Коррекционные приемы развития внимания на самоподготовке и внеклассных занятиях
методическая разработка

Криштофик Ольга Валерьевна

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, на самоподготовке и внеклассных занятиях.  Важно подобрать для ребенка «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для ваших детей.
Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление                                               Воспитателя   Криштофик О. В.  

                                                                                02.11.2020г.

               Коррекционные приемы развития внимания на самоподготовке    

                         и внеклассных занятиях младших  школьников.  

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, на самоподготовке и внеклассных занятиях.  Важно подобрать для ребенка «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для ваших детей.
Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме.

Задания и упражнения на развитие внимания:

 «Найди спрятавшийся предмет»

2предмет

Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти изображенный предмет и раскрасить его. Вы можете сами рисовать любой предмет, а потом прятать его под хаотичными линиями.

«Не пропусти хлопок»

Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен каким-то образом показать это, например, хлопнув в ладоши. Ребенку зачитывается набор тематически подобранных слов или заранее подготовленный текст, слушая который, ребенок должен выполнять это упражнение.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь любое мужское имя: Маша, Таня, Коля, Николай, Кристина, Александра, Семен, Степан, Сергей, Ольга, Ира, Ирина, Иннокентий, Кеша, Шарик, Шурик, Лёня, Лена, Никита, Вера, Мурка, Бобик, папа, котенок, Сережа, Андрюшка, Димочка, Лариса, Ульяна, Кузьма, Зоя, Евгений».

Инструкция 2: «Подпрыгни один раз на месте, когда услышишь название цвета. Блестящий, голубой, красный, красивый, зеленый, фиолетовый, коричневый, светлый, белый, мрачный, тусклый, зеленый, синий, черный, темный, желтый, матовый, шершавый, разноцветный, серый, яркий, гладкий, потухший, салатный, розовый».

Инструкция 3: «Когда услышишь название дикого зверя, присядь. Утка, лебедь, волк, корова, собака, дикая собака динго, слон, тигр, лошадь, петух, кошка, жираф, леопард, обезьяна, еж, белка, сова, ворона, лось, олень, индюк, суслик».

Инструкция 4: «Когда услышишь название овоща, подпрыгни. Помидор, клубника, яблоко, огурец, тыква, персик, лук, слива, картофель, кабачок, редис, клюква, морошка, капуста, репа, брусника, свекла, чеснок, груша, смородина».

«Корректор-1»

3 кор

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце, в каждом занятии таблицы и значки меняются.

«Следопыты»

4следопыты

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Они могут быть едва заметными или находиться в самых неожиданных частях рисунка. Главное — быть внимательным и найти все предметы, которые условились искать.
Инструкция: «Найди и раскрась всех птичек на рисунке. Сколько их? А теперь раскрась весь рисунок до конца».

«Царевна Несмеяна»

Ребенок на время игры превращается в царевну Несмеяну. По команде «замри» он замирает, и, что бы ни происходило вокруг, ни в коем случае ему нельзя смеяться. Задача взрослого — постараться рассмешить ребенка или заставить его пошевелиться, соблюдая всего одно условие: замершего нельзя касаться.

 «Путаница»

5путаница

В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. Главное в этом задании то, что остается неизменным при любой сюжетной линии, — паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться ребенку.
Инструкция: «Найди какой котенок играется клубком».

«Тихая эстафета»

Дайте ребенку колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите, держа колокольчик в руках, выполнить различные движения. При этом ему нужно постараться, чтобы колокольчик не зазвонил.

«Не звени, мой колокольчик»

Выложите на стол несколько предметов — тарелки, ложки, колокольчики, погремушки — все, что может звякнуть. Попросите ребенка переложить с места на место несколько предметов так, чтобы не прозвучало ни звука.

Игра с мячом «Живое — неживое»

Познакомьте ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», объясните, что все одушевленные, живые предметы — это «кто», а неодушевленные, неживые — «что». Приведите несколько примеров. Объясните правила игры: когда вы, кидая мяч, называете что-то живое — мяч нужно ловить, неживое — мяч ловить нельзя.

«Бирюльки»

Для игры понадобятся счетные палочки. Возьмите десять палочек, перемешайте их в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетелись слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной палочке так, чтобы ни одна другая лежащая палочка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной палочки, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше палочек.

«Небылицы»

6небылицы

На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам. Затем предложите раскрасить смешной рисунок.

«Монетки»

Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.

 «Что забыл художник?»

7художник

Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали. Главная цель игры в том, чтобы научить ребенка находить особенности, видеть детали. В ходе выполнения данного задания развивается способность видеть ошибки, неточности, школьник учится контролировать правильность выполнения.

 

«Найди отличия между картинками»

8отличия

Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка.  Он рассматривает, что нарисовано, и ищет различия между изображениями. После чего один из рисунков ребенок раскрашивает.

 «Интеллектуальные таблицы»

Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени — для каждого задания 2-5 секунд. Кроме временного ограничения, обязательным условием является однократность предъявления задания, то есть каждое задание зачитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял.

1.    «Если ты мальчик, нарисуй солнышко, если девочка, то цветочек.
2.    Поставь в круге точку.
3.    Нарисуй три круга, закрась любой не первый круг.
4.    Закрась фигуру, у которой три угла.
5.    Закрась стрелочку направленную вниз.
6.    Под чертой нарисуй кружок.
7.    Закрась первый квадрат и последний,
8.    Нарисуй любой круглый предмет.
9.    Обведи то число, которое больше.
10.    Если елки зеленые, то нарисуй круг, если синие то квадрат.
11.    Нарисуй внутри круга треугольник.
12.    Если собаки умеют мяукать, то поставь плюсик.
13.    Раздели круг пополам.
14.    Подчеркни все треугольники.
15.    Напиши любое число».

«Интеллектуальные таблицы». 2-й вариант

1.    «Если сейчас зима, нарисуй круг, если нет — квадрат.
2.    Закрась третий кружок и зачеркни первый.
3.    Если собаки лают, поставь в треугольнике плюсик, если нет — минус.
4.     Нарисуй столько же квадратов, сколько медведей в сказке «Три медведя».
5.    Если ты девочка, то нужно нарисовать бантик, а если мальчик, то шарик.
6.     Над линией поставь точку, а под ней нарисуй овал.
7.    Если на руке 5 пальцев, зачеркни все единицы, если другое количество — все двойки.
8.    Раздели вторую сверху линию пополам.
9.    Закрась фигуру без углов.
10.    В каждый треугольник поставь точку.
11.    Если Рита — имя мальчика, напиши любую букву, если имя девочки, то любую цифру.
12.    Нарисуйте три треугольника, и зачеркни из них средний.
13.    Нарисуй рыбку.
14.    Нарисуй столько же палочек, сколько времен года.
15.    Поставь три точки не в круге».

«Интеллектуальные таблицы». 3-й вариант
   
1.    «Если яблоко — это фрукт, напиши, сколько будет к 2 прибавить 1, если овощ, то от 2 отнять 1.
2.    Нарисуй столько же квадратов, сколько лап у кошки.
3.    Нарисуй столько же кругов, сколько хвостов у коровы.
4.    Нарисуй любой зеленый овощ.
5.    Нарисуй, что выше — куст или дерево.
6.    Поставь в квадрате 5 точек и соедини их линией.
7.    Если сегодня ясный день, нарисуй солнце, если пасмурный — тучу.
8.    Если рыбы умеют плавать, то нарисуй волну.
9.    Если груша — это овощ, напиши сумму чисел 1 и 1.
10.    Нарисуй в квадрате треугольник, а в круге квадрат.
11.    Закрась меньшую фигуру, и обведи большую.
12.    Заштрихуй квадрат.
13.    Внутри треугольника нарисуй круг, а в квадрате поставь три точки.
14.    Если кошка — это животное, нарисуй треугольник, если нет, то круг.
15.    Нарисуй три плюса и один знак равенства, зачеркни те знаки, которых меньше».

«Интеллектуальные таблицы». 4-й вариант
1.    «Обведи все фигуры, у которых нет углов.
2.    Поставь по одной точке в каждом углу квадрата.
3.    Нарисуй столько же кругов, сколько поросят в сказке «Три поросенка».
4.    Зачеркни все круги.
5.    Поставь в квадрате плюс, а в треугольнике минус.
6.    Выбери лишнюю фигуру, и закрась ее.
7.    Соедини нижний конец четвертой линии с верхним концом пятой.
8.    Зачеркни все фигуры без углов.
9.    Реши только третий пример.
10.    Под каждым минусом поставь плюс.
11.    Поставь плюс в меньшем треугольнике.
12.    Реши один любой не третий пример.
13.    Внутри треугольника нарисуй круг.
14.    Закрась все треугольники.
15.    Подчеркни самое большое число».

«Интеллектуальные таблицы». 5-й вариант

1.    «Соедини верхний конец третьей линии с верхним концом первой.
2.    Нарисуй круг над чертой и галочку под ней.
3.    Поставь единицу в круг.
4.    Закрась все круги.
5.     Если написанные числа равны, обведи их в круг.
6.     Если сейчас зима, нарисуй треугольник, если нет — квадрат.
7.    Если ты можешь ходить по потолку, поставь плюс, если нет — прочерк.
8.    Подели пополам все стороны квадрата.
9.    Подчеркни третье слово одной чертой, второе двумя, первое зачеркни.
10.    Поставь три точки в квадрат, так чтобы они были снаружи треугольника,
11.    Если сейчас утро, поставь плюс в треугольник, если нет — в квадрат.
12.    Зачеркни фигуру с наибольшим количеством углов.
13.    Обведи более длинное слово.
14.    Нарисуй линию и поставь на ней четыре точки.
15.    Закрась второй круг, в третий поставь точку, а два последних зачеркни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Работа на тему "Развитие внимания у обучающихся на кружковых занятиях"

В данной работе на тему "Развитие внимания у обучающихся на кружковых занятиях"  представлен материал о развитии внимания у обучающихся на кружковых занятиях. В работе раскрывается важн...

«Приемы развития навыков монологической речи студентов на занятиях по английскому языку»

В статье показаны некоторые приемы развития навыков устной речи студентов, которые я применяю на занятиях....

Приемы развития внимания и памяти у школьников среднего звена

материалы включают описание приемов, которые помогут развивать память и внимание у детей....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Приемы развития внимания на уроках русского языка

Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...

Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в 5 классе

Языковая способность личности име­ет многокомпонентную структуру, вби­рающую в себя общий интеллектуаль­ный и специальный компонент (состоя­щий из языковой части), ядром кото­рого ...