в форме игры или соревнования. Цель этого урока заключается ещё и в том, чтобы заинтересовать обучающихся данным видом работы, вызвать у них интерес, дать возможность поверить в свои силы. Слова в пособии расположены не в алфавитном порядке, а в том порядке, который предлагают авторы учебника по русскому языку.

Изучение каждого словарного слова идёт по следующему плану:

  1. На первой странице даётся ребус. Когда слово разгадано ребёнком, он может перевернуть страницу.

  1. На второй станице показано правильное написание отгаданного слова, здесь же представлена иллюстрация, раскрывается лексическое значение доступными для детей словами.

ГЕРОЙ

vybornov1b

Герой – это человек исключительной смелости и доблести.

Напиши слово пять раз: ____________________________________________________________________

Придумай и напиши три словосочетания со словом:           _______________________________________

                                                                                                     _______________________________________                                                                  

                                                                                              _______________________________________

Данный этап является коллективной работой, в процессе которой:

- слово записывается учителем на доску, ставится ударение;

- слово проговаривается вслух каждым ребёнком;

- выясняется, знакомо ли значение слова обучающимся;

    - обращается внимание на «опасные места» в слове.

3. Далее каждый обучающийся на второй странице пособия самостоятельно прописывает слово 5-6 раз, подчёркивает по образцу буквы, которые необходимо запомнить.

4. Для успешного запоминания словарных слов предлагается выполнить задание: придумать три словосочетания с изучаемым словом (5,6 класс) или предложение (7,8,9 класс). В 7-9 классах возможно усложнить задание. Например, придумать предложение по определённой схеме или придумать сложное предложение (предложение с однородными членами, восклицательное или вопросительное предложение и т.п.).

Предлагаемая схема изучения словарных слов применяется как часть урока. Пособие имеет прикладное значение и может быть использовано специалистами школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеурочных мероприятиях.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

В школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, у обучающихся имеются нарушения в развитии мелкой моторики не только на этапе поступления в школу, но и в средних классах. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и другие специалисты в области специальной педагогики и психологии считают, что нарушения в развитии мелкой моторики являются одним из характерных симптомов при умственной отсталости. Движения рук этих детей неуклюжи, неточны, нарушена координация пальцев рук.  Поскольку несовершенна мелкая моторика, то и выполнение учебных навыков затруднено. Такую проблему у обучающихся с умственной отсталостью можно успешно решать в разных видах деятельности, на разных уроках. Развивать мелкую моторику можно, в частности, в процессе выполнения практических работ на уроках природоведения.

Так, на каждом уроке природоведения, была организованна работа по развитию мелкой моторики. Такая работа осуществлялась по следующей схеме:

Схема работы по развитию мелкой моторики на уроках природоведения в 5 классе на примере раздела «НАШ ДОМ — ЗЕМЛЯ»

№№

Тема

Методы, приёмы

Цель практической работы

11

Планета Земля

Шнуровка «Вокруг Земли»

Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком.

22

Значение воздуха для жизни на Земле

Конструирование из бумаги «Кораблики»

Развивать гибкость и слаженность движений обоих рук, отрабатывать навыки зрительного контроля.

33

Поверхность суши.

Игра с песком «Строим гору»

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию движений при работе с песком, учить отличать холм от горы.

44

Полезные ископаемые.

Игра «Сокровища гномов»

Развивать мелкую моторику, умение поочерёдно действовать правой и левой рукой, развивать точность движений пальцев рук.

55

Свойства воды.

Игра «Выловим из воды»

Развивать тактильную чувствительность и координированность движений пальцев и кистей рук при работе с водой.

На каждом уроке реализовывались задания, направленные на:

- формирование и коррекцию графических навыков;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие пространственных представлений.

Кроме того, развивался кругозор детей, их творческие способности, совершенствовались коммуникативные навыки.

Специфика проводимых уроков заключалась в следующем: каждое занятие начиналось с разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делался небольшой массаж для рук. Такая гимнастика влияла на пальцевую пластику, руки становились более послушными.

Для данного этапа урока были подобраны упражнения, разнообразные по содержанию и характеру движений. Нужное выбиралось созвучно тематическому разделу или теме урока. Затем сообщалась тема и цель занятия, либо проводилась вступительная беседа, в конце которой обучающиеся догадывались, о чем сегодня будет урок.

Например, к уроку на тему «Свойства воды»:

Чище чтоб ладошки были,

Нужно их побольше мылить, (Имитация намыливания ладошек)

Три, ладошечки, давай, (Тереть ладошки друг о друга)

Их от грязи оттирай.

Или к уроку на тему «Насекомые»:

Прилетела к нам вчера (машут ладошками на каждое название насекомого)                                
           Полосатая пчела.
           А за нею шмель-шмелек (загибают пальчик). 
           И веселый мотылек,
      Два жука и стрекоза,
           Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков)
        Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
           От усталости упали (роняют ладони на стол).

После этого проводилось объяснение материала.

Во второй части урока, после объяснения природоведческого материала, проводились практические работы. Практическая работа – это часть урока, поэтому для развития мелкой моторики были подобраны посильные для детей задания, рассчитанные на 10-12 минут. Практическая работа четко разбивалась на этапы, каждый из которых назывался, объяснялся, показывался. Объяснение дополнялось процессом демонстрации (наглядность, алгоритм в картинках, показ образца), так как у детей конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма или образцом.

Структура практических работ на уроках природоведения была следующей:

Постановка цели и задач работы.

  1. Демонстрирование операции в целом и отдельных её действий.
  2. Пробное выполнение операций учащимися.
  3. Анализ ошибок и последовательности выполнения действий.
  4. Громкое проговаривание приёмов операции и последовательности выполнения её деталей.
  5. Тренировочное упражнение для закрепления навыков и умений.

В ходе практических работ использовались следующие виды деятельности:

а) различного вида аппликации (из природных материалов, из рваной бумаги и т.д.);

б) штриховка, обведение по контуру, раскрашивание рисунков;

в) пальчиковое рисование, рисование на песке;

г) шнуровки, вышивание по картону;

д) лепка из пластилина, из солёного теста, пластилиновые картинки;

е) сгибание, вырезание из бумаги;

ж) игры с мелкими предметами (пуговицы, камешки, бусы).

Нетрадиционные виды работы необычны и увлекательны, детям интересно экспериментировать с новыми материалами (фасоль, скорлупа фисташек, семечки). Всё это повышало интерес к работе. Практические работы давали возможность использовать результаты деятельности для нужд школы или потребностей ребёнка. Изготовленные своими руками поделки дети использовали в качестве украшения интерьера или дарили родным.

Положительным моментом явилось то, что в работе есть возможность не только развивать мелкую моторику рук, но и осуществлять межпредметные связи, развивать пространственный ориентир, корригировать мышление и т.п.  Например, при изучении темы «Части растения», мы делали аппликацию из готовых форм и научились составлять целое из частей, формировали умение видеть целостный образ по части, развивали ориентировку на плоскости. При изучении темы «Птицы» использовали пластилин для изготовления изучаемого объекта, развивали тактильную чувствительность, силу рук, соотносящие движения рук. При изучении темы «Свойства воды» развивали тактильную чувствительность и координацию рук при работе с водой (Игра «Выловим из воды»). На уроке на тему «Насекомые» мы развивали зрительную координацию, точность движений и графические навыки («Дорисуй насекомое»):

E:\ФПК, олигофренопедагогика\диплом\наглядность для диплома\насек.png 

Таким образом, выполняя практические работы, обучающиеся занимались с интересом и увлечением. Благодаря этому была возможность не только совершенствовать мелкую моторику, но и решать другие реабилитационные задачи. Например, развивалась зрительно - пространственная ориентация, корригировалось пространственное и абстрактное мышление, речь, творческие способности, расширялся кругозор. Практические работы воспитывали у детей с умственной отсталостью чувство собственного достоинства, чувство ответственности, самостоятельность и придавали ощущение значимости данного вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...