Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ЗПР 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов коррекционных классов с детьми с ЗПР 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_progr_aoop_dlya_8_kl_zpr.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

         

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР                                             Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

_______________Н.П. Чечётина                                           _____________  Л.И. Пономарева                  

«____» _________________ 2018 г.                                           «____» ______________ 2018 г.                  

                                                                                                                   

                                                       

                                 

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для 8 класса

для детей с задержкой психического развития

учитель-дефектолог

Сидорова Наталия Николаевна

Рассмотрено на заседании МО                                                              Заместитель директора по комплексной         протокол №____ от «___»______2018г                                                реабилитации

Руководитель ШМО____________                                                                         __________________ Л.А. Юлкина                                                                                                                        

                                                                                                                                             «___»____________2018г                                                                                                                                                                                      

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для детей с ЗПР  «Учиться с интересом» для 8 класса  составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В. пособие для школьного психолога, — СПб.: Речь, 2006.

Рабочая программа «Учиться с интересом» для 8 класса разработана на основе документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

- учебного плана образовательного учреждения.

        

Программа «Учиться с интересом» для 8 класса  рассчитана на 1 год (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю).

Цели: осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Оказание дефектологической и психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекции и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи программы:

  • диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
  • развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Программа коррекционно-развивающего курса для детей с ЗПР способствует развитию внимания, формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного  и словесно-логического мышления, требования к которым в школе значительно повышаются.

Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.

Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.

Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

Требования к результатам освоения программы

Для детей с ЗПР устанавливаются требования к результатам освоения программы, планируемые результаты универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, коммуникативные.

Для ЗПР

Планируемые результаты

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

1 год

  • Положительное отношение к школе.
  • Принятие социальной роли ученика.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
  • Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов.

  • Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Оценка достижений результатов обучающихся

Включает в себя формы контроля и мониторинга.

Используемые технологии :

-информационные;

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровьесберегающие;

-личностно-ориентированные;

-игровые.

Основные методы организации реабилитационного процесса:

Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

-Наглядный:

-наглядно-слуховой прием;

-наглядно-зрительный прием.

-Словесный

-Практический

Формы организации реабилитационного процесса

Основная форма организации реабилитационного процесса – индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия.

Дефектологическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области дефектологии и логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Забрамная С.Д., Стребелева Е.А., Пузанов Б.П. ,Воронкова В.В. и с опорой на общеобразовательную программу основной школы.  

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе дефектологической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися старших классов с ЗПР.

 Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий.

Фронтальные  занятия – 2 раза в неделю.

Продолжительность – 30 минут.

Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в интеллектуальном и  речевом развитии.

Тематическое планирование дефектологической работы с учащимися с ЗПР

8 класс

 №

пп

Тема занятия

Кол-во

занятий

Содержание работы

1

Диагностическое обследование  

4

Диагностика психических процессов

2

Знакомство и отработка методов эффективного запоминания.

4

Выполнение упражнений ,направленных на тренировку внимания, завершение на оценке учета характера сделанных ошибок

3

Знакомство с методами

тренировки мышления.

4

Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации. Обсуждение,        внесение корректив.

4

Отработка навыков тренировки

Сложных форм мышления

4

Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить .Составление

плана решения данной ситуации,  обсуждение внесения корректив

5

Развитие творческого мышления

4

Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях

6

Развитие логического мышления

4

Абстрагироваться        от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане

7

Установление закономерностей

4

Абстрагироваться от конкретного

Наглядного материала. Рассуждать словесно на основе общих посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их.

8

«Продолжи логический ряд».

Порядок действий в примерах.

6

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков Умножение, деление

9

 «Продолжи логический ряд»  

4

Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке.

Развитие математических представлений, развитие логического мышления

10

Формирование знаний о многозначных числах.

2

Формирование знаний о многозначных числах.

11

«Исключи лишнее». Сравнение чисел

4

Сравнение чисел.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти

12

«Графический диктант».

4

Коррекция письменной речи.

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные.

13

«Противоположное слово».

Написание сочинений.

2

Формирование умения писать сочинение.

14

«Противоположное слово».

2

Существительное, прилагательное, глагол

15

«Сходство и различие». Единицы измерения

2

Длина, стоимость, масса, время

Закрепление знаний известных единиц измерения

16

«Найди отличия».

Параллельные прямые.

2

Формирование знаний о параллельных линиях

17

«Найди отличия». Римские цифры

2

Римские цифры

Формирование знаний о римских цифрах, умения написания

18

«Поиск ошибок».

Деление на 10, 100,1000 без остатка

4

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

19

«Поиск ошибок».

Деление на 10, 100,1000 без остатка

4

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

20

Итоговое диагностическое обследование

2

Обследование психических процессов

Итого:

68 ч

Учебно-методическое обеспечение

коррекционно-логопедического процесса (перечень литературы)

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (8 класс)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (9 класс)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (7 класс)

Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекцион...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 8 класс

Рабочая программа курса математики в 8 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 9 класс

Рабочая программа курса математики в 9 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...