Развитие пространственных представлений у детей
статья

Недостаточная сформированность у детей зрительно-пространственных представлений   зрительного анализа и синтеза является предпосылкой оптической  диcграфии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Учитель-логопед Шаврина Татьяна Юрьевна

 

Развитие пространственных представлений у детей

Недостаточная сформированность у детей зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме, величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению к друг другу), зрительного анализа и синтеза является предпосылкой оптической  диcграфии. Одним из наиболее простых способов выяснения сформированности зрительно-пространственных представлений является проверка понимания значений предметов. В начале года я провожу диагностику, которая позволяет выяснить правильность ориентировки в левой и правой сторонах пространства, а так же, как ребенок усваивает словесные обозначения различных пространственных признаков, поскольку знание названий помогает обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Большинство детей испытывают затруднения при выполнения заданий с предлогами, они не понимают, как предметы располагаются в пространстве по отношению друг к другу, а так же не знают словесных обозначений предметов, дети путают правую и левую стороны, направление впереди, сзади.

В работе я соблюдаю определенную этапность по развитию пространственных представлений. На подгрупповых занятиях в подготовительной группе по лексической теме отрабатываются игры и задания по формированию предложно-падежных  конструкций с простыми предлогами (на уровне словосочетания и на уровне предложения).

В подготовительной группе, во втором периоде (январь, февраль, март) начинается работа по ознакомлению детей со схемами предлогов места и движения. Дети работают со схемами предложений без предлогов и с предлогами, анализируют предложения с предлогами (определяют количество слов, какой по счету предлог), дифференцируют предлоги:  в, из, над-под, на-с, к-от, за, из-за, под, из-под.

Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произношения педагогом предлогов, окончаний существительных.

Подобран красочный наглядный материал, сделаны схемы предлогов по количеству детей.

При дифференциации предлогов от и к используется пособие "Электронная пчелка", при дифференциации предлогов над и под - пособие "Аквариум". Элементы методики И.Н. Садовниковой (определение линейной последовательности предметного ряда) я использую при работе с предлогами: между, за, около.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Игры для развития пространственных представлений у детей

Формирование пространственных представлений у детей          Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...

Картотека подвижных и пальчиковых игр для развития пространственных представлений у детей

Картотека подвижных и пальчиковых игрдля развития пространственных представленийу детей   Валентин Берестов, 1990Где право, где левоСтоял ученик на развилке дорог.Где право, где лево, понять...

Программа по развитию пространственных представлений у детей 4-8 лет с тяжелыми нарушениями речи

Формирование у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей до...

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста...

Консультация для родителей " Игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей".

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, о...