Картотека подвижных и пальчиковых игр для развития пространственных представлений у детей
картотека

Голуб Наталья Леонидовна

Картотека подвижных и пальчиковых игр

для развития пространственных представлений

у детей

   

Валентин Берестов, 1990

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

 

И. Токмакова

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

 

Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!


 

   Гайда Лагздынь

Ходит гномик: топ да топ!

Левой! Правой ножкой.

А зовут все гномика

Во дворе - Алешкой!

Раз шажок! Два шажок!

Левый! Правый сапожок!

Я учу Алёшку

Топать понемножку!


Ботинок 

Попросила мама сына:

- Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два — вправо,

Раз-два — влево!

— Он не хочет шнуроваться, —

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два — справа,

Раз-два — слева.

— Вот! Мешают узелочки

 Мне продергивать  шнурочки!

                       О. Чернорицкая

 

Новогодняя 

В светлом зале

 На рояле

 Плясовую заиграли.

Собирайся, хоровод,

Встретим пляской Новый год!

Встанем кругом

 Друг за другом –

Развесёлым пестрым кругом.

Раз-два левой,

Раз-два правой

 Возле елочки кудрявой.

Чтоб на елке,

Чтоб на колкой

 Заплясали все иголки,

Чтоб кружились нам навстречу

 Бусы, бабочки и свечи.

Все быстрее, веселее,

Ног проворных не жалея,

Пляшет пестрый хоровод

 Возле елки в Новый год.

                          А. Кузнецова 

 

Игра "Дикари” 
В зеленых джунглях сто папуасов. 
В зеленых джунглях сто папуасов. 
В зеленых джунглях они играют. 
Они танцуют и не скучают никогда. 
Правая рука. (дети машут правой рукой) 
Левая рука. (дети машут двумя руками) 
Правая нога. (дети машут двумя руками и топают правой ногой) 
Левая нога. (дети машут двумя руками и топают двумя ногами). 
Чунга-чанга: Ха-ха-ха!

Странные сапоги

Ну и сапоги у Славы!

Один – левый. Другой – правый.

Но левый – на правой,

А правый – на левой.

Объясни скорее, Слава,

Что же это с ними стало?

Что стряслось?

- Сапоги поссорились,

вот и смотрят врозь.

                       А. Пысин

 

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

 Обуваться научу.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

                         Е. Благинина

 

Мальчик Ваня спозаранку
Посадил лягушку в банку
И хохочет: «Посмотри,
Я – снаружи, ты – внутри!»

Дуня на столе сидит
И под стол на мышь глядит.
Никуда не убежит –
Дуню мышка сторожит!

Смотрит Гоша из-за тумбы,
Нет ли в доме Всех кусумбы,
А Степан из-под кровати
Смотрит, нет ли Всех хватати.

Если, встретив Клаву, Слава
Сразу же свернет направо,
То она, как королева,
Нос задрав, свернет налево!

Лена с братиком Егоркой
Целый день катались с горки.
Не догонит егозу:
Он вверху – она внизу!

Спорит Миша вместе с Димой,
Кто заборопроходимей.
Как быстрее – вот в чем спор –
Через или сквозь забор!

Два утенка шустрых самых
Вдоль реки плывут за мамой,
А Крякрюша и Нырёк
Любят плавать поперёк.

Начался чемпионат –
Тянут во дворе канат.
Витя влево, Коля вправо.
Победителя ждет слава!

Свататься идет с цветами
Мушкетер к прекрасной даме,
А слуга его, Гийом,
Прочь с отказом от нее.

Вот пришел кот Васька в лес
И на дерево залез,
А с него, задравши хвост,
Спрыгнул Барсик, сдав свой пост.

Как в пруду, ничуть не хуже,
Плавает кораблик в луже,
Ну а около водицы
Трудно в плаванье пуститься.

Света спряталась, и Рома
Ищет Свету перед домом,
А она за домом ждет,
Может, он ее найдет.

Листья по ветру летят,
Женю с ног свалить хотят,
Но прошел уже три метра
Храбрый Женя против ветра.

Всех модней быть хочет Янка,
Носит майку наизнанку,
Ну а брат и мать с отцом
Носят майки налицо.

Многие мечтают дети
Вверх умчаться на ракете.
У Петра другой каприз –
Прыгнуть с парашютом вниз.

Птица над водой летит,
Набирает аппетит,
Только рыба – под водой
И не хочет быть едой.

Саша в жаркую погоду
Прыгает с разбегу в воду.
Из воды выходит Клим,
Чтобы прыгнуть вслед за ним.

Крокодил сегодня сыт,
На песке горячем спит.
Не боясь, идет народ
Напрямик или в обход.

Говорит Буренка: «Дети,
Я прекрасней всех на свете!
Мне ведь завязала Надя
Бант и спереди, и сзади».

Поезд, едущий вперед,
Пассажиров заберет,
А потом он будет рад
Отвезти их всех назад.

 * * *

Правая и левая - водят поезда
Правая и левая - строят города
Правая и левая - могут шить и штопать
Правая и левая - могут звонко хлопать!
Ночь пришла на улицу, руки ТАК устали,
Правая и Левая - спят на одеяле.

 

Две руки

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! 

 

(вытягиваем руки вперед, показывая)
 

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

 

(хлопаем в ладоши)
 

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

 

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
 

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!

 

(прикрываем рот той и другой)

 

С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!

 

(дружеское рукопожатие)
 

И могут ласковыми быть и правая, и левая!
 

 

(обхватываем себя руками – “обнимаем”)

 

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!

   

 

 * * *

 Раз – налево, два – направо,

 Три – наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе, дальше,

 Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

 А теперь нажмем немного

 Точки возле своих глаз.

 Сил дадим им много-много,

 Чтоб усилить в тыщу раз!

Глазки вправо, глазки влево,

 И по кругу проведем.

 Быстро – быстро поморгаем

 И немножечко потрем.

 Посмотри на кончик носа

 И в «межбровье» посмотри.

 Круг, квадрат и треугольник

 По три раза повтори.

 Глазки закрываем,

 Медленно вдыхаем.

 А на выдохе опять

 Глазки заставляй моргать.

 А сейчас расслабились

 На места отправились.

 

 * * *

Мы гимнастику для глаз

 Выполняем каждый раз.

 Вправо, влево, кругом, вниз,

 Повторить ты не ленись.

 Укрепляем мышцы глаза.

 Видеть лучше будем сразу.

 

  Автобус.

 Мы в автобусе сидим,

 Во все стороны глядим.

 Глядим назад, глядим вперед,

 А автобус не везет...

 Внизу речка – глубоко,

 Вверху птички – высоко.

 Щётки по стеклу шуршат

 Все капельки смести хотят.

 Колёса закружились

 Вперёд мы покатились.

 

 Часы

 Тик-так, тик-так

 Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

 Налево раз, направо раз,

 Мы тоже можем так,

 Тик-так, тик-так.

 

 * * *

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо!

 

«Жук»

 Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

 К журавлю жук подлетел,

 Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»

 Вот он вправо полетел,

 Каждый вправо посмотрел.

 Вот он влево полетел,

 Каждый влево посмотрел.

 Жук на нос хочет сесть,

 Не дадим ему присесть.

 Жук наш приземлился,

 Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...»

 Жук, вот правая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Жук, вот левая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

 Жук наверх полетел

 И на потолок присел.

 На носочки мы привстали,

 Но жука мы не достали.

 Хлопнем дружно—

 Хлоп-хлоп-хлоп,

 Чтобы улететь он смог.

 «Ж-ж-ж...»

 

 "Дождик"

 

Капля первая упала - кап !

  (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

 

 

 И вторая пробежала - кап !

 Мы на небо посмотрели,

(то же самое)

 

 Капельки кап - кап запели,

 Намочились лица.

 Мы их вытирали.

(вытирают лицо руками)

 

Туфли - посмотрите -

 Мокрыми стали.

 

(показывают вниз и смотрят)

Плечами дружно поведем

 И все капельки стряхнем.

 

(движения плечами)

 

 От дождя убежим.

 Под кусточком посидим.

(приседают)

 

 

  "Самолет"

 

Пролетает самолет,

(смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

 С ним собрался я в полет,

 Правое крыло отвел,

Посмотрел.

(отводят руки по переменно и

 прослеживают взглядом)

 

Левое крыло отвел,

 Поглядел.

 

 

     "Прогулка в лесу"

 

Мы отправились гулять.

 Шагают на месте

 

 Грибы - ягоды искать

 Как прекрасен этот лес.

 Полон разных он чудес

 

Светит солнце в вышине,

 смотрят вверх

 

Вот грибок растет на пне,

 смотрят вниз

 

Дрозд на дереве сидит,

 смотрят вверх

 

 Ежик под кустом шуршит.

смотрят вниз

 

Слева ель растет - старушка,

 смотрят вправо

 

Справа сосенки - подружки.

 смотрят влево

 

 

Где вы, ягоды, ау!

 

повторяют движения глаз

 Ночь.

 Темно на улице.

 Надо нам зажмурится.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Можно глазки открывать.

 Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Открываем их опять.

 А теперь всем вместе нужно

 Поморгать глазами дружно.

 Вправо - влево посмотрите,

 Вниз и вверх все поглядите.

 Отдохнули? Хорошо.

 Повторяем все еще.

  «Мы так долго рисовали»

 

Ах, как долго мы писали -

 Глазки у ребят устали.

 

Поморгать глазами.

 Посмотрите все в окно -

 

Посмотреть влево – вправо.

 Ах, как солнце высоко -

 

Посмотреть вверх.

 Мы глаза сейчас закроем -

 

Закрыть глаза ладошками.

 В группе радугу построим -

 

Посмотреть по дуге вверх -

 Вверх по радуге пойдем -

 

Вправо и вверх – влево.

 Вправо, влево повернём –

Поворачиваем вправо, влево

 

 

 А потом скатимся вниз -

 

Посмотреть вниз.

 

 Жмурься сильно, но держись.

Зажмурить глаза, открыть и

 поморгать ими.

 

 * * *

  - Всю неделю по - порядку,

 Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

 Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву

 И обратно в высоту.

 

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

- Во вторник часики глаза,

 Водят взгляд туда – сюда,

 Ходят влево, ходят вправо

 Не устанут никогда.

 

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

 - В среду в жмурки мы играем,

 Крепко глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем глазки открывать.

 Жмуримся и открываем

 Так игру мы продолжаем.

 

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

 

 - По четвергам мы смотрим вдаль,

 На это времени не жаль,

 Что вблизи и что вдали

 Глазки рассмотреть должны.

 

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

 

 - В пятницу мы не зевали

 Глаза по кругу побежали.

 Остановка, и опять

 В другую сторону бежать.

 

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 

 - Хоть в субботу выходной,

 Мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки,

 Чтобы бегали зрачки

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

 

 - В воскресенье будем спать,

 А потом пойдём гулять,

 Чтобы глазки закалялись

 Нужно воздухом дышать.

 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

 

 - Без гимнастики, друзья,

 Нашим глазкам жить нельзя!

 

 

   

 

* * * *  

 В правую руку свой мячик возьми,

(Взор следует за мячом)

  Над головою его подними

 И перед грудью его подержи.

 К левой ступне не спеша положи.

 За спину спрячь и затылка коснись.

 Руку смени и другим улыбнись.

(В какой руке у нас сейчас мяч?)

 

 Правого плечика мячик коснётся.

 И ненадолго за спину вернётся.

 С голени правой да к левой ступне,

 Да на живот – не запутаться б мне.

 Т.А. Шорыгина

Посмотрим вверх

Посмотри-ка вверх, дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид —

 Белой краскою покрыт.

Видишь голубой плафон,

Он висит под потолком.

Знают взрослые и дети —

Лампочка в нем ярко светит.

 

Т.А. Шорыгина

Посмотри вниз

Возьму с собой дочурку —

Пойду с ней на прогулку.

 Ирочка! Остановись!

Посмотри под ноги, вниз.

Видишь палый, желтый лист —

Он от сырости пятнист.

К темной веточке прилип,

А под ним алеет гриб!

 

Т.А. Шорыгина

Солнечный зайчик

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик.

Вверх, вниз! Со стола — на карниз.

Зеркальцем взмахну —

Побежит к окну

И прыжками по стене

Возвращается ко мне.

Запетлял по половице,

 Словно гонится лисица.

Раз! И прыгнул мне на парту —

Зайчик рад теплу и марту!

 

Т.А. Шорыгина

Перед домом

Перед домом

Есть скамейка

И крыжовника кусты,

Ранним утром их из лейки

Поливал сегодня ты.

А за домом огород,

Там на грядке лук растет.

 

Т.А. Шорыгина

Левая рука,
Рука левая,
Расскажи, что делала?

Расскажу я вам, друзья!
Помогала правой я.

Вместе сеяли газон,

Скоро стал зеленым он.

Вместе клумбу украшали

И цветы на ней сажали.

Подмели дорожки, —

Хлопнули в ладошки!

 

Т.А. Шорыгина

Наши руки

Наши руки — две сестрицы,

Левая и правая.

Наши руки — мастерицы,

Вам скажу по праву я.

Правая — лицо умыла,

 Левая — дала ей мыло.

Лейку левая несет,

Правая цветы польет.

Наши руки — две сестрицы,

Наши руки мастерицы!

 

 

 ***

Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой скок, левой скок,

Сразу обе ножки.

То назад, то вперёд

Скачут по дорожке.

 

***

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

На одной ноге постой-ка.

Будто ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди,

да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

 

***

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

 

***

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево).

 

***

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево раз, вправо два,

Потекла ручьем вода!

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

 

***

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед).

 

***

Смотри скорей, который час,

Тик – так, тик – так!

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

 

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

***

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

 

***

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

(ходьба на месте)

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

(повороты туловища вправо-влево)

Приседайте, не ленитесь,

Раз и два, раз и два!

(приседания).

 

***

Поднимаем руки вверх – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

 

***

Руки в стороны! В полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет!

 

 

 

 

 

                                            

«Моя семья»

Цель: формировать представления о собственном теле;

 

Этот пальчик - дедушка,          пальцы сжаты в кулачок, отгибаем

большой палец,              

Этот пальчик - бабушка,        отгибаем указательный палец,

Этот пальчик - папочка,          отгибаем средний палец,

Этот пальчик - мамочка,        отгибаем безымянный палец,

Этот пальчик - я,                   отгибаем мизинчик,

Вот и вся моя семья!             сжать пальцы в кулак и разжать их.


 

«Кулачок»  

 Цель: формировать представления о собственном теле;

    

Этот пальчик — маленький,        загибаем мизинчик,

Этот пальчик — слабенький,       загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик — длинненький,   загибаем средний пальчик,

Этот пальчик — сильненький,   загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик — толстячок,        загибаем большой пальчик.

                

«Мои пальчики»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу, совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»


 

Мои пальчики расскажут,           поворачиваем ручки попеременно

Все умеют, все покажут.             ладошками вверх и вниз

Пять их на моей руке.               сжимаем и разжимаем кулачки

Все делать могут,

Всегда помогут.                         попеременно ударяем кулак о кулак

Они на дудочке играют,            и ладонь о ладонь

Мячик бросают,                         имитируем описываемые движения

Белье стирают, пол подметают,

Они считают, Щиплют,

Ласкают. Всё успевают.            открываем ручки ладошками вверх


 

«Веселая старушка»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


 

У веселенькой старушки   Ххлопки в ладоши, то правая,

то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке       сложить руки углом,

Десять сыновей.                         показать десять пальцев.

Все без бровей                           очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                 ладони поднесены к ушам.

Вот с такими носами,              показать длинный нос пальцами.

Вот с такими усами,                   очертить пальцами длинные усы.

Вот с такой головой,               очертить круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!               показать руками большую бороду.

Они не пили, не ели,                одной рукой - «чашку»,

                                                  другой рукой – «ложку».

На старушку все глядели,      похлопать пальцами как ресницами

И все делали вот так…        показать любые действия.


 

Дом и ворота

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»

 

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются,

большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. Показывают домик

 

 

«Два козленка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


 

Как-то раз к кому-то в гости  На обеих ручках прижать

большими пальцами

Шёл козлёнок через мостик,       средние и безымянные пальцы,

А навстречу шёл другой,        держать кисти горизонтально,

сближаем руки.

Возвращался он домой.        

Два рогатых глупых братца    кисти рук в форме «козы»

Стали на мосту бодаться,          друг на друга.  

Не желая уступить,                  Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

И другого пропустить.             указательным и мизинцем

Долго козлики сражались,      Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

Разбегались и толкались.          указательным и мизинцем с размахом.

Вот с разбега лбами – бух!      Хлопают в ладоши.

И с моста в водичку – плюх!    Роняют руки на колени.


 


 

«Заяц и ежик»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.


 

Заяц и ёжик навстречу друг другу    Указательные и средние пальцы

Шли по дорожке по полю, по лугу      обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились – и испугались они.      Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – пойди догони!        Снова пальцы «идут», но теперь в  

                                                            разные стороны.


 

«Зайка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


 

Зайка по лесу скакал,                      Пальчики «скачут» по столу.

Зайка корм себе искал.                   Пальчиками обеих рук поочерёдно

перебираем по столу.

Вдруг у зайки на макушке            поднять руки к голове,

Поднялись, как стрелки, ушки.    изображаем ушки ручками.

Шорох тихий раздается:              Руки приложить к правому уху.

Кто-то по лесу крадется.              Пальчики медленно идут по столу,

Заяц путает следы,                         пальчики быстро-быстро бегают  

убегает от беды.                            на столе вправо-влево


 

«Жирафы и слоны»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


 

У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде:     

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей

На носах, на животах, Указательными пальцами

на коленях и носах.   дотронуться до живота,

коленей, носа.                                            

У слонов есть складки, складки, Хлопают ладошками по всему телу.

складки, складочки везде.  Аккуратно щипает себя, как бы

собирая складки.

У слонов есть складки,

складки, складки, складочки везде.           

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей.          

На носах, на животах, Указательными пальцами дотронуться до

живота, коленей, носа.

на коленях и носах.        

  «Клён»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


 

Ветер тихо клён качает,                Пальчики растопырены и тянутся вверх,

Вправо, влево наклоняет:              качаем ладошками вправо-влево.

Раз — наклон и два — наклон,      Наклоняем влево — вправо ладошки

                                                          низко-низко.

Зашумел листвою клён.                  Пошевелить всеми пальчиками.

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.


 

«Как живешь?»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.


 

Как живешь? Вот так!               Сжать кулак

и поднять большой палец вверх,

А плывешь? Вот так!        вытянуть  руки вперед,и совершать  

круговые движения кистями.

Машешь вслед? Вот так!        Помахать кистями рук.

Ждешь обед? Вот так!           Подпирает кулаком подбородок.

А шалишь? Вот так!                Надувает щеки и ударяет

по ним ладонями


 

Игрушки»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.

Я с игрушками играю: Сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.
Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд –

«бросаем мяч»
Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз,

поочерёдно кладём их друг на друга.
Грузовик везде катаю.

Двигаем перед собой кистью

правой руки – «катаем машинку»

 Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.  

 

Про погоду

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.


 

Дождь. Дождь. Кисти правой руки и левой наклонены вниз,

Надо нам разбегаться по домам. имитируя струи дождя.

Град. Град. Кулачками стучим по коленям

Сыплет град.

Все под крышами сидят. Руки подняты над головой, кончики пальцев

соприкасаются (крыша).

Гром. Гром. Гром гремит. Хлопки в ладони над головой.

В небе молния блестит - 2 раза Разводим руками в разные стороны.

Посмотрите из окна. Две горизонтально поставленные руки у лица,

В небе радуга видна! отводим правую руку в сторону.

Вышло солнышко опять. Правой и левой рукой делаем круг над головой.

Мы теперь пойдём гулять. Шагаем на месте.

 

Ёжик

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.


 

Куча листьев здесь лежит.  Руки на коленях, правая рука на левой руке.

Кто тут листьями шуршит?   Шевелим пальцами.

Топ-топ – топ сюда, Указательные пальцы правой и левой руки

Топ-топ-топ туда.  переступают по коленям то влево, то вправо.

Без тропинок и дорог,   Остальные пальцы согнуты в кулачки.

Шорох вдоль и поперёк.  Ладони сомкнуты, мизинцы вправо, влево.

В куче листьев чёрный нос,   Пальцы сцеплены в замок и оттопырены.

Клубок иголками оброс.  Мизинцы кончиками соприкасаются друг с другом

Вы, наверно, догадались: Ладони, имитирующие ёжика, ходят по коленям

Мы с ежонком повстречались, то в влево, то вправо.

Топ-топ-топ сюда,

Топ-топ-топ туда.

Без тропинок и дорог,  Снова руки на коленях, правая ладонь

на левой ладони, пальцы шевелятся

Шорох вдоль и поперёк, Убежал ежонок в лес,

В куче листьев шум исчез.  Руки опустили вниз.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных и пальчиковых игр

для развития пространственных представлений

у детей

   

Валентин Берестов, 1990

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

 

И. Токмакова

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

 

Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!


   Гайда Лагздынь

Ходит гномик: топ да топ!

Левой! Правой ножкой.

А зовут все гномика

Во дворе - Алешкой!

Раз шажок! Два шажок!

Левый! Правый сапожок!

Я учу Алёшку

Топать понемножку!


Ботинок 

Попросила мама сына:

- Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два — вправо,

Раз-два — влево!

— Он не хочет шнуроваться, —

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два — справа,

Раз-два — слева.

— Вот! Мешают узелочки

 Мне продергивать  шнурочки!

                       О. Чернорицкая

 

Новогодняя 

В светлом зале

 На рояле

 Плясовую заиграли.

Собирайся, хоровод,

Встретим пляской Новый год!

Встанем кругом

 Друг за другом –

Развесёлым пестрым кругом.

Раз-два левой,

Раз-два правой

 Возле елочки кудрявой.

Чтоб на елке,

Чтоб на колкой

 Заплясали все иголки,

Чтоб кружились нам навстречу

 Бусы, бабочки и свечи.

Все быстрее, веселее,

Ног проворных не жалея,

Пляшет пестрый хоровод

 Возле елки в Новый год.

                          А. Кузнецова 

 

Игра "Дикари” 
В зеленых джунглях сто папуасов. 
В зеленых джунглях сто папуасов. 
В зеленых джунглях они играют. 
Они танцуют и не скучают никогда. 
Правая рука. (дети машут правой рукой) 
Левая рука. (дети машут двумя руками) 
Правая нога. (дети машут двумя руками и топают правой ногой) 
Левая нога. (дети машут двумя руками и топают двумя ногами). 
Чунга-чанга: Ха-ха-ха!

Странные сапоги

Ну и сапоги у Славы!

Один – левый. Другой – правый.

Но левый – на правой,

А правый – на левой.

Объясни скорее, Слава,

Что же это с ними стало?

Что стряслось?

- Сапоги поссорились,

вот и смотрят врозь.

                       А. Пысин

 

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

 Обуваться научу.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

                         Е. Благинина

 

Мальчик Ваня спозаранку
Посадил лягушку в банку
И хохочет: «Посмотри,
Я – снаружи, ты – внутри!»

Дуня на столе сидит
И под стол на мышь глядит.
Никуда не убежит –
Дуню мышка сторожит!

Смотрит Гоша из-за тумбы,
Нет ли в доме Всех кусумбы,
А Степан из-под кровати
Смотрит, нет ли Всех хватати.

Если, встретив Клаву, Слава
Сразу же свернет направо,
То она, как королева,
Нос задрав, свернет налево!

Лена с братиком Егоркой
Целый день катались с горки.
Не догонит егозу:
Он вверху – она внизу!

Спорит Миша вместе с Димой,
Кто заборопроходимей.
Как быстрее – вот в чем спор –
Через или сквозь забор!

Два утенка шустрых самых
Вдоль реки плывут за мамой,
А Крякрюша и Нырёк
Любят плавать поперёк.

Начался чемпионат –
Тянут во дворе канат.
Витя влево, Коля вправо.
Победителя ждет слава!

Свататься идет с цветами
Мушкетер к прекрасной даме,
А слуга его, Гийом,
Прочь с отказом от нее.

Вот пришел кот Васька в лес
И на дерево залез,
А с него, задравши хвост,
Спрыгнул Барсик, сдав свой пост.

Как в пруду, ничуть не хуже,
Плавает кораблик в луже,
Ну а около водицы
Трудно в плаванье пуститься.

Света спряталась, и Рома
Ищет Свету перед домом,
А она за домом ждет,
Может, он ее найдет.

Листья по ветру летят,
Женю с ног свалить хотят,
Но прошел уже три метра
Храбрый Женя против ветра.

Всех модней быть хочет Янка,
Носит майку наизнанку,
Ну а брат и мать с отцом
Носят майки налицо.

Многие мечтают дети
Вверх умчаться на ракете.
У Петра другой каприз –
Прыгнуть с парашютом вниз.

Птица над водой летит,
Набирает аппетит,
Только рыба – под водой
И не хочет быть едой.

Саша в жаркую погоду
Прыгает с разбегу в воду.
Из воды выходит Клим,
Чтобы прыгнуть вслед за ним.

Крокодил сегодня сыт,
На песке горячем спит.
Не боясь, идет народ
Напрямик или в обход.

Говорит Буренка: «Дети,
Я прекрасней всех на свете!
Мне ведь завязала Надя
Бант и спереди, и сзади».

Поезд, едущий вперед,
Пассажиров заберет,
А потом он будет рад
Отвезти их всех назад.

 * * *

Правая и левая - водят поезда
Правая и левая - строят города
Правая и левая - могут шить и штопать
Правая и левая - могут звонко хлопать!
Ночь пришла на улицу, руки ТАК устали,
Правая и Левая - спят на одеяле.

 

Две руки

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! 

 

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

 

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

 

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!

 

(прикрываем рот той и другой)

 

С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!

 

(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

 

(обхватываем себя руками – “обнимаем”)

 

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!

 

 * * *

 Раз – налево, два – направо,

 Три – наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе, дальше,

 Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

 А теперь нажмем немного

 Точки возле своих глаз.

 Сил дадим им много-много,

 Чтоб усилить в тыщу раз!

Глазки вправо, глазки влево,

 И по кругу проведем.

 Быстро – быстро поморгаем

 И немножечко потрем.

 Посмотри на кончик носа

 И в «межбровье» посмотри.

 Круг, квадрат и треугольник

 По три раза повтори.

 Глазки закрываем,

 Медленно вдыхаем.

 А на выдохе опять

 Глазки заставляй моргать.

 А сейчас расслабились

 На места отправились.

 

 * * *

Мы гимнастику для глаз

 Выполняем каждый раз.

 Вправо, влево, кругом, вниз,

 Повторить ты не ленись.

 Укрепляем мышцы глаза.

 Видеть лучше будем сразу.

 

  Автобус.

 Мы в автобусе сидим,

 Во все стороны глядим.

 Глядим назад, глядим вперед,

 А автобус не везет...

 Внизу речка – глубоко,

 Вверху птички – высоко.

 Щётки по стеклу шуршат

 Все капельки смести хотят.

 Колёса закружились

 Вперёд мы покатились.

 

 Часы

 Тик-так, тик-так

 Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

 Налево раз, направо раз,

 Мы тоже можем так,

 Тик-так, тик-так.

 

 * * *

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо!

 

«Жук»

 Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

 К журавлю жук подлетел,

 Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»

 Вот он вправо полетел,

 Каждый вправо посмотрел.

 Вот он влево полетел,

 Каждый влево посмотрел.

 Жук на нос хочет сесть,

 Не дадим ему присесть.

 Жук наш приземлился,

 Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...»

 Жук, вот правая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Жук, вот левая ладошка,

 Посиди на ней немножко.

 Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

 Жук наверх полетел

 И на потолок присел.

 На носочки мы привстали,

 Но жука мы не достали.

 Хлопнем дружно—

 Хлоп-хлоп-хлоп,

 Чтобы улететь он смог.

 «Ж-ж-ж...»

 

 "Дождик"

 

Капля первая упала - кап !

  (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

 

 И вторая пробежала - кап !

 Мы на небо посмотрели,

(то же самое)

 

 Капельки кап - кап запели,

 Намочились лица.

 Мы их вытирали.

(вытирают лицо руками)

 

Туфли - посмотрите -

 Мокрыми стали.

 

(показывают вниз и смотрят)

Плечами дружно поведем

 И все капельки стряхнем.

 

(движения плечами)

 

 От дождя убежим.

 Под кусточком посидим.

(приседают)

 

 

  "Самолет"

 

Пролетает самолет,

(смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

 С ним собрался я в полет,

 Правое крыло отвел,

Посмотрел.

(отводят руки по переменно и

 прослеживают взглядом)

 

Левое крыло отвел,

 Поглядел.

 

 

     "Прогулка в лесу"

 

Мы отправились гулять.

 Шагают на месте

 

 Грибы - ягоды искать

 Как прекрасен этот лес.

 Полон разных он чудес

 

Светит солнце в вышине,

 смотрят вверх

 

Вот грибок растет на пне,

 смотрят вниз

 

Дрозд на дереве сидит,

 смотрят вверх

 

 Ежик под кустом шуршит.

смотрят вниз

 

Слева ель растет - старушка,

 смотрят вправо

 

Справа сосенки - подружки.

 смотрят влево

 

 

Где вы, ягоды, ау!

 

повторяют движения глаз

 Ночь.

 Темно на улице.

 Надо нам зажмурится.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Можно глазки открывать.

 Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Открываем их опять.

 А теперь всем вместе нужно

 Поморгать глазами дружно.

 Вправо - влево посмотрите,

 Вниз и вверх все поглядите.

 Отдохнули? Хорошо.

 Повторяем все еще.

  «Мы так долго рисовали»

 

Ах, как долго мы писали -

 Глазки у ребят устали.

 

Поморгать глазами.

 Посмотрите все в окно -

 

Посмотреть влево – вправо.

 Ах, как солнце высоко -

 

Посмотреть вверх.

 Мы глаза сейчас закроем -

 

Закрыть глаза ладошками.

 В группе радугу построим -

 

Посмотреть по дуге вверх -

 Вверх по радуге пойдем -

 

Вправо и вверх – влево.

 Вправо, влево повернём –

Поворачиваем вправо, влево

 

 

 А потом скатимся вниз -

 

Посмотреть вниз.

 

 Жмурься сильно, но держись.

Зажмурить глаза, открыть и

 поморгать ими.

 

 * * *

  - Всю неделю по - порядку,

 Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

 Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву

 И обратно в высоту.

 

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

- Во вторник часики глаза,

 Водят взгляд туда – сюда,

 Ходят влево, ходят вправо

 Не устанут никогда.

 

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

 - В среду в жмурки мы играем,

 Крепко глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем глазки открывать.

 Жмуримся и открываем

 Так игру мы продолжаем.

 

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

 

 - По четвергам мы смотрим вдаль,

 На это времени не жаль,

 Что вблизи и что вдали

 Глазки рассмотреть должны.

 

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

 

 - В пятницу мы не зевали

 Глаза по кругу побежали.

 Остановка, и опять

 В другую сторону бежать.

 

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 

 - Хоть в субботу выходной,

 Мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки,

 Чтобы бегали зрачки

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

 

 - В воскресенье будем спать,

 А потом пойдём гулять,

 Чтобы глазки закалялись

 Нужно воздухом дышать.

 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

 

 - Без гимнастики, друзья,

 Нашим глазкам жить нельзя!

 

 

 

* * * *  

 В правую руку свой мячик возьми,

(Взор следует за мячом)

  Над головою его подними

 И перед грудью его подержи.

 К левой ступне не спеша положи.

 За спину спрячь и затылка коснись.

 Руку смени и другим улыбнись.

(В какой руке у нас сейчас мяч?)

 

 Правого плечика мячик коснётся.

 И ненадолго за спину вернётся.

 С голени правой да к левой ступне,

 Да на живот – не запутаться б мне.

 Т.А. Шорыгина

Посмотрим вверх

Посмотри-ка вверх, дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид —

 Белой краскою покрыт.

Видишь голубой плафон,

Он висит под потолком.

Знают взрослые и дети —

Лампочка в нем ярко светит.

 

Т.А. Шорыгина

Посмотри вниз

Возьму с собой дочурку —

Пойду с ней на прогулку.

 Ирочка! Остановись!

Посмотри под ноги, вниз.

Видишь палый, желтый лист —

Он от сырости пятнист.

К темной веточке прилип,

А под ним алеет гриб!

 

Т.А. Шорыгина

Солнечный зайчик

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик.

Вверх, вниз! Со стола — на карниз.

Зеркальцем взмахну —

Побежит к окну

И прыжками по стене

Возвращается ко мне.

Запетлял по половице,

 Словно гонится лисица.

Раз! И прыгнул мне на парту —

Зайчик рад теплу и марту!

 

Т.А. Шорыгина

Перед домом

Перед домом

Есть скамейка

И крыжовника кусты,

Ранним утром их из лейки

Поливал сегодня ты.

А за домом огород,

Там на грядке лук растет.

 

Т.А. Шорыгина

Левая рука,
Рука левая,
Расскажи, что делала?

Расскажу я вам, друзья!
Помогала правой я.

Вместе сеяли газон,

Скоро стал зеленым он.

Вместе клумбу украшали

И цветы на ней сажали.

Подмели дорожки, —

Хлопнули в ладошки!

 

Т.А. Шорыгина

Наши руки

Наши руки — две сестрицы,

Левая и правая.

Наши руки — мастерицы,

Вам скажу по праву я.

Правая — лицо умыла,

 Левая — дала ей мыло.

Лейку левая несет,

Правая цветы польет.

Наши руки — две сестрицы,

Наши руки мастерицы!

 

 

 ***

Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой скок, левой скок,

Сразу обе ножки.

То назад, то вперёд

Скачут по дорожке.

 

***

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

На одной ноге постой-ка.

Будто ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди,

да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

 

***

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

 

***

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево).

 

***

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево раз, вправо два,

Потекла ручьем вода!

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

 

***

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед).

 

***

Смотри скорей, который час,

Тик – так, тик – так!

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

 

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

***

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

 

***

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

(ходьба на месте)

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

(повороты туловища вправо-влево)

Приседайте, не ленитесь,

Раз и два, раз и два!

(приседания).

 

***

Поднимаем руки вверх – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

 

***

Руки в стороны! В полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет!

 

                                            

«Моя семья»

Цель: формировать представления о собственном теле;

Этот пальчик - дедушка,          пальцы сжаты в кулачок, отгибаем

большой палец,              

Этот пальчик - бабушка,        отгибаем указательный палец,

Этот пальчик - папочка,          отгибаем средний палец,

Этот пальчик - мамочка,        отгибаем безымянный палец,

Этот пальчик - я,                   отгибаем мизинчик,

Вот и вся моя семья!             сжать пальцы в кулак и разжать их.


«Кулачок»  

 Цель: формировать представления о собственном теле;

    

Этот пальчик — маленький,        загибаем мизинчик,

Этот пальчик — слабенький,       загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик — длинненький,   загибаем средний пальчик,

Этот пальчик — сильненький,   загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик — толстячок,        загибаем большой пальчик.

                

«Мои пальчики»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу, совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»


Мои пальчики расскажут,           поворачиваем ручки попеременно

Все умеют, все покажут.             ладошками вверх и вниз

Пять их на моей руке.               сжимаем и разжимаем кулачки

Все делать могут,

Всегда помогут.                         попеременно ударяем кулак о кулак 

Они на дудочке играют,            и ладонь о ладонь

Мячик бросают,                         имитируем описываемые движения

Белье стирают, пол подметают,

Они считают, Щиплют,

Ласкают. Всё успевают.            открываем ручки ладошками вверх


«Веселая старушка»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


У веселенькой старушки   Ххлопки в ладоши, то правая,

то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке       сложить руки углом,

Десять сыновей.                         показать десять пальцев.

Все без бровей                           очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                 ладони поднесены к ушам.

Вот с такими носами,              показать длинный нос пальцами.

Вот с такими усами,                   очертить пальцами длинные усы.

Вот с такой головой,               очертить круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!               показать руками большую бороду.

Они не пили, не ели,                одной рукой - «чашку»,

                                                  другой рукой – «ложку».

На старушку все глядели,      похлопать пальцами как ресницами

И все делали вот так…        показать любые действия.


Дом и ворота

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. 
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются,

большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. 
Показывают домик

«Два козленка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


Как-то раз к кому-то в гости  На обеих ручках прижать

большими пальцами

Шёл козлёнок через мостик,       средние и безымянные пальцы,

А навстречу шёл другой,        держать кисти горизонтально,

сближаем руки.

Возвращался он домой.        

Два рогатых глупых братца    кисти рук в форме «козы»

Стали на мосту бодаться,          друг на друга.  

Не желая уступить,                  Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

И другого пропустить.             указательным и мизинцем

Долго козлики сражались,      Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

Разбегались и толкались.          указательным и мизинцем с размахом.

Вот с разбега лбами – бух!      Хлопают в ладоши.

И с моста в водичку – плюх!    Роняют руки на колени.



«Заяц и ежик»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.


Заяц и ёжик навстречу друг другу    Указательные и средние пальцы

Шли по дорожке по полю, по лугу      обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились – и испугались они.      Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – пойди догони!        Снова пальцы «идут», но теперь в  

                                                            разные стороны.


«Зайка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


Зайка по лесу скакал,                      Пальчики «скачут» по столу.

Зайка корм себе искал.                   Пальчиками обеих рук поочерёдно

перебираем по столу.

Вдруг у зайки на макушке            поднять руки к голове,

Поднялись, как стрелки, ушки.    изображаем ушки ручками.

Шорох тихий раздается:              Руки приложить к правому уху.

Кто-то по лесу крадется.              Пальчики медленно идут по столу,

Заяц путает следы,                         пальчики быстро-быстро бегают  

убегает от беды.                            на столе вправо-влево


«Жирафы и слоны»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде:     

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей

На носах, на животах, Указательными пальцами

на коленях и носах.   дотронуться до живота,

коленей, носа.                                            

У слонов есть складки, складки, Хлопают ладошками по всему телу.

складки, складочки везде.  Аккуратно щипает себя, как бы

собирая складки.

У слонов есть складки,

складки, складки, складочки везде.           

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей.          

На носах, на животах, Указательными пальцами дотронуться до

живота, коленей, носа.

на коленях и носах.        

  «Клён»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


Ветер тихо клён качает,                Пальчики растопырены и тянутся вверх,

Вправо, влево наклоняет:              качаем ладошками вправо-влево.

Раз — наклон и два — наклон,      Наклоняем влево — вправо ладошки

                                                          низко-низко.

Зашумел листвою клён.                  Пошевелить всеми пальчиками.

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.


«Как живешь?»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.


Как живешь? Вот так!               Сжать кулак

и поднять большой палец вверх,

А плывешь? Вот так!        вытянуть  руки вперед,и совершать  

круговые движения кистями.

Машешь вслед? Вот так!        Помахать кистями рук.

Ждешь обед? Вот так!           Подпирает кулаком подбородок.

А шалишь? Вот так!                Надувает щеки и ударяет

по ним ладонями


Игрушки»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.

Я с игрушками играю: Сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.
Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд –

«бросаем мяч»
Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз,

поочерёдно кладём их друг на друга.
Грузовик везде катаю.

Двигаем перед собой кистью

правой руки – «катаем машинку»

 Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.  

 

Про погоду

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.


Дождь. Дождь. Кисти правой руки и левой наклонены вниз,

Надо нам разбегаться по домам. имитируя струи дождя.

Град. Град. Кулачками стучим по коленям

Сыплет град.

Все под крышами сидят. Руки подняты над головой, кончики пальцев

соприкасаются (крыша).

Гром. Гром. Гром гремит. Хлопки в ладони над головой.

В небе молния блестит - 2 раза Разводим руками в разные стороны.

Посмотрите из окна. Две горизонтально поставленные руки у лица,

В небе радуга видна! отводим правую руку в сторону.

Вышло солнышко опять. Правой и левой рукой делаем круг над головой.

Мы теперь пойдём гулять. Шагаем на месте.

Ёжик

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.


Куча листьев здесь лежит.  Руки на коленях, правая рука на левой руке.

Кто тут листьями шуршит?   Шевелим пальцами.

Топ-топ – топ сюда, Указательные пальцы правой и левой руки

Топ-топ-топ туда.  переступают по коленям то влево, то вправо.

Без тропинок и дорог,   Остальные пальцы согнуты в кулачки.

Шорох вдоль и поперёк.  Ладони сомкнуты, мизинцы вправо, влево.

В куче листьев чёрный нос,   Пальцы сцеплены в замок и оттопырены.

Клубок иголками оброс.  Мизинцы кончиками соприкасаются друг с другом

Вы, наверно, догадались: Ладони, имитирующие ёжика, ходят по коленям

Мы с ежонком повстречались, то в влево, то вправо.

Топ-топ-топ сюда,

Топ-топ-топ туда.

Без тропинок и дорог,  Снова руки на коленях, правая ладонь

на левой ладони, пальцы шевелятся

Шорох вдоль и поперёк, Убежал ежонок в лес,

В куче листьев шум исчез.  Руки опустили вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Развитие пространственных представлений у детей

Недостаточная сформированность у детей зрительно-пространственных представлений   зрительного анализа и синтеза является предпосылкой оптической  диcграфии....

Игры для развития пространственных представлений у детей

Формирование пространственных представлений у детей          Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...

Программа по развитию пространственных представлений у детей 4-8 лет с тяжелыми нарушениями речи

Формирование у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей до...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Включает в себя:- игры на формирование ориентировки "на себе"- игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве- игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчёта "от себя&qu...