Конспект занятия для детей с ТНР. Первоцветы Кузбасса
план-конспект

Головенко Светлана Валерьевна

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий речи для детей5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с использованием интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  коррекционного занятия по развитию речи (с использованием интерактивной доски)

Автор (ФИО, должность)

Суворова Екатерина Николаевна (воспитатель), высшая квалификационная категория

Аксенова Елена Викторовна (воспитатель), высшая квалификационная категория

Головенко Светлана Валерьевна (учитель-логопед), высшая квалификационная категория

Название

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по  речевому развитию   «В царстве цветов»

Образовательные области

Речевое развитие

Интеграция видов деятельности

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Лексическая тема

«Цветы. Первоцветы Кузбасса»

Цель и задачи

Цель:        обобщение знаний о цветах, расширение и активизация словаря детей по данной теме, формирование устной речи и навыков речевого общения.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- проверить и обобщить знания о цветах и первоцветах Кузбасса;

- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

- закреплять  навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- продолжать закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

- формировать практические навыки применения интерактивной доски на примере игр.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи и речевой активности, артикуляционной, мелкой и общей моторики  (развитие координации речи с движением);

- автоматизировать  правильное произношение и дифференциацию всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности;

- укреплять глазные мышцы;

- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие памяти, мышления.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, инициативности, ответственности.

Возраст  воспитанников

Дети 5-6 лет с ТНР

Предварительная работа

Изучение темы «Цветы», «Первоцветы Кузбасса». Знакомство с муз. произведением «Вальс цветов». Разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки «Одуванчик», глазодвигательной гимнастики

Методические рекомендации по использованию

Занятие проводится после изучения данной лексической темы на предыдущих занятиях. На последующих занятиях и в различных режимных моментах продолжается отработка приёмов, используемых на данном занятии.

Оборудование

Фонограмма «Вальс цветов» П.И. Чайковского; плоскостное изображение королевы цвето;, шапочки с изображением цветов по количеству детей, плоскостные изображения: сад, лес, поле, водоем), фишки с изображением цветов (50 штук), 4 набора карточек «4 лишний»,  лист А5 с цветком для штриховки по количеству детей, цветные карандаши, карточки для выполнения графического задания  - по количеству детей, наклейки для сюрпризного момента, интерактивная доска, стилус, проектор, ноутбук.

Источники информации:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c.
  2. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. – 92 с.
  3. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения./ О.Н .  Лиманская.— М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с.
  4. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  6. //deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-cvety/
  7. https://s5-goods.ozstatic.by/2000/629/829/10/10829629_0.jpg

Этап, время

Задачи этапа

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент. (Тихо звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.)

Психологически настроить

детей на занятие,

активизировать внимание. Актуализировать имеющихся у

детей знания.

Дети, чтобы вы смогли быстрее понять, о чем пойдет речь на сегодняшнем  занятии, отгадайте  загадки:

1. Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...

2.Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине ...

3. На воде растёт цветок - 
Одет в нежно-розовый лепесток.

4.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

5.Нам запах свежести лесной 
Приносит позднею весной 
Цветок душистый, нежный, 
Из кисти белоснежной.

Догадались, о чём пойдет речь?

Правильно, о цветах. Сегодня к нам в гости пришла Фея Цветов (появление на мольберте изображения феи) и приглашает вас в свое царство. Чтобы там очутиться,  предлагаю каждому выбрать цветок, назвать его и сказать,  где он растет. Отвечать нужно полным ответом. Если вы всё выполните правильно, то фея даст вам фишку-цветочек.

Дети отвечают:

-Роза

-Подснежник

- Водяная лилия

- Василёк

- О цветах

Дети выбирают шапочку с  цветком, надевают, называют   ареал распространения и садятся возле соответствующей картинки-символа (поле, лес, водоем, сад). За правильный ответ получают фишки

2. Игра «Сосчитай до пяти».

3. Упражнение «Закончи предложение»

4. Игра «Четвертый лишний»

5. Физминутка «Одуванчик» (с авторскими изменениями) Повторить 2раза.

6. Работа на интерактивной доске (презентация на доске, использование не более 10 мин.):

-«Большой - маленький»

-«Первоцветы Кузбасса»

-«Один - много»

7.  Глазодвигательная гимнастика

8. «Расскажи-ка: Составить рассказ о любимом цветке»

 

9.Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Автор Головенко С.В)

 

10.«Графическое задание»

Закрепить у детей навыки согласования существительных с числительными, а также согласования существительных с прилагательными и числительными.

Развивать логическое мышление, закреплять речевые навыки (словоизменение)

Развивать мышление, умение классифицировать,

сравнивать, обобщать.  Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Развивать общую моторику, подвижность, координацию речи с движением

Формировать практические навыки применения интерактивной доски на примере игр, закрепить в речи навык словообразования, словоизменения.

Закрепить знания детей о первоцветах Кузбасса.

.

Укрепить глазные мышцы, снять напряжение после работы с ИКТ

Закрепить навык составления рассказа по плану

Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением

Тренировать  мелкую моторику, воспитывать внимание, развивать память, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги

Давайте поможем Фее посчитать цветы в ее царстве:

- синий василёк (Образец: один синий василёк, два синих василька, …, пять синих васильков)

- розовая гвоздика

- ароматная роза

- душистый ландыш

- белоснежная ромашка

Помоги Фее закончить предложение словом «незабудка», правильно изменяя его.

В лесу растет незабудка.

У меня нет …

Я забочусь о …

Мне подарили букет…

Фея принесла вам карточки, нужно назвать какая картинка лишняя и почему? Отвечаем полным предложением.

-Ромашка, берёза, тюльпан, одуванчик.

-Ландыш, незабудка, подснежник, кувшинка.

 -Колокольчик, хризантема, роза, гладиолус

-Кувшинка, ромашка, лотос, кубышка.

А теперь  немного отдохнем. Встали.

Одуванчик потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Листья в стороны развел,

Солнце видно не нашел.

Чтобы солнышко найти –

Нужно нам еще расти!

Дети, фея приглашает вас выполнить задания на интерактивной доске.

- На экране появляется большой цветок, нужно превратить его в маленький – сказать нужное слово и нажать стилусом на цветок.

- На экране вы видите карту нашей области, а внизу различные цветы. Среди этих цветов вам нужно выбрать первоцветы  Кузбасса.  Если вы выбрали правильно, то при нажатии на этот цветок, он переместится на карту Кузбасса.

- Вам нужно сказать про свой цветок, когда он появится на экране по моему образцу: один нарцисс – много нарциссов

Фея приглашает вас за столы

У меня в руках волшебная палочка феи цветов, следите глазами за движениями  палочки

Фея просит вас рассказать о своем любимом цветке по плану:

- Название цветка.

- Где растет?

- Внешние признаки цветка.

- Где вы видели этот цветок?

- Почему он тебе нравится?

 Дети, нам предстоит выполнить последнее задание , но перед этим подготовим наши пальчики

В поле и в лесочке (Сжимаем ладони в кулачки на каждый слог)

Выросли цветочки: (Хлопаем в ладоши на каждый слог)

Васильки, ромашка, ( Зажимаем палец на каждое слово на одной руке (3 пальца)

Ландыши и кашка. (Зажимаем палец на каждое слово на другой руке (3 пальца).

Будем их оберегать, (Соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди)

Просто так цветы не рвать! (Соединять с большим пальцем все пальцы в обратном направлении).

Фея вам принесла задание: на этих листах вам нужно в кружок обвести ромашку, в квадрат – розу, в треугольник – колокольчик

 Дети выполняют задание по цепочке, получая фишки за правильный ответ

Дети заканчивают предложение:

- незабудки

- незабудке

- незабудок

Дети выбирают лишнюю картинку, объясняют свой выбор. Получают фишки за правильно выполненное задание

Дети выполняют движения по тексту

Дети по очереди называют уменьшительно-ласкательную форму слова, нажимают стилусом на цветок и он уменьшается на экране. За правильный ответ – фишка.

Дети по очереди подходят к доске, называют выбранный цветок, и нажимают на него стилусом. Если ответ правильный – цветок перемещается на карту области (ребенок получает фишку), если нет – он исчезает.

Дети смотрят на экран, когда появляется изображения их цветка, отвечают по образцу педагога, за верный ответ – фишка

Дети выполняют соответствующие движения глазами.

https://s5-goods.ozstatic.by/2000/629/829/10/10829629_0.jpg

Дети составляют рассказ по плану

Дети повторяют текст и движения

за взрослым

Подведение итогов занятия. Поощрение детей.

Рефлексия.

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, ответственности

Наше занятие подошло к концу. О чем сегодня мы с вами говорили на занятии? Что вам запомнилось больше всего, какие игры?

Вы сегодня  молодцы, много фишек получили за правильные ответы, и Фея решила вам подарить наклейки с изображением цветка, который вы сегодня представляли, а также листок с заданием, которое вы сможете выполнить в группе или дома (штриховка цветка по образцу)

Дети говорят о своих впечатлениях, выбирают наклейку с изображением своего цветка и берут лист с заданием



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  коррекционного занятия по развитию речи (с использованием интерактивной доски)

Автор (ФИО, должность)

Суворова Екатерина Николаевна (воспитатель), высшая квалификационная категория

Аксенова Елена Викторовна (воспитатель), высшая квалификационная категория

Головенко Светлана Валерьевна (учитель-логопед), высшая квалификационная категория

Название

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по  речевому развитию   «В царстве цветов»

Образовательные области

Речевое развитие

Интеграция видов деятельности

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Лексическая тема

«Цветы. Первоцветы Кузбасса»

Цель и задачи

Цель:        обобщение знаний о цветах, расширение и активизация словаря детей по данной теме, формирование устной речи и навыков речевого общения.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- проверить и обобщить знания о цветах и первоцветах Кузбасса;

- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

- закреплять  навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- продолжать закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

- формировать практические навыки применения интерактивной доски на примере игр.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи и речевой активности, артикуляционной, мелкой и общей моторики  (развитие координации речи с движением);

- автоматизировать  правильное произношение и дифференциацию всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности;

- укреплять глазные мышцы;

- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие памяти, мышления.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, инициативности, ответственности.

Возраст  воспитанников

Дети 5-6 лет с ТНР

Предварительная работа

Изучение темы «Цветы», «Первоцветы Кузбасса». Знакомство с муз. произведением «Вальс цветов». Разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки «Одуванчик», глазодвигательной гимнастики

Методические рекомендации по использованию

Занятие проводится после изучения данной лексической темы на предыдущих занятиях. На последующих занятиях и в различных режимных моментах продолжается отработка приёмов, используемых на данном занятии.

Оборудование

Фонограмма «Вальс цветов» П.И. Чайковского; плоскостное изображение королевы цвето;, шапочки с изображением цветов по количеству детей, плоскостные изображения: сад, лес, поле, водоем), фишки с изображением цветов (50 штук), 4 набора карточек «4 лишний»,  лист А5 с цветком для штриховки по количеству детей, цветные карандаши, карточки для выполнения графического задания  - по количеству детей, наклейки для сюрпризного момента, интерактивная доска, стилус, проектор, ноутбук.

Источники информации:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c.
  2. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. – 92 с.
  3. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения./ О.Н .  Лиманская.— М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с.
  4. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  6. //deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-cvety/
  7. https://s5-goods.ozstatic.by/2000/629/829/10/10829629_0.jpg

Этап, время

Задачи этапа

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент. (Тихо звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.)

Психологически настроить

детей на занятие,

активизировать внимание. Актуализировать имеющихся у

детей знания.

Дети, чтобы вы смогли быстрее понять, о чем пойдет речь на сегодняшнем  занятии, отгадайте  загадки:

1. Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...

2.Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине ...

3. На воде растёт цветок - 
Одет в нежно-розовый лепесток.

4.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

5.Нам запах свежести лесной 
Приносит позднею весной 
Цветок душистый, нежный, 
Из кисти белоснежной.

Догадались, о чём пойдет речь?

Правильно, о цветах. Сегодня к нам в гости пришла Фея Цветов (появление на мольберте изображения феи) и приглашает вас в свое царство. Чтобы там очутиться,  предлагаю каждому выбрать цветок, назвать его и сказать,  где он растет. Отвечать нужно полным ответом. Если вы всё выполните правильно, то фея даст вам фишку-цветочек.

Дети отвечают:

-Роза

-Подснежник

- Водяная лилия

- Василёк

- О цветах

Дети выбирают шапочку с  цветком, надевают, называют   ареал распространения и садятся возле соответствующей картинки-символа (поле, лес, водоем, сад). За правильный ответ получают фишки

2. Игра «Сосчитай до пяти».

3. Упражнение «Закончи предложение»

4. Игра «Четвертый лишний»

5. Физминутка «Одуванчик» (с авторскими изменениями) Повторить 2раза.

6. Работа на интерактивной доске (презентация на доске, использование не более 10 мин.):

-«Большой - маленький»

-«Первоцветы Кузбасса»

-«Один - много»

7.  Глазодвигательная гимнастика

8. «Расскажи-ка: Составить рассказ о любимом цветке»

 

9.Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Автор Головенко С.В)

 

10.«Графическое задание»

Закрепить у детей навыки согласования существительных с числительными, а также согласования существительных с прилагательными и числительными.

Развивать логическое мышление, закреплять речевые навыки (словоизменение)

Развивать мышление, умение классифицировать,

сравнивать, обобщать.  Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Развивать общую моторику, подвижность, координацию речи с движением

Формировать практические навыки применения интерактивной доски на примере игр, закрепить в речи навык словообразования, словоизменения.

Закрепить знания детей о первоцветах Кузбасса.

.

Укрепить глазные мышцы, снять напряжение после работы с ИКТ

Закрепить навык составления рассказа по плану

Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением

Тренировать  мелкую моторику, воспитывать внимание, развивать память, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги

Давайте поможем Фее посчитать цветы в ее царстве:

- синий василёк (Образец: один синий василёк, два синих василька, …, пять синих васильков)

- розовая гвоздика

- ароматная роза

- душистый ландыш

- белоснежная ромашка

Помоги Фее закончить предложение словом «незабудка», правильно изменяя его.

В лесу растет незабудка.

У меня нет …

Я забочусь о …

Мне подарили букет…

Фея принесла вам карточки, нужно назвать какая картинка лишняя и почему? Отвечаем полным предложением.

-Ромашка, берёза, тюльпан, одуванчик.

-Ландыш, незабудка, подснежник, кувшинка.

 -Колокольчик, хризантема, роза, гладиолус

-Кувшинка, ромашка, лотос, кубышка.

А теперь  немного отдохнем. Встали.

Одуванчик потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Листья в стороны развел,

Солнце видно не нашел.

Чтобы солнышко найти –

Нужно нам еще расти!

Дети, фея приглашает вас выполнить задания на интерактивной доске.

- На экране появляется большой цветок, нужно превратить его в маленький – сказать нужное слово и нажать стилусом на цветок.

- На экране вы видите карту нашей области, а внизу различные цветы. Среди этих цветов вам нужно выбрать первоцветы  Кузбасса.  Если вы выбрали правильно, то при нажатии на этот цветок, он переместится на карту Кузбасса.

- Вам нужно сказать про свой цветок, когда он появится на экране по моему образцу: один нарцисс – много нарциссов

Фея приглашает вас за столы

У меня в руках волшебная палочка феи цветов, следите глазами за движениями  палочки

Фея просит вас рассказать о своем любимом цветке по плану:

- Название цветка.

- Где растет?

- Внешние признаки цветка.

- Где вы видели этот цветок?

- Почему он тебе нравится?

 Дети, нам предстоит выполнить последнее задание , но перед этим подготовим наши пальчики

В поле и в лесочке (Сжимаем ладони в кулачки на каждый слог)

Выросли цветочки: (Хлопаем в ладоши на каждый слог)

Васильки, ромашка, ( Зажимаем палец на каждое слово на одной руке (3 пальца)

Ландыши и кашка. (Зажимаем палец на каждое слово на другой руке (3 пальца).

Будем их оберегать, (Соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди)

Просто так цветы не рвать! (Соединять с большим пальцем все пальцы в обратном направлении).

Фея вам принесла задание: на этих листах вам нужно в кружок обвести ромашку, в квадрат – розу, в треугольник – колокольчик

 Дети выполняют задание по цепочке, получая фишки за правильный ответ

Дети заканчивают предложение:

- незабудки

- незабудке

- незабудок

Дети выбирают лишнюю картинку, объясняют свой выбор. Получают фишки за правильно выполненное задание

Дети выполняют движения по тексту

Дети по очереди называют уменьшительно-ласкательную форму слова, нажимают стилусом на цветок и он уменьшается на экране. За правильный ответ – фишка.

Дети по очереди подходят к доске, называют выбранный цветок, и нажимают на него стилусом. Если ответ правильный – цветок перемещается на карту области (ребенок получает фишку), если нет – он исчезает.

Дети смотрят на экран, когда появляется изображения их цветка, отвечают по образцу педагога, за верный ответ – фишка

Дети выполняют соответствующие движения глазами.

https://s5-goods.ozstatic.by/2000/629/829/10/10829629_0.jpg

Дети составляют рассказ по плану

Дети повторяют текст и движения

за взрослым

Подведение итогов занятия. Поощрение детей.

Рефлексия.

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, ответственности

Наше занятие подошло к концу. О чем сегодня мы с вами говорили на занятии? Что вам запомнилось больше всего, какие игры?

Вы сегодня  молодцы, много фишек получили за правильные ответы, и Фея решила вам подарить наклейки с изображением цветка, который вы сегодня представляли, а также листок с заданием, которое вы сможете выполнить в группе или дома (штриховка цветка по образцу)

Дети говорят о своих впечатлениях, выбирают наклейку с изображением своего цветка и берут лист с заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"

Материал урока  предназначен для развития речи детей с ОНР....

Конспект занятия для детей школьного возраста "Путешествие в Город Плавной Речи"

Конспект заняия по работе с детьми, имеющим заикание....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ...

Конспекты занятий для детей с ОНР по обучению правильному употреблению предлогов в речи.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами детских дошкольных, школьных и медицинских учреждений по обучению детей с общим недоразвитием речи умению правильно употреблять предло...

Конспект занятия по развитию речи "Сибирские первоцветы-вестники весны"

Конспект внеурочного занятия (развитие речи) для обучающихся с ОВЗ. Данный урок можно отнести к категории междисциплинарных уроков (русский язык, литература)....