Кто такие птицы?
план-конспект урока

Ольга Васильевна Броварник

Название УМК  Школа «России»  Предмет Окружающий мир    Класс 1

Тема урока Кто такие птицы?

Место и роль урока в изучаемой теме урок № 15 в теме «Что и кто?»

Тип урока урок-лаборатория с применение ИКТ

Цель урока: повторить, закрепить и углубить знания детей о классе птиц, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.

Название УМК  Школа «России»  Предмет Окружающий мир    Класс 1

Тема урока Кто такие птицы?

Место и роль урока в изучаемой теме урок № 15 в теме «Что и кто?»

Тип урока урок-лаборатория с применение ИКТ

Цель урока: повторить, закрепить и углубить знания детей о классе птиц, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название УМК  Школа «России»  Предмет Окружающий мир    Класс 1

Тема урока Кто такие птицы?

Место и роль урока в изучаемой теме урок № 15 в теме «Что и кто?»

Тип урока урок-лаборатория с применение ИКТ

Цель урока: повторить, закрепить и углубить знания детей о классе птиц, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.

Задачи урока:

  1. Знакомство  детей с  особенностями строения тела птиц; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
  2. Развитие познавательной  активности; развитие  умения работать в парах, критически оценивать свою работу и себя; развитие  наблюдательности , логического и критического мышления.
  3. Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Этап урока

Время,

мин

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

I.

Мобилизующее начало

1

- Встаньте все ровно. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Улыбнитесь друг другу, учителю.

Словесный

Фронтальная

Проверяет готовность детей к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу.

Л: Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

К: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

II.

Актуализация знаний

2

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.

- Предлагаю вам игру. Я буду бросать вам мячик и называть рыб.А вы будете ловить мяч и кидать мне его обратно, говоря какая это рыба речная или морская..

Словесный беседа

Фронтальная

Задает вопросы по предыдущим темам.

Называет рыб, которых дети видели на с. 35 учебника и рыб, которые живут в данной местности.

Отвечают на вопросы.

Ловят мяч и называют какя рыба морская или речная.

К: Слушать и понимать речь других.

П: Отвечать на вопросы учителя;

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

К: Отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

III. Физминутка

1

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

Словесно-

наглядный

Фронтальная

Организует проведение физминутки

Пантомимой показывают слова стихотворения

Л: Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

IV.

Мотивация учебной деятельности

3

Просмотр мультика «Кто такие птицы?».

Кто догадася о чем мы бу-дем говорить сегодня  на уроке?

Кого считают птицами ?(Того кто летает.)

Как узнают птичек?( Птички поют.)

Что умеют делать птички?(Птицы умеют вить гнезда, нести яички)

Чтобы узнать кто такие птицы  я предлагаю вам открыть сегодня в классе научную лабораторию.

- Кто из вас знает, что такое

«лаборатория»?

- Где можно найти значение этого слова?

ЛАБОРАТОРИЯ, 1. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Проблемная л. Учебная л,

Словесный беседа.

Наглядный

Работа с видеоматериалом

Слайд 2, 3

Фронтальная

Работа в парах

Задает вопросы о просмотренном мультике.

Организует работу с толковым словарем.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предположения.

Л: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению;

К: Слушать и понимать речь других.

Р: Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

П: Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

К: Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Работать в паре и группе.

V.

Работа по теме урока

20

- Итак, мы открываем научную лабораторию.

- На какой вопрос мы должны найти ответ?

- Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

- Все ли животные, которые летают – птицы?

Пингвин и страус – птицы, но они не умеют летать.

Выделите существенный признак птиц.

- Обратите внимание на форму тела птицы. Почему она у всех птиц такая? Какой вид транспорта формой похож на птицу?

- Птичий нос не только нос, но еще и рот, поэтому его назвали клювом. Что птица делает клювом?

- Сколько ног у птиц? У каких животных тоже две ноги?

- Зачем птице хвост, крылья?

- А сейчас открывается наша лаборатория.

Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) Для чего птице нужны разные перья?

 Учитель поясняет: «Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения».

Учитель демонстрирует изображения птиц с необычными перьями, например павлина, венценосного журавля, райскую птицу, колибри.

- Что общего у всех перьев?

- Подкиньте перышко вверх или дуньте на него. Что заметили?

 - Отрежьте кончик пера ножницами.

- Капните водой из пипетки на перо.

 

Словесный  беседа.

Словесный, беседа;  наглядный, с. 36 учебника

Наглядный, словесный.

Практическая работа

Наглядный, словесный

Слайд 4, 5, 6

Фронтальная

Фронтальная

Работа в группах

Подводит детей к формулировке темы урока

Создает проблемную ситуацию: не все животные, изображенные на рисунке птицы (летучая мышь, белка-летяга, бабочка), но они летают, и не все птицы, изображенные на рисунке – летают, хотя они птицы (курица).

Создает проблемные вопросы.

Направляет предположения  детей на верные ответы.

Организует работу в группах.

Учитель показывает разные виды перьев: пуховые, кроющие, полетные и маховые.

Подводит детей к строению пера: стержень и бороздки.

Под руководством учителя формулирую тему урока

Пытаются ответить на вопрос учителя.

Под руководством учителя определяют основной признак птиц: тело покрыто перьями.

В ходе работы выделяют основные части тела птицы (голова, шея, клюв, ноги, крылья, хвост)

Дети размышляют, высказывают предположения.

Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы.

Дети говорят  о том, что все перья разной формы. Под руководством учителя по названию пытаются определить назначение различного вида перьев.

Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).

Летит, легкое.

Внутри оно пустое, полое. Вот почему перья легкие.

Капелька скатилась, перо не намокает.

Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

Р: Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

К: Слушать и понимать речь других.

П: Ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; слушать и понимать речь других.

П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

К: Слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

VI.

Итог урока

7

- Наша лаборатория закрывается.

- О каких животных мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали о них?

- Кто такие птицы?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

Словесные: беседа.

Наглядные.

Словесный, беседа

Фронтальная работа

Направляет детей на подведение итогов урока.

Дети высказывают свои мысли по поводу услышанного на уроке, что для них было ново.

Птицы  – это животные, тело которых покрыто перьями.

Не все животные, которые умеют летать – птицы (приводят примеры). Не все птицы умеют летать (приводят примеры).

Но тело всех птиц покрыто перьями.

Отвечают на вопросы учителя

Р: Принимать, понимать и сохранять учебную задачу.

П: Отвечать на вопросы учителя; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

К: Отвечать на вопросы учителя;

Слушать и понимать речь других.

Р: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

VII.

Рефлексия

1

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек и объясните свое решение.

Наглядный

Словесный

Фронтальная

Объясняет критерии оценивания своей работы на уроке.

Дети оценивают работу на уроке с помощью сигнальных карточек-«смайликов». Несколько человек объясняют свое решение (по выбору учителя)

Р: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...