Педагогические приемы работы с учащимися с РАС начальной школы в условиях индивидуального обучения на дому
методическая разработка

Добренькая Галина Алексеевна

Особенности детей с расстройством аутистического спектра. Направления работы педагога с такими детьми. Педагогические приемы работы с учащимися с РАС начальной школы в условиях индивидуального обучения на дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические приемы работы с учащимися с РАС начальной школы в условиях индивидуального обучения на дому

Добренькая Г.А.

Проявления аутистического спектра разнообразны и индивидуальны. У детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречаются многие из этих проявлений (недостаточность потребности в контактах, особое зрительное поведение, дефицит сенсорности, недостаточность зрительных и слуховых реакций на раздражители, склонность к стереотипиям, разнообразные специфичные страхи, нарушения в моторной сфере). Поэтому методы работы с детьми с РАС подходят и для работы со многими детьми с умственной отсталостью или с задержкой психического развития.

Вся работа по абилитации ребенка с РАС направлена на восстановление поврежденных психических функций (речевой, моторной, эмоциональной) и на развитие социального взаимодействия с окружающими.

Направления психолого-педагогической коррекции:

  1. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, устранение тревоги и страхов. Для этого нужно правильно организовать пространство, его цвет, звук, помещение для занятий должно быть постоянным.
  2. Коррекция сенсорной сферы – развивать зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Сперва вводят один сенсорный канал, постепенно добавляют другие.  По возможности использовать Снузелен – специальное оборудование для сенсорной интеграции.
  3. Устанавливать контакт со взрослым. Попробовать тактильный способ. Постепенно приучать к зрительному контакту. Холдинг-терапия – удерживание в плотных объятиях.
  4. Развивать произвольность, целенаправленность поведения. Осуществляется специальными игровыми упражнениями (игра «Прятки» и др.)
  5. Работа с агрессией, коррекция нарушения поведения.
  6. Коррекция познавательной сферы с опорой на игры и продуктивные виды деятельности (лепка, рисование).

Для учащихся с РАС очень важно знать последовательность того, что будет с ними происходить. Лучше всего соблюдать последовательность уроков, например, русский язык всегда первый, математика всегда вторая и т.д. При нарушении расписания возможны сильные негативные реакции.

В начале занятий необходимо создать положительный эмоциональный фон, успокоить ребенка, если он тревожится, отрегулировать свет на приятный ребенку, закрыть окно, если доносится шум. Несмотря на то, что дети с РАС зачастую кажутся слабослышащими, они очень чувствительны к звукам.

За таким ребенком важно наблюдать и посоветоваться с родителями, что еще его раздражает. Может быть, яркий маникюр или бижутерия, запах духов, и убрать эти раздражители. Одежда ребенка должна быть мягкой и не мешать ему.

После того, как ребенок настроился на учебу, можно сообщить ему, чем вы сегодня будете заниматься. «Сначала у нас будет русский язык, мы изучим новую тему и напишем упражнение, потом у нас будет математика, мы будем решать примеры и задачу, а потом у нас будет рисование, мы будем рисовать красками. После этого ты пойдешь к маме/обедать».

Уроки музыки, рисования, ручного труда, физической культуры – несут огромную терапевтическую ценность при абилитации детей с РАС. На этих уроках можно работать с тревогой и страхами детей, изучать с ними чувства и эмоции, их проявления. Искать на картинка добрых и злых героев сказок, рисовать их. Работать с карточками с эмоциями. Двигаться под музыку и называть эмоции, которые вызывает эта музыка.

Для борьбы со страхами существует упражнение «Три круга внимания».

1 круг: «Слушай себя». Нужно принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза, посидеть так 15-30 секунд и почувствовать свое состояние. «Расскажи, что ты слышишь в себе».

2 круг: «Слушай комнату». Длительность постепенно повышается от 15 до 30 секунд. Так же в удобной позе, закрыв глаза, слушать звуки вокруг. «Расскажи, что ты услышал(а)».

Между первым и вторым кругом можно переключаться несколько раз.

3 круг: «Слушай улицу». Так же в удобной позе и закрыл глаза прислушиваться к звукам на улице и рассказать об услышанном.

Данное упражнение может использоваться в работе с детьми с РАС и для обучения их распознавать разные звуки и ощущения. Из-за нарушений восприятия этим детям сложно отделить собственные эмоции от чужих, звуки в комнате от звуков извне. Тикание часов для них может звучать с той же силой, что и звук проехавшего на улице грузовика. Но детей можно учить произвольно ослаблять восприятие определенных помех, фокусироваться на себе.

Для успокоения ребенка, для его переключения можно использовать различные психотерапевтические сказки. Пример: Евгений Клюев «Короткое путешествие улыбки». В качестве релаксационных пауз в занятиях можно использовать медитативные сказки, которые погружают в расслабленное состояние.

Как уникальны в каждом случае проявления аутистического спектра, так и нет единого рецепта, общего алгоритма занятий с такими детьми. Полезно вести дневник наблюдений за ребенком. Что было до того, как у ребенка началась истерика? Что было в тот день, когда занятие прошло особенно успешно? Советуйтесь с родителями и наблюдайте за самим ребенком, что ему нравится, чем его можно стимулировать.

Кто-то из таких детей предпочитает общаться через отражение в зеркале, кто-то забравшись под стол или «в домик», кто-то забравшись повыше. Кому-то нравится резать ножницами, и он готов вырезать буквы, а не писать их, кто-то собирает каталоги из магазинов, а кто-то наклейки. Используйте в работе то, что нравится ребенку, и старайтесь избегать то, что его раздражает (определенный цвет ручки, звук, запах).

Отмечайте моменты, когда ребенок устает, и старайтесь сделать перерыв еще до такого момента. Некоторые дети для отдыха могут захотеть завернуться в покрывало или одеяло, некоторые могут прыгать или раскачиваться. Раскачивание на стуле – это способ ребенка стимулировать уставший мозг, за это не нужно ругать, а лучше сделать перерыв и предложить покачаться на мяче, например.

Обучение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями строится на накоплении опыта решения стандартных стереотипных задач (если …, то делай …). Это сродни дрессировке, и хорошо работает с детьми с РАС. Метод используется как при коррекции нежелательного поведения, так и при обучении учебным предметам. Есть изученная задача и конкретный алгоритм ее решения (порядок одевания, правила поведения за столом, в автобусе, выбор и применение орфограммы, правило решения примера по математике, рисования человека). Для детей с РАС произвольность и выбор очень сложен, однако, они хорошо заучивают алгоритмы и следуют им в нужных ситуациях. Если ситуация изменилась, ребенку следует подсказать, что ему делать. Алгоритмы лучше всего визуализировать в форме плакатов и схем. Основные такие алгоритмы могут висеть на стенах, правила и алгоритмы по русскому языку и математике можно собирать в альбомы или папки по разделам. Детям с РАС нравится четкая структура.

Для самых младших детей материальными стимулами могут быть кусочки печенья, любимых хлопьев и другие съедобные продукты. Сделал задание – получил кусочек. Для более старших это могут быть наклейки, жетоны, и понимание, что за определенное количество жетонов он получит что-то существенное (подарок от родителей, мультфильм, прогулку и т.д.)

Дети с аутизмом не особенно стремятся к межличностному общению, и похвала многих из них поначалу не интересует. Однако стоит стремится к тому, чтобы постепенно стимулами в обучении становились отметки и похвала учителя, а потом и внутреннее ощущение ребенка «Я справился, я молодец».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Развитие мелкой и крупной моторики у обучающихся с ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому.

Приемы работы при развитиии мелкой и крупной моторики у детей с ДЦП-учащихся коррекционной школы при индивидуальном обучении....

Внеклассное мероприятие для учащихся индивидуального обучения на дому коррекционных школ " Мы за чаем не скучаеем"

Мероприятие направлено на расширение жизненных  простраств учащихся индивидуального обучения на дому, через включение их в различные виды коллективной деятельности....

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...