Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции детей с ТМНР.
статья

Альшина Наталья Викторовна

Помещаемый материал представляет собой доклад на заседании методического объединения, в котором представлено использование элементов театрализованых игр в коррекционной работе с детьми с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ « ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ №5»

Доклад на заседании Методического объединения

На тему:

«Театрализованная деятельность

как средство развития и коррекции

 детей со сложной структурой дефекта».

Учитель-дефектолог

Альшина Н.В.

               

Пушкин. 2021 г.

Театрализованная деятельность пользуется неизменной любовью у детей. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное средство, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры ребёнок чувствует себя свободно.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театрализованной деятельности.

Дети, поступающие в Дом-интернат, разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна.  У детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.

На занятиях с детьми с ТМНР развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей происходит в различных видах деятельности. Одной из которых является театрализованная деятельность.

В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, педагоги дома-интерната пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков.

В процессе театрализованной деятельности решается целый ряд задач:

1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.

Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной деятельности, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5.Формирование умения вступать в процесс общения с детьми и взрослыми, используя доступные средства коммуникации. Оно способствует обогащению активного и пассивного словаря.

6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и интерната.

8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. ( Использование любых способностей и возможностей детей. Каждый ребёнок должен испытывать радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.)

Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка. Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра.

Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.

Переходя от предметной к ролевой игре, ребёнок «открывает» новый мир, мир взрослых, мир природы (живой и неживой) (Д. Б. Эльконин). В результате такой ориентировки у него формируются новые социальные мотивы, важнейшими из которых являются стремление к «социально значимой и социально оцениваемой деятельности» и желание «занять новую социальную позицию» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Театрализованная игра является не только эффективным средством социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и средством развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы.

Так развитие мотивационно-потребностной сферы осуществляется:

 -  через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром;

- в процессе овладения предметами культуры, закреплёнными в художественных произведениях;

-  в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определённых социальных ролей, а также к сверстникам как партнёрам по совместной деятельности.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, трудовое и физическое воспитание, а также в процессе музыкально-игровых занятий.

В театрализованной игре эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и природным миром, в кругу сверстников и взрослых. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни.

Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевая негативные формы поведения.

Целью использования театрализованной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребёнка. Проведение данной работы решает образовательные, воспитательные, коррекционные задачи:

– принятие ребёнком себя: развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии, распознавать своё эмоциональное состояние, оценивать его;

– развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;

– обучение неречевым (мимика, жест, пантомимика) и речевым средствам общения;

– формирование основ нравственного поведения;

– развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смена времён года;

– развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений;

– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо.

Но самое главное, чтобы качественное обучение и воспитание детей происходило без ущерба их здоровью, а наоборот способствовало его укреплению, важно организовать педагогический процесс таким образом, чтобы задачи коррекционно-развивающей работы по театрализованной деятельности сочетались с внедрением здоровьесберегающих технологий.

Основные принципы  работы по театрализованной деятельности следующие:

– принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, речевой, игровой),

 принцип сотворчества взрослых и детей;

– возможность ребёнка работать в своем темпе;

– охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

– индивидуальный подход;

– постоянное использование наглядности, качественного и реалистического дидактического материала;

– использование системы поощрений;

– создание благоприятного эмоционального фона;

 – мультисенсорный подход;

– принцип от простого к сложному.

( Мультисенсорный подход используется, потому что большинство обучающихся — это дети, которые легко отвлекаются, испытывают трудности, связанные с концентрацией внимания. Им легче воспринимать материал с помощью мультисенсорного подхода, затрагивающего несколько органов чувств. Например, педагог показывает детям игрушку-мишку. Это — мишка косолапый, давайте покажем, как он ходит. Ребята видят объект, слышат о нём рассказ и при этом активно двигаются (ходят как медведь) под музыку).

В своей работе педагогами используются разнообразные театрализованные игры:

- режиссёрские:

1) Настольный театр игрушек.

2) Настольный театр картинок.

- стендовые театрализованные игры:

1) Стенд- книжка.

2)Фланелеграф.

3) Теневой театр

- игры-драматизации

1) Игры –драматизации с пальчиками

«Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди»

«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и т. д.

2) Игры- драматизации с куклами бибабо

3) Импровизация.

Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра на фланелеграфе. Формируемые игровые действия (овладения умениями):

- передвигаться с помощью воспитателя или самостоятельно в соответствии с ролью;

--имитировать движения персонажей совместно с воспитателем, по подражанию и образцу;

-брать на себя роль и вести её до конца.

Речевые и коммуникативные умения:

-осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты),

- овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу проведения игры при участии взрослого.

Примером организации театрализованной деятельности может стать театрализованная игра-занятие по сказке «Репка». Педагог вместе с воспитанниками с удовольствием участвует в подготовке:  готовит необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы).

Проводит предварительную всестороннюю подготовительную работу:

- чтение сказки «Репка» с опорой на наглядность,

- показ сказки «Репка» (настольный театр),

- целевые прогулки на огород (показ процесса посадки семян репки, поливка, наблюдение за ростом и развитием овоща),

- репетиции сказки «Репка»,

- упражнения на развитие выразительности жестов и мимики;

- проведение дидактических игр для закрепления содержания сказки: «Кто за кем?», «Кого не стало?».

Дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать  разное участие в игре: кто-то из детей участвовал, а кто-то находился в качестве зрителя.

С целью успешной социализации расширяется бытовой и социальный опыт детей с нарушением интеллекта. Для этого необходимо использовать героев сказок в окружающей действительности, в жизненных и бытовых ситуациях.

Мои помощники :

— театральные куклы приветствуют детей,

- рассказывают о волшебных словах,

- знакомят с правилами поведения,

- культурно-гигиеническими навыками.

(Например, педагог приходит в образе Мойдодыра, используя дидактическое пособие-макет «Мойдодыр» с краном и приглашаю своих воспитанников открыть — закрыть кран, показать, как они руки моют с мылом.

В процессе работы  дети получают во время игры положительный заряд эмоций от совместной деятельности, строится мостик доверия, снимается напряжение, уходит усталость. Таким образом, использование театрализованной игры как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме и является эффективным средством социализации детей.

Для начала можно познакомить детей с кукольным театром. Воспитатели в группе показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы). При помощи фланелеграфа решается много задач: развитие мелкой моторики, развитие речи, закрепление различных знаний (растения, домашние, дикие животные, автотранспорт, овощи, фрукты, различные геометрические фигуры).

Цель таких театров - внести разнообразие игры в группе, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем более что все это можно сделать своими руками. Театр теней приковывает внимание, развивает умение сосредоточиться. С большим удовольствием дети следят за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Также хорошо использовать пальчиковый театр, что дает возможность поиграть вместе с ребенком. Совместные игры с пальчиковыми куклами помогают детям лучше управлять движениями собственных пальцев.

Спектакли всегда сопровождаются пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; игрой на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; можно использовать аудиозаписи. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Воспитатель может попробовать исполнить мелодию вместе с ребенком, обучая его правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. Попробовать с первого же занятия попытаться приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращаются с ее окончанием.

Использовать можно различные виды: театр «дисков», объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков. Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона – они не должны быть большими. При изготовлении, необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру. Забавных настольных актеров можно связать крючком или спицами. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

Кукольный театр «би-ба-бо». Эта игра благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы детей - заряжает их радостью, положительными эмоциями, которые необходимы для полноценного психического развития. Участие детей в театрализованных представлениях способствует развитию коммуникативных навыков, формирует уверенное поведение, зачатки непосредственности и артистизма.

Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол. Изготовить театр из деревянных ложек несложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На внешней стороне рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают куклу тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и надевают на игрушку, крепко завязав ее у «шейки» ложки тесьмой. Получается яркая легко управляемая кукла.

Также можно использовать в своей работе и сделать другие виды театра:

- театр игрушек-вертушек. Такие игрушки приходят в движение при повороте палочки, на которой крепится игрушка.

- театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижна голова, и это может выглядеть даже комично: сделать такую куклу очень просто. Туловище куклы – чехольчик или платье, надеваемое на руку.

Очень интересные куклы получаются из воздушных шаров. Слабо надутый шар служит кукле головой, нос-часть этого же шара, перетянутая ниткой. Туловище состоит из плоской рейки, затем шьется чехол-юбка, можно пришить руки.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На представлении кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно и забавно для детей.

Литература:

1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.

3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2010 - 100с.

4.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.

5.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.

6.Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.

7.Инна Ярославцева: Кукольный театр для малышей. Библиотека воспитателя Издательство «Сфера», 2019 г.

8.Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников. Москва «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития общей культуры личности школьника

Театрализованная деятельность в школе - воспитание  основы зрительской культуры учащихся, развитие  навыков театрально-исполнительской деятельности....

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

В статье раскрываются условия развития творческих способностей воспитанников средствами театральной деятельности. ...

Проект на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Разработали воспитателиШевацук Н.ЮЗорина С.В. Проект на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность с дошкольниками это крайне увлекательное занятие. Потому как театр это по сути игра. А игра это основной вид деятельности детей дошкольного возраста....