рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение
рабочая программа (7 класс)

Гронь Ольга Владимировна

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Принято

на педагогическом совете  

Протокол № 1 от 30.08.2019г

Утверждено

Приказ директора № 114 от  30.08.2019г        

В.Н.  Гнездилова._________

Рабочая программа

по предмету:

«Альтернативное чтение»

Иванова Иван Ивановича (надомное обучение)

7 класс

(для обучающихся с  ОВЗ, имеющих умеренную

умственную отсталость)

Срок реализации программы - 1год

Составила: Гронь О.В

Высшая квалификационная категория

г. Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

В соответствии с:

-     Федеральным базисным учебным планом, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района  Санкт-Петербурга  на 2019-2020  учебный год;

   Рабочая программа в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения  Рзаева Максима Мансимовича и календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю).

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

   При определении содержания предмета «Альтернативное чтение» в современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

В рамках предмета «Альтернативное чтение» рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы , мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); чтение пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам.

Обучение «Альтернативному чтению» учащихся рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

Специфика контингента

Возраст: 14 лет. Ивану свойственно: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. аграмматизмы, недостаточная сформированность связной речи. Иван соотносят слово – картинку – пиктограмму. Составляет простое предложение по картинке. Иван составляет  слоги и слова с помощью кассы букв и слогов, может найти букву в ряду букв (3 – 5 букв). Развитие общей и мелкой моторики нарушено. У Ивана предметно-игровые действия в стадии формирования.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Учащиеся должны:

  • понимать жесты;
  • воспринимать информацию зрительно и на слух;
  • соотносить звук с его источником;
  • уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко);
  • уметь имитировать звуки окружающей действительности;
  • уметь слушать и слышать учителя;
  • уметь подбирать иллюстрацию к предложению;
  • составлять предложения с помощью пиктограмм;
  • отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения;
  • находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка);
  • уметь работать с магнитной азбукой;
  • владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся).

Цель изучения предмета «Альтернативное чтение» в 7 классе:

максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» 7 класс.

Задачи предмета «Альтернативное чтение»:

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках;
  • формировать необходимость построения простейших высказываний речевыми и альтернативными средствами;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся;
  • формировать способность к коллективной деятельности;
  • учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

Формы организации учебного процесса:

  • Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- экскурсия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

 - методы стимулирования мотивации учебно-познавательной

   деятельности;

 -  методы формирования интереса к учению;

  - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха;

 - использование познавательных игр;

 - словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

 - наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация,

использование ИКТ;

 - практические методы – упражнения, практические действия,

   опыты.

  • Виды деятельности учащихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

 - аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса.

Обучающиеся должны знать, понимать:

- названия предметов, явлений и действий предметов в рамках лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» и изучаемых литературных произведений.

- изученные и новые пиктограммы «собирать, срывать, поливать».

- изученные буквы (индивидуально)

Обучающиеся должны уметь:

Выполнять аудиальные и визуальные упражнения:

  • с использованием картинок, изображающих продукты питания, животных, рыб, природу, профессии людей, лекарства (продавец, кассир, доярка, рыбак, фармацевт, врач циркач): «Слушай и показывай на картинке» и т. п.
  • на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех.
  • на выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа.
  • типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» с использованием пиктограмм.
  • «Читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.
  • Раскладывать карточки со словами на соответствующие картинки или прикреплять их к реальным предметам.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).

Содержание учебной программы.

7 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Учебно-тематический план

Разделы программы включаются в каждый урок, как этапы урока (чтение изображений на картинках и пиктограммах, аудиальное чтение, чтение букв и слогов (глобальное чтение), темы уроков основываются на лексическом материале предмета «Развитие речи и окружающий мир» 7 класс.

Практические работы включены в каждый урок «Альтернативного чтения»: логопедическая гимнастика, работа с зеркалом, игрушками, большой дидактической куклой, предметами окружающего мира, картинками, пиктограммами, заучивание стихотворений, чтение и анализ коротких рассказов, потешек, игры.

Разделы программы

Лексические темы

К-во

час

Пр. зан.

Контроль

Первое полугодие

Диагностика

3

3

Д/карты

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение)

Окружающий предметный мир и профессии людей.

11

11

текущий

Окружающий природный и животный мир.

16

16

текущий

Диагностика

2

2

Д/карты

Итого за 1 полугодие                                                                              

32 часа

Второе полугодие (36 ч.)

Чтение изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальное чтение.

Чтение букв и слогов

(глобальное чтение)

Окружающий предметный мир и профессии людей.

22

22

текущий

Окружающий природный и животный мир.

12

12

текущий

Диагностика

2

2

Д/карты

Итого за 2 полугодие

36 часов

Итого за год:

68 часов

Содержание программы по предмету:

«Альтернативное чтение» (2 часа в неделю):

Разделы программы

Содержание

Первое полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах.

«Чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках.

Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать», «поливать».

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Береза», выполненных учителем, который стремится передать образ и характер березы (береза плакучая, печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»).

«Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам. Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю» с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и др.

Планируемые результаты:

  • показывать и называть предметы, изображённые на картинках и их действия;
  • Показ по заданию действия на картинке, выполнение изображённого действия, подбор картинок и пиктограмм с изображением действия по словесной инструкции;
  • «Чтение» информационных стендов.

Аудиальное чтение.

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) по прочитанному учителем тексту.

Планируемые результаты:

  • должны дифференцировать услышанные звуки природы (улицы, голосов животных, птиц и др) подбирать соответствующий предмет или изображение;
  • участвовать в театрализованных моментах к прослушанному тексту;

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

«Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией.

Знакомство учащихся с буквами Т, Д

Дидактические упражнения: выбор учащимися карточек с буквами среди картинок и цифр.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенные картинки: дождь, зима, снег, весна,

лето и др.

Чтение слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах.

Упражнения на развитие фонематического восприятия: различение контрастных гласных ([и-у], [и-о], [а-у], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [м-б], [н-д]; по месту образования: [п-т], [тнк], [м-н].

Узнавание букв в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом).

Планируемые результаты:

  • узнавать, называть и показывать изученные буквы;
  • «читать» подписи к картинкам;
  • Подбирать слова к картинкам;
  • Находить одинаковые буквы.

Второе полугодие

Чтение изображений на картинках и пиктограммах.

Работа с пиктограммами.

Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к рассказам, картинки — посещение врача, медицинские процедуры, бытовые технические приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (например, журналы «Кроха», «Лечебные вести», «50 художников: шедевры русской живописи» и др.). Просмотр журналов, формирование у учащихся представлений о том, что называется «иллюстрацией», что такое «название статьи» и «текст». Обучение учащихся последовательному рассматриванию журнала (постранично) и стимулирование их желания в процессе просматривания вступать в речевой и неречевой контакт с учителем и другими учащимися.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работа в тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс).

Разыгрывание вместе с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.

Планируемые результаты:

  • показывать и называть предметы, изображённые на картинках и их действия;
  • Показ по заданию действия на картинке, выполнение изображённого действия, подбор картинок и пиктограмм с изображением действия по словесной инструкции;
  • Узнавать и показывать предмет по словесному описанию;
  • Рассматривание доступных по содержанию картинок, построение высказываний;
  • «Чтение» информационных стендов.

Аудиальное чтение.

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) по прочитанному учителем тексту.

Планируемые результаты:

  • должны дифференцировать услышанные звуки природы (улицы, голосов животных, птиц и др) подбирать соответствующий предмет или изображение;
  • участвовать в театрализованных моментах к прослушанному тексту;

Чтение букв и слов (глобальное чтение)

Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами.

Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки). Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина). (Слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом и т. д., чтобы привлекать внимание учащихся.) Упражнения, в которых учащиеся должны к соответствующему слогу в слове подложить карточку с этим слогом.

Планируемые результаты:

  • узнавать, называть и показывать изученные буквы, дифференцировать их от других изображений;
  • «читать» подписи к картинкам;
  • Подбирать слова к картинкам;
  • Находить одинаковые буквы;
  • Составлять слова из знакомых букв, слогов;

Условия реализации программы:

УМК для 7-о класса на 2019-2020 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  6.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1.  http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
  2.  http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология».
  3.  http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
  4.  http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
  5.  http://daohappiness.ru/- простейшие мудры.
  6.  http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
  7. http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
  8.  http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
  9.  www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
  10.  http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
  11.  http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
  12. http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
  13. http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
  14. http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
  15. http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
  16. http://adalin.mospsy.ru/  - коррекционные упражнения.

Я, Иванова Марья Ивановна, ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию программы в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения  Рзаева Максима Мансимовича и календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год специалистами ГБОУ школы №439.

Подпись родителя _______________________________Н.А.Рзаева

Дата _________________ 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов

Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)

Уважаемые коллеги. Предлагаю  Вашему вниманию рабочую программу для учеников  2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на  основе пр...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса   с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение):СБОППДРазвитие психомоторики и сенсорных процессовИЗОЭлементы грамо...

Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса, занимающегося в условиях надомного обучения

Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  занимающегося в условиях надомного обучения....

Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной обра...

Адаптированная рабочая программа по математике 7 класса для умственно отсталых (интеллектуального развития) детей

Адаптированная рабочая программапо математике 7 класса для умственно отсталых(интеллектуального развития) детей рассчитана на 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год....