Характеристика стертой дизартрии
статья

 Жигаева Ксения Александровна

           История стертой дизарии

           Проявления стертой дизартрии

           Характеристика: общей моторики, мелкой моторики, особенностей артикуляционного аппарата, особенностей звукопроизошения, просодических компонентов

 

  СРАВНИТЕЛЬНАЯ Характеристика стертой дизартрии и дислалии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stertaya_dizartriya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

История

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гуцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали дизартрией, а второе - дисфазией. В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры. Можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии».  Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».-(нарушение целенаправленного действия при сохранности составления его элементарных движений.)

В отечественной логопедии термин «артикуляционная диспраксия развития» используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия, центральная органическая или осложненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства - МДР.

Проявления стертой дизартрии

ОБЩАЯ МОТОРИКА. Моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка). Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия- (невозможность осуществить сложный двигательный акт или произвольное движение руками и органами артикуляции). В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. 

Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции. Для детей со стертой дизартрией характерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи. Чаще всего это проявляется в наличии искажения, а также отсутствия различных групп звуков, реже - в заменах звуков. Для них характерны следующие виды звукопроизносительных нарушений: межзубный сигматизм свистящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, лямбдацизм, реже - дефекты оглушения, озвончения.

Чаще всего страдают звуки, связанные с тонкими движениями кончика языка.

Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Фонематическое восприятие парциально нарушено и касается тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки звукопроизношения в чужой речи и не ощущают своих.

ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Голос у таких детей тихий, хриплый, иногда сиплый. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании отмечается некоторая его аритмия, связанная с ошибками последовательности произнесения слогов в словах. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.

Интонация несколько обеднена. Между фразами отсутствует пауза. Особенно затруднена повествовательная интонация.

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

Особенностью психического развития таких детей является неточность оптико-пространственного гнозиса, затрудненное формирование ориентировки в схеме тела. Большинство детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внимание недостаточно устойчиво.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ Характеристика стертой дизартрии и дислалии

При диагностике отличить дизартрию от сходных с ней нарушений часто бывает  очень  трудно,  поскольку  ряд  симптомов  дизартрии по форме почти идентичен симптомам иных расстройств речевой деятельности. О.А. Токарева отмечает, что в практике логопедической работы с детьми  часто  встречаются  легкие  (стёртые)  формы  дизартрии, которые, в отличие от дислалий, имеют более грубые проявления нарушений звукопроизношения и требуют более длительного логопедического воздействия.

Симптоматика

Дизартрия, минимальные проявления

Дислалия

Раннее речевое развитие

Более поздние сроки формирования речевой функции

Соответствует норме

Физический (анатомический компонент)

Часто короткая подъязычная связка, т.к. сосательные движения в период гуления и лепета и артикуляторная тренировка ослаблены

Нет

Неврологический статус:

Мышечный тонус

Моторика

Точность движений

Изменен по паретическому типу с большей выраженностью в артикуляторной, мимической и мускулатуре рук.
Напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка, язык при открытии рта не спокойный, слегка оттягивается внутрь, при побуждении к действию либо становится узким и удлиняется, либо вялый с ограничением движения.

Несколько замедленный темп развития.

Снижена, плохое чувство ритма

Не нарушен.

Пластичность, грациозность.

Соответствует норме

Речь

Звукопроизношение

Нарушена не только фонетически, но лексически и грамматически

Искажения звуков, образующихся при поднятом  и слегка загнутом кончике языка: Ж Ш Р;

Доминирование боковых и межзубных вариантов. Автоматизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается снова в процессе связной речи.
Нарушаются как согласные, так и гласные.

Чаще страдают свистящие и шипящие звуки (по Лопатиной Л.В.). Возможен разный характер нарушения одного и того же звука.

Только фонетические нарушения

Патология определенных фонем, исправленный звук легко автоматизируется.
Нарушаются только согласные.
Чаще страдают сонорные звуки (по Лопатиной). Нарушения звуков стабильны.

Просодическая сторона речи:

Голос

Темп

Ритм

Внятность

Саливация

Интонация

Речевое дыхание

Нередко с назализованным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, компенсаторное напряжение мышц глотки и шеи при громкой речи.

Ускорен, реже замедлен

Некоторая аритмия связного высказывания, слоговая структура слова в части случаев формируется с задержкой.

Смазанность речи

В процессе речи накапливается слюна во рту, плохо сглатывается. При продолжительном говорении слюна подтекает из уголков рта. Затруднения автоматизации сглатывания.

Несколько обеднена. Не делаются паузы между фразами. Повествовательная интонация плохо развивается.


Не делается достаточный речевой вдох. Дополнительные вдохи в процессе высказывания (в связи с этим необоснованное паузирование). Речь на вдохе

Звонкий, чистый.

Соответствует возрастной норме темпа речи.

Соответствует норме.

Речь внятная.


Сглатывание слюны автоматизируется в процессе развития речи

Речь интонированная, выразительная.

Речевое дыхание не нарушено

Фонетико-фонематичекое восприятие

Парциальное нарушение и касается тех звуков, которые нарушены при произнесении

Ослаблено фонематическое внимание, задержка развития фонематического внимания, особенности произносительной стороны близких людей (подражательный компонент)

Письмо и чтение

Некоторые трудности формирования письма и чтения, особенно при переходе на усложненные формы заданий

В соответствии с возрастной нормой

Невербальные процессы

Неточный оптико-пространственный гнозис, долго не могут ориентироваться в схеме тела
Сенсомоторное развитие задержано
Не точно определяют цвета, не знают оттенков
Внимание не устойчивое

В соответствии с возрастной норме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Стертая дизартрия

Дифференциация стертой дизартрии и сложной дислалии.Рекомендации  для логопедов массовых учебных заведений...

Диагностика стертой дизартрии.

Такое сложное нарушение звукопроизношения, как стертая дизартрия все чаще встречается в логопедической практике. Его структуру составляют нарушения всей произносительной стороны речии внеречевых проце...

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией....