Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему:
    Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

    Вершинина  Ирина  Александровна.

    Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отсталостью" (часть 2) Т.Б.Баширова ИПКРО Иркутск 2011г. Данная программа будет полезны педегогам работающим с детьми с тяжёлой умственной отсталостью. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  письму 6 класс

    Пояснительная записка.

    Адаптированная образовательная рабочая программа  для детей-инвалидов с умеренной и  умственной отсталостью  составлена на основе:

    1.  Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.

    2.РУП для образовательных учреждений Иркутской области, реализация программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на2011 – 2012, 2012 -2013 учебный год

    Обучение письму осуществляется на основе индивидуального  специально подготовленного материала к урокам для индивидуальной работы ( так как учебники для детей с умеренной и тяжёлой умственной по данному предмету отсутствуют)

               Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей с умеренной  умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

               

    Цель: формирование элементарных навыков письма в учебной деятельности,  осуществление умственного и речевого развития.

    Задачи:

    -  обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

    -  формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся

    -  развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков письма.

    Срок реализации данной программы 1 год.

    Основные принципы отбора материала:

    Содержание обучения и письму детей с умеренной  умственной отсталостью строится на новых принципах основными из которых являются:

    -  коммуникативный подход, направлен на развитие контекстной речи;

    -  развитие устной и письменной речи;

    -  предметно-практическая направленность, связано с другими учебными предметами.

    -  систематичность и последовательность изучения материала (от простого к сложному).

    - программа определяет оптимальный объём знаний и умений по письму, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью.

    -  коррекционная направленность обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

    Предполагаемые результаты.

    Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:

    1. развитие речи как средства общения
    2. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
    3.  овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
    4. понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
    5. пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий, компьютерного устройства,
    6. развитие предпосылок к осмысленному  письму: узнавание и различение образов графем (букв); графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

     Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления по письму:

    - развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,

    -  выполнять простые, доступные инструкции педагога;

    - развитие фонематических процессов восприятия, памяти,

    - различать, называть и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;

    -  писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги, двусложные слова.

    -  слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);

    Оценка знаний учащихся.

    При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного  структуре их дефекта.

    Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

    Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

    Не оценивать

    Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

    3

    Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу..

    4

    Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

    5

    Инструментарий для оценивания:

    -  написание кратких ответов,

    - работа на карточках,

    -  контрольное списывание.

    -  диктанты (5 – 8 отдельных слов)

    Общая характеристика учебного предмета.

            Рабочая программа по письму предназначена для обучающихся по АООП для детей с тяжёлой  умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций учащихся.  Входит в образовательную область – филология.

    Цель изучения данного предмета:

    Развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.

    Задачи:

    -  формирование на доступном уровне навыков письма,

    - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами.

    - понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений).

    -  умение пользоваться доступными средствами коммуникации

    - формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

    - копирование, написание  слов и простых предложений;

    -  развитие предпосылок к осмысленному письму;

    -  овладение письмом на доступном уровне.

    Технологии обучения письму.

    При обучении используются следующие методы обучения учащихся умеренной  умственной отсталостью на уроках письма: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

    -  индивидуально – дифференцированный подход, практические упражнения: занимательные задания.

    -   игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

    -   действия по образцу, по словесной инструкции,

    - предварительное рассматривание, соотнесение картинки и слова с помощью педагога, показывание,

    -   подготовительные объяснения, показ,

    -  использование разнообразных материалов: мел, карандаш, фломастеры и т.

    Применяются типы уроков.

    -  урок первоначального изучения материала;

    -  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

    -  повторительно-обобщающий урок;

            Преподавание уроков письма тесно связано развитием речи – дети узнают о природных явлениях, изменениях в живой и неживой природе соотносят их с написанием слов, предложений, чтением – учащиеся читают (прослушивают) небольшие тексты для списывания, математика – написание чисел.

     

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

            Предмет «Письмо» входит в образовательную область – филология.

    Изучение предмета ведётся по урочной системе.  2 часа в неделю по 40 минут, 70 часов в год.

    Содержание тем учебного курса.

    Закрепление знаний, умений полученных в 5 классе  (6 часов)

    - списывание предложений с книги,

    - написание первого слова в предложении с заглавной буквы,

    - составление предложений на заданную тему.

    Звуки и буквы 20 часов

    - звуки и буквы  

    -  повторение гласных и согласных звуков

    -  гласные звуки и буквы, написание

    -  согласные звуки и буквы, написание

    - различение звонких и глухих согласных (б - п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с)

    - сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    Слово 22 часа

    - закрепление знаний о словах обозначающих название предметов, умение выделять в тексте слова отвечающие на вопрос  «Кто это?»  «Что это?» (с помощью учителя)

    - имена собственные ( название городов, сёл, деревень, улиц), заглавная буква в названиях

    - предлоги  НА, В, с помощью учителя составлять словосочетания с предлогами, умение находить предлоги, писать их раздельно

    Предложение  15 часов.

    - упражнение в составлении предложений по вопросу,  картине,  опорным словам, на заданную тему, записывать их

    - составление предложений из 3 слов данных в разбивку, с помощью учителя и их запись под диктовку

    - завершение начатого предложения с помощью картинки, опорных слов, запись под диктовку

    - написание бумаг – запись домашнего адреса и адреса школы, подписывание тетради, написание личных данных (фамилия, имя)

    Повторение пройденного 7 часов.

    Требования к знаниям и умениям обучающегося.

            В итоге после седьмого года обучения учащиеся должны уметь:

    - анализировать слова по звуковому составу,
    - различать звонкие и глухие  согласные,
    - узнавать имена собственные и писать их по правилу

    - составлять словосочетания с предлогами В НА , писать  их раздельно со словами,

    - составлять предложения по вопросам и опорным словам,

    -писать под диктовку простые слова и предложения,

    - писать домашний адрес, подписывать тетрадь, написать своё имя и фамилию.

    Формы контроля:

    -  устный опрос, беседа,

    - выполнение работ на карточках,

    -  диктант (написание букв под диктовку, 2 – 3 простых предложения из 2 слов)

            Календарно – тематическое планирование уроков письма

    для детей с тяжёлой умственной отсталостью  

    6 класс индивидуальное обучение на дому

    В неделю -  2 часа – письмо,  70 часов в год .

    Тема урока

    Кол – во часов

    Контроль знаний

    Практические работы

    Дополнительный материал

    Календарные сроки

    план

    факт

    1

    Раздел 1. Закрепление знаний, умений полученных в 5 классе (6 часов) 

    1.1

    Предложение , правила написания предложений.

    1

    тексты  из 4 – 5 предложений

    02.09.15

    1.2

    Составление и написание предложений из слов

    2

    списывание предложения

    наборы слов

    03.09.15

    10.09.15

    1.3

    Составление предложений на заданную тему.

    2

    составить 2 предложения по картинке

    сюжетные картинки

    14.09.15

    17. 09.15

    1.4

    Проверочная работа

    1

    сюжетная картинка

    21. 09.15

    Раздел 2.  Звуки и буквы  (20 часов)

    2.1

    Звуки и буквы

    1

    алфавит

    24. 09.15

    2.2

    Гласные и согласные звуки

    1

    определение речевых и неречевых звуков

    алфавит

    28. 09.15

    2.3

    Гласные звуки и буквы

    2

    соотнесение звука и буквы

    гласные буквы

    30. 09.15

    01.10.15

    2.4

    Согласные звуки и буквы

    3

    определение гласных звуков и обозначающих их букв

    согласные  буквы

    07.10.15

    08.10.15

    14.10.15

    2.5

    Звонкие и глухие согласные

     б - п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с

    6

    определение гласных и согласных  звуков и обозначающих их букв

    картинки с изображением предметов с парными согласными

    уч. стр. 60 - 73

    15.10.15

    21.10.15

    22.10.15

    28.10.15

    29.10.15

    11.11.15

    2.6

    Закрепление  по теме «Звуки и буквы)

    1

    нахождение в слове предложенных букв

    алфавит, предметные картинки

    уч. стр. 75

    12.11.15

    2.7

    Сочетание «ЖИ – ШИ»

    1

    предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ,

    18.11.15

    2.8

    Сочетание «ЧА - ЩА»

    1

    написание жи - ши

    предложения со словами имеющими сочетание ЧА – ЩА,

    19.11.15

    2.9

    Сочетание «ЧУ - ЩУ»

    1

    написание ча - ща

    предложения со словами имеющими сочетание, ЧУ – ЩУ

    25.11.15

    2.10

    Закрепление написания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    2

    написание слов с сочетанием жи – ши, ча – ща, чу - щу

    предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    26.11.15

    02.12.15

    2.11

    Контрольное списывание

    1

    предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    03.12.15

    Раздел 3.  Слово.  (22 часа)

    3.1

    Слова, обозначающие названия предметов

    2

    предметные картинки

    уч. стр. 92 - 93

    09.12.15

    10.12.15

    3.2

    Слова отвечающие на вопрос Кто?

    2

    Самостоятельное выполнение заданий

    предметные картинки

    уч. стр. 96 - 97

    16.12.15

    17.12.15

    3.3

    Слова отвечающие на вопрос Что?

    2

    предметные картинки

    23.12.15

    24.12.15

    3.4

    Закрепление по теме «Слова, обозначающие предмет»

    2

    предметные картинки

    уч. стр. 100 - 102

    30.12.15

    13.01.16

    3.5

    Имена собственные.

    Большая буква в именах людей и кличках животных

    2

    Самостоятельное выполнение заданий

    картинки с изображением людей, животных, птиц…

    уч. стр. 103 - 109

    14.01.16

    20.01.16

    3.6

    Большая буква в названиях городов ,сёл, деревень, улиц.

    2

    Самостоятельное выполнение заданий

    картинки с изображением городов, сёл, карты.

    21.01.16

    27.01.16

    3.7

    Закрепление по теме слова обозначающие предметы.

    2

    Самостоятельное выполнение заданий на бланке

    Специально заготовленные задания на бланке

    28.01.16

    01.02.16

    3.8

    Написание адреса (домашний, школы)

    2

    бланки для подписи адреса, конверты

    03.02.16

    04.02.16

    3.9

    Проверочная работа

    1

    Написание диктанта, выполнение  практического задания.

    10.02.16

    3.10

    Предлог НА, В

    2

    15.02.16

    18.02.16

    3.11

    Составление словосочетаний и предложений с предлогами

     НА и В

    2

    сюжетные картинки

    22.02.16

    25.02.16

    3.12

    Проверочная работа

    1

    составление предложений

    предметные картинки

    02.03.16

    4

    Раздел 4.  Предложение (15 часов).

    4.1

    Определение предложений в тексте

    1

    тексты

    07.03.16

    4.2

    Составление предложений по  предложенным, опорным словам, и их запись.

    2

    списывание предложений из текста

    набор слов

    09.03.16

    10.03.16

    4.3

    Составление предложений по картинке, и их запись.

    2

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки

    16.03.16

    21.03.16

    4.4

    Составление предложений по

    вопросу, и их запись.

    3

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки

    24.03.16

    04.04.16

    06.04.16

    4.5

    Составление предложений на заданную тему, и их запись.

    3

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки

    07.04.16

    11.04.16

    14.04.16

    4.6

    Закрепление по теме предложение

    3

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки набор слов

    18.04.16

    21.04.16

    25.04.16

    4.7

    Проверочная работа по теме «Предложение»

    1

    Самостоятельное выполнение заданий

    28.04.16

    5

    Раздел 5.  Повторение пройденного (7 часов).

    5.1

    Звуки и буквы

    1

    Самостоятельное выполнение заданий

    алфавит

    04.05.16

    5.2

    Сочетание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ»

    1

    Самостоятельное выполнение заданий

    предложения со словами имеющими сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    05.05.16

    5.3

    Слова, обозначающие предмет

    1

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки

    11.05.16

    5.4

    Предложение

    2

    Самостоятельное выполнение заданий

    сюжетные картинки

    12.05.16

    16.05.16

    5.5

    Проверочная работа

    1

    Написание диктанта, выполнение практического задания

    19.05.16

    5.6

    Итоговый урок

    1

    Самостоятельное выполнение заданий

    26.05.16

    Итого  70 часов

    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,    ИИПКРО Иркутск – 2011 год.
    2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, Тригон, 1997.
    3. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995
    4. Карточки индивидуальной работы, тесты, перфокарты.
    5. В.В. Воронкова «Русский язык» 2 класс Гуманитарный издательский центр «Владос»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по письму для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 8 класса

    Настоящая программа составлена на основе Базисного регионального учебного плана образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной и выраженн...

    Рабочая программа по чтению для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 8 класса

    Настоящая программа составлена на основе Базисного регионального учебного плана образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной и выраженн...

    Рабочая программа по счету для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 8 класса

    Настоящая программа составлена на основе Базисного регионального учебного плана образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной и выраженн...

    Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 6-9 класса

    Рабочая  программа по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; тр...

    Рабочая программа по развитию речи, предметным урокам и экскурсиям для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 6-9 класса

    Рабочая  программа по развитию речи, предметным урокам и экскурсии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню п...

    Рабочая программа по рисованию для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 6-9 класса

    Рабочая  программа по рисованию представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся. Структурно и с...

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...