Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс
методическая разработка (6 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной образовательной  программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классов,  разработана в соответствии с

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Распоряжением  Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения    на 2020-2021  учебный год.

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом   и календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год рассчитана на  34 часа (исходя из 1 часа в неделю).   .

 

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

   При определении содержания предмета «Альтернативное чтение» в современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

В рамках предмета «Альтернативное чтение» рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы, мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); чтение пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам.

Обучение «Альтернативному чтению» учащихся рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_alternativnoe_chtenie_6o.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

 по предмету «Альтернативное чтение»

для  обучающегося с умеренной умственной отсталостью

 

(надомное обучение) 6 класс

 

 

 

Составила: учитель  Платонова Т.А.

первая квалификационная категория

г. Санкт-Петербург

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной образовательной  программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классов,  разработана в соответствии с

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Распоряжением  Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения    на 2020-2021  учебный год.

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом   и календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год рассчитана на  34 часа (исходя из 1 часа в неделю).   .

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

   При определении содержания предмета «Альтернативное чтение» в современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

В рамках предмета «Альтернативное чтение» рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы, мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); чтение пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам.

Обучение «Альтернативному чтению» учащихся рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

Специфика контингента

 У    Екатерины С. базовые умения и навыки сформированы.  Появилась  диалогическая речь, обращенную речь понимает хорошо, обращается к взрослым   с помощью вербальных и невербальных средств общения, выражает просьбы  отдельными словами. Проявляет интерес к учебе

С интересом листает детские книги.  Показывает на картинке названный предмет.

Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету « Альтернативное чтение».  

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны:

  • понимать жесты
  • воспринимать информацию зрительно и на слух
  • соотносить звук с его источником
  • уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
  • уметь имитировать звуки окружающей действительности
  • уметь слушать и слышать учителя
  • уметь подбирать иллюстрацию к предложению
  • составлять предложения с помощью пиктограмм
  • отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения
  • находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • уметь работать с магнитной азбукой
  • владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся)

Цель изучения предмета

         Цель. Максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» 5 класс.

Задачи предмета

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках
  • формировать необходимость построения простейших высказываний речевыми и альтернативными средствами
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся
  • формировать способность к коллективной деятельности
  • учить понимать соотносящиеся и указательные жесты

Коррекционно-развивающие

  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность
  •  расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»

Формы организации учебного процесса

  • урок-занятие
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • игра
  • элементарная учебная деятельность

Методы и приёмы обучения

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами)
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ

практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • метод проектов

Виды деятельности учащихся на уроке

  • наблюдение
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально - визуальные  (слушание, показ), ритмические
  • игры-имитации, жестово-образные игры
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса

     Обучающиеся должны знать, понимать:

  • названия предметов, явлений и действий предметов в рамках лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» и изучаемых литературных произведений
  • изученные и новые пиктограммы «собирать, срывать, поливать»
  • изученные буквы (индивидуально)

    Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять аудиальные и визуальные упражнения:
  •  с использованием картинок, изображающих продукты питания,  животных, рыб, природу, профессии людей (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач): «Слушай и показывай на картинке» и т. п.
  • на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех
  • на выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа
  • типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» с использованием пиктограмм
  • «Читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение
  • Раскладывать карточки со словами на соответствующие картинки

или прикреплять их к реальным предметам

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).

Содержание учебной программы

6 класс

(33 часа, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план

I полугодие

Разделы программы

Лексические темы

Кол-во

часов

В т.ч. практические

занятия,

экскурсии

Контроль

Первое полугодие (16 ч.)

Диагностика

1

1

Д/карты

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение)

Мир окружающих предметов        

4

4

текущий

Мир растений.

2

2

текущий

Мир животных.

2

2

текущий

Приборы.

2

2

текущий

Явления природы.

2

2

текущий

Мир цвета и звука.

1

1

текущий

Диагностика

1

1

Д/карты

Второе полугодие (18 ч.)

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов (глобальное чтение)

Мир окружающих предметов        

5

5

текущий

Мир растений.

1

1

текущий

Мир животных.

3

3

текущий

Приборы.

3

3

текущий

Явления природы.

3

3

Мир цвета и звука.

2

2

текущий

Диагностика

1

1

Д/карты

Итого за год                                                                       33 часа

Содержание программы

Разделы программы

Содержание

Первое полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай», «Называй, а я буду показывать» (учитель показывает — учащийся называет или выбирает картинку с изображением того или иного объекта).

Вместе с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к сказкам, изображений посуды, предметов личной гигиены, бытовой
техники, бытовых ситуаций, природы, животных, труда
людей и жизни животных и растений в разное время года.
Совместное с учащимися разыгрывание содержания картин
и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных
моделей.

Работа с пиктограммами из серии «Предметы домашнего
быта». (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи
и окружающий мир», «СБО».)

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм
типа «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки».

Аудиальное чтение

Слушание аудиозаписей и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных и птиц.

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, бубен, гармошка.

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учениками двух- и трехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное
с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание с учащимися аудиокниг.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких
рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов при прослушивании, а затем и самостоятельному рассказыванию их (используются все доступные средства общения).

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

Знакомство с буквами О, У (буквы вырезаны по контуру —
размер 10 и 5 см).

Упражнения на закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при произнесении звуков и соотнесение их с образами букв А, О, У.

Дидактические упражнения, в которых нужно выбрать карточки с буквами А, О, У среди картинок.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенной картинке или прикрепление их к доске, к окну и т. п.

Чтение слов, подписанных под пиктограммами: дом, нос, окно, доска, и накладывание (подкладывание) букв А, О, У к этим же буквам в словах.

Второе полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Игровые ситуации на узнавание предметов посуды, личной гигиены, бытовых приборов по описанию учителя (три-четыре наиболее характерных признака). Нахождение предмета, игрушки-аналога по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из четырех частей).

Узнавание учениками изображений этих предметов (целостное восприятие) по отдельным деталям. Соотнесение с пиктограммами и называние с использованием невербальных и вербальных средств общения.

Вместе с учащимися рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к рассказам, изображения посуды, бытовых технических приборов и предметов быта, природы, животных, труда людей разных профессий в разное время года. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

Упражнения в выборе (с помощью учителя) детских книг с иллюстрациями, повествующими о правилах гигиены, о предметах домашнего быта, о труде взрослых, о безопасном поведении.

Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора.
Практические упражнения в рабочей тетради по правилам дорожного движения.

Разыгрывание совместно с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Труд взрослых».

Аудиальное чтение

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель) и соотнесение этих действий с пиктограммами, обозначающими существительные и глаголы.

Слушание с учащимися аудиокниг.

Чтение учителем сказки, рассказа, стихотворения (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажей этих произведений.        

Разыгрывание в малых группах учащихся театрализованных игр (режиссерских и игр-драматизаций) с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

 

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

Знакомство с буквами И, Э, Ы.

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У, И, Э, Ы на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения по выбору букв среди картинок и цифр.

Знакомство со словами, которые напечатаны на карточках: стол, стул. Соотнесение их с реальными предметами, картинками и пиктограммами.

Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.

Условия реализации программы

Учебно-методический комплекс

  • «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Предметно-развивающая образовательная среда

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей
  • Детские книги, раскраски
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей
  • Распечатки  с заданиями, текстами, иллюстрациям
  • Большие дидактические куклы
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала
  • Пиктограммы
  • Игрушки
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик)
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха»
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1. http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека
  2. http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»
  3. http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»
  4. http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»
  5. http://daohappiness.ru/- простейшие мудры
  6. http://900igr.net – 900 презентаций для детей
  7. http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru»
  8. http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
  9. www.razumniki.ru – литература для детского чтения
  10. http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков
  11. http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический)
  12. http://logoportal.ru/ - логопедический портал
  13. http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека
  14. http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»
  15. http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко»
  16. http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)

Уважаемые коллеги. Предлагаю  Вашему вниманию рабочую программу для учеников  2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на  основе пр...

Пояснительная записка по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью 5 - 9 классы

Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умст...

Чтение и развитие речи КТП 5 класс (для детей с умственной отсталостью)(надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащегося 5 класса (у/о) на дому...

Рабочая программа учебного предмета "Ремесло" для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Рабочая программа по предмету «Ремесло» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных классов для глубоко умствен...

рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательн...

Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)

Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...