Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПР) "Звук [Э]. Звуки [А], [И], [У], [О]"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПРР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с воспитанницей  с ОВЗ (ЗПРР) средней группы

Тема: Звук Э. Звуки А, И, У, О.

Цели:

Коррекционно-образовательные

  1. Формировать понятие о гласных звуках, артикуляционных и акустических особенностях фонем

 2. Формировать правильный артикуляционный образ каждого их гласных звуков; учить правильно произносить звуки «А», «У», «И», «О», «Э».

3. Формировать представление о простых формах звукового анализа и синтеза слов;  учить определять позицию звука в слове (в начале слова), анализировать простые слова – звукоподражания из двух гласных звуков с опорой на символы, обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука: «читать» звукоподражания по символам).

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мелкую моторику кистей рук

2.Развивать артикуляционную моторику: формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.

3. Развивать фонематическое восприятие

4.Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую память и мышление

5.Обогащать  словарный запас

6.Развивать просодическую сторону речи, учить владеть своим голосом.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать внимание к речи окружающих и собственной  речи

2. Воспитывать  познавательный интерес к занятиям

Оборудование: зеркало, карточки с символами звуков «А», «У», «И», «О», «Э»; предметные картинки (изображения мальчика Эдика и девочки Эммы, фото детей с  артикуляцией звуков: «А», «У», «И», «О»), карточки с символическим изображением слов «ау», «иа», сюжетная картинка с девочкой, заблудившейся в лесу, предметные картинки: ослик, этажерка, эскимо, экскаватор, эскалатор, эскимос, многоэтажный дом, экран, электричка; картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики, мячик.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Сегодняшнее занятие мы начнем со сказки о веселом Язычке.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом «Сказка о веселом Язычке»

- Язычок утром встал и открыл окошко, чтобы посмотреть, какая на улице погода (Упражнение «Окошко»). Закрыл окошко и улыбнулся (упр. «Улыбка»), потому что погода стояла прекрасная, и можно было гулять. Но сначала Язычок должен позавтракать. Ему захотелось блинчиков, и он начал месить тесто (упр. «Месим тесто»). Испек блинчики (упр. «Блинчик»), покушал их с вареньем (упр. «Вкусное варенье»). Потом решил почистить зубы (упр. «Чищу зубы»). Почистил и отправился гулять. Сначала покачался на качелях (упр. «Качели»), потом покатался с горки (упр. «Горка»). А затем побежал к реке. Там он увидел лодочку под парусом (упр. «Парус»). Приветливо помахал детям в лодке и пошел домой, весело напевая песенку.

3. Автоматизация звуков Л' и Ц   (с использованием элементов биоэнергопластики).

   а) Произнесение звука Л' в прямых слогах, сопровождаемое движениями рук вверх: правой, левой и обеими – на каждый слог

Споём песенку: ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ, ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ, ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ, ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ, ЛИ – ЛИ – ЛИ.

    б) Закрепление изолированного звука Ц.

- Очень громко пел Язычок! Но нельзя кричать на природе. Потише: Ц! (прикладываем палец ко рту). Не шуми! (Произносим звук Ц несколько раз).

 

4. Сообщение темы занятия.

- У нас на занятии гости: девочка и мальчик. Девочку зовут Эмма, а мальчика Эдик. Как зовут детей? - С какого звука начинаются их имена?  (Э)

- Сегодня мы продолжим работу со звуком Э и вспомним другие звуки, которые мы изучали раньше.

5. Произнесение изолированного звука Э. Характеристика его акустико-артикуляционных признаков.

- Произнесем звук Э – «потянем ниточку» (имитируем движение).

- Какая ниточка? (Длинная) Потому что звук Э мы можем долго петь, свободно тянем; нет никаких преград во рту у струи воздуха. Звук э – гласный. Голос участвует в произнесении звука.

- Смотаем ниточку в клубок (имитируем движение). Какой получился клубок? (Большой, потому что ниточка была длинной).

- Произнесем звук Э и поможем себе пальчиками.

Произнесение звука Э в сочетании с пальчиковой гимнастикой. Поочередно соединяем большой палец с остальными на каждой руке, произнося при этом звук «Э».

6.Развитие фонематического восприятия. Игра «Ловишки» (выполняем стоя)

- Я буду называть разные звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Э. Поймай Э.

 

7.Произнесение звука Э в словах. Определение позиции звука Э в словах.

- А теперь будем произносить звук Э в словах. Эдик придумал слово, которое начинается со звука Э. - ЭЙ! (громко, радостно, подняв руки вверх). Повтори его. И Эмма придумала слово, которое начинается со звука Э.  ЭХ! (тихо, грустно, уронив руки вниз) Повтори его.

- А еще они принесли нам картинки, в названии которых есть звук Э. (На доске картинки)

- Это экскаватор. Начинается со звука Э.  Что это?  (Экскаватор). Начинается со звука … (Э).

     Аналогично работаем со словами-названиями картинок: эскалатор, эскимо, эскимос, этажи, этажерка,  экран, электричка.

8.Закрепление изученного.

   а) Игра «Угадай звук»  

- Кроме звука Э, мы знаем и другие гласные звуки. Отгадай, какой звук я хочу произнести.

        Ребенок отгадывает звуки И, А, У, О по беззвучной артикуляции логопеда.

   б) Работа с символами звуков А, О, У, И, Э (на ковролине)

         Соотнесение звуков с их символами.

- Перед тобой символы звуков. Назови их. (А, О, У, И, Э) Символы красные, так как звуки гласные.

- А теперь я назову звуки, а ты покажи их символы.

          «Чтение» слов-звукоподражаний по символам. Звуковой синтез и анализ слов.

- Давай «почитаем». Что написано на карточке? (Ребенок «читает» символы звуков А, У на карточке)

- А вместе, слитно, мы «прочитаем» эти звуки вот так: АУ!  «Читай»!    Кто так кричит? (над карточкой прикрепляем картинку девочки, заблудившейся в лесу)

- Какой первый звук в слове «ау»? А какой второй? Сколько всего звуков в слове «ау»?

         Аналогично работаем с карточкой с символами звуков И, А, выставляя изображение ослика Иа.

9.Физкульминутка. Пантомима. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.

Заблудились мы в лесу, (грустно)

Закричали все: «Ау!» (громко)

Никто не отзывается, (печально)

Лишь эхо откликается.

Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!»

Эхо! Эхо!

Вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.

      Е Благинина

10.Развитие речевого внимания и памяти. Игра с мячом «Эхо»

-  Эхо.  С какого звука начинается это слово? Поиграем в эхо. Я бросаю мячик и называю звуки, а ты повтори их, как эхо:    УА, УАИ,   ИО, ИОЭ,   УИ, УИО.

11.Развитие фонематического восприятия. Компьютерная игра «Услышь звук Э»

- Чтобы правильно произносить звук Э, нужно отличать его от других звуков. Потренируемся в этом.

12.Подведение итогов.

- Какой звук любимый у Эдика и Эммы? (Э) Какие слова с гласным звуком Э ты запомнила?

- А Эмма и Эдик запомнили и другие гласные звуки. Угадай, какие? (показываем фото детей Эммы и Эдика, где рот каждого соответствует артикуляции одного из звуков: «А», «У», «И», «О»).

- Вот какие гласные звуки мы знаем. Тебе понравилось с ними играть?