Речевая конференция "Зимующие птицы".
методическая разработка

Нанаева Хеда Хасановна

Речевая конференция "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат глухих и слабослышащих»

Открытое специальное фронтальное занятие

по развитию неречевых звучаний  и       техники речи

на тему: «Зимующие птицы»

http://www.vhg.ru/upload/iblock/121/12166348c64aee78ebd6c0f0eb098891.jpg

Подготовила и провела:

Нанаева Х.Х.

учитель – дефектолог

высшей категории

                   

 

г. Грозный

2021 год

Участники: обучающиеся  2в  класса.

Цель: обобщить  и расширить  представления обучающихся  о перелетных и зимующих  птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • учить дифференцировать представителей различных групп птиц;
  • уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значении для природы;

Коррекционные:

  • максимально использовать и развивать остаточный слух  при помощи закрепления словарного запаса, соблюдения норм орфоэпии;
  • развивать память, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.

Формирование УУД:

Личностные:

  • формировать интерес к изучению родной природы;
  • понимать важность заботы о зимующих птицах.

Предметные результаты:

  • различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
  • правильно подбирать корм для птиц.

Познавательные:

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
  • наблюдать и делать выводы;
  • знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

Регулятивные:

  • проговаривать в логической последовательности свои действия;
  • учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование:

  • ПК, интерактивная доска, презентация “Зимующие и перелетные птицы” .
  • напечатанные крупным шрифтом слова – названия птиц.
  • иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц.

Основные понятия: названия птиц, частей тела, перелетные птицы, зимующие птицы.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Учитель.  Здравствуйте, ребята.

Ученики. Здравствуйте.

Учитель.  Садитесь.

Снимите  аппараты. Наденьте наушники.

Учитель.  Как вы слышите?

Ученики. Я слышу хорошо.

Учитель.  Будет перекличка. Слушайте свои имена внимательно.

Учиники. Я тут (здесь).  

Учитель.  Что мы сделали?

Ученики. Мы провели перекличку.

Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок.  К нам пришло много гостей.

Как бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Ученики. Интересным,  хитрым, чтобы надо было подумать.

Учитель.  А чтобы у нас получился такой урок, какими должны быть мы?

Ученики. Внимательными, думающими, добрыми.

Учитель.  Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь.

А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу.

Какое у нее выражение лица? (злое, страшное).

А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? (доброе, радостное) 

А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает?

 Ну тогда  давайте улыбнемся друг другу,  и пускай хорошее настроение будет сопровождать нас на протяжении всего урока.

ΙΙ. Мотивация. Сообщение темы урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Ученики. Хеда Хасановна, мы не знаем, скажите вы.

Учитель. Чтобы узнать тему урока давайте отгадаем загадку.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима) 

Учитель. Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?

Ученики. Зима.

Учитель. Какая погода бывает  зимой?

Ученики.   На улице холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель. 

Учитель. Ребята, представим, что мы попали в зимний лес. Тихо в лесу, холодно, ветер свистит.

Как ветер свистит -  (с-с-с)

Деревья качаются и шумят (ш-ш-ш)

Метель завьюжила  (у-у-у)

Учитель. Ребята, что мы сейчас называли?

Ученики.   Мы называли звуки.

Учитель. А теперь послушайте, кто издает следующие звуки.

(звукозаписи пенья  птиц)

Ученики. Это птицы.

Учитель. Правильно. Это пенье птиц.

ΙΙΙ. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель. Ребята, название каких птиц вы знаете?

(Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, грач, ласточка, скворец, кукушка)

Перелетные птицы: Ласточка, грач, кукушка, скворец.

Зимующие птицы:  Снегирь, синица, воробей, сорока, дятел, голубь.

Учитель.    Ребята, как вы думаете, почему я разделила птиц на 2 группы?

Ученики. Потому, что  ласточка, грач, кукушка, скворец  это перелётные птицы.

Учитель.   Правильно. Этих птиц можно увидеть сегодня на улице?

Ученики.  Нет. Они улетели на юг.

Учитель.   А как называются птицы со второй  группы?

Ученики.   Зимующие птицы.  Они с нами зимуют дома.

ΙV. Различение ритмико-интонационной структуры слова

Учитель. Отхлопаем  ритм.

Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, грач, ласточка, скворец, кукушка.

Учитель. Сколько слогов в этом слове? Который слог ударный?

(ученик  отхлопывает ритмы, показывает слоговую структуру слова)

V. Слушание неречевых звучаний с использованием ИКТ.

 Различение голосов птиц.

Учитель. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни.

Давайте послушаем, пенье зимующих птиц.     (звукозаписи пенья  птиц)

  Учитель. Кто это?

   Ученики. Это поет снегирь (синица).

    Это сорока. Она каркает.

    Это дятел. Он стучит.

    Это воробей. Он чирикает.

    Это голубь. Он воркует.

  (снегирь, сорока, ворона, синица, дятел, воробей).

   

    5.  Физминутка

    (дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «  »).

6. Работа над стихотворением.

Учитель.  Будем работать над стихотворением.

Послушайте, как я читаю.

Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай летит порой
Стайка на окошко.

Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна
Будет для крылатых.

 Учитель. Прочитаем вместе.

Работа над ритмом.

Послушайте, я отхлопаю ритм.

татаТАта та таТА

Тата Тата Тата

та таТА таТА таТА

Тата та таТАта

Тата ТАтата таТА

Тата та таТАта

Та таТА та та таТА

Тата та таТАта

Отхлопаем вместе.

Отхлопайте сами.

Учитель.   Что мы делали?

Ученики. Мы работали над ритмами. Мы читали стихотворение.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Учитель.  Ребята, о ком (о чем) говорится в стихотворении?

Ученики. В стихотворении говорится о птицах (о зиме).

Давайте поговорим о жизни птиц зимой.

Голодно ли птицам зимой?

Чем питаются птицы зимой?  

Ученики.  Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.

Учитель.  Чем мы можем помочь птицам?  

Ученики.  Люди могут подкармливать птиц.

Учитель.  Что для этого нужно?  

Ученики. Кормушки.

Учитель. Ребята, вы догадались, какая была тема урока?

Ученики. Да.  Зимующие птицы.

Учитель.  Верно. Сегодняшний урок мы посвятили нашим пернатым друзьям. Давайте мы тоже поддержим  наших маленьких друзей  и воспроизведем голоса зимующих птиц.    

Выбирайте себе по одной зимующей птице.

Ученики. Я хочу быть дятлом.

Я хочу изобразить воробья.

Я покажу  синицу.   (Я тоже хочу показать синицу).

(Обучающиеся воспроизводят голоса зимующих птиц)

7. Итог  урока

а.  Рефлексия.

Учитель.  Про к ких птиц мы сегодня говорили?

Учитель.  Как называют птиц, которые улетают на юг?

Учитель.  Как называются птицы, которые остаются снами?

Учитель.  Каких зимующих птиц вы запомнили?

Учитель.  Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

Ученики. Да.

Учитель.  Давайте спросим у наших гостей, понравилась ли им ваша работа.

Уважаемые гости, если вам понравилась наша  работа, вставьте перья в крылья раненной птице и помогите ей взлететь.

(Гости крепят перья в крылья птице,  нарисованной на доске).

Вы все сегодня говорили  хорошо, отвечали на вопросы, думали,  старались.

 Выключите регуляторы громкости.

Снимите  наушники.

Наденьте аппараты.

А сейчас давайте встанем,  и поблагодарим все друг друга. Подарим улыбки и попрощаемся с гостями.

http://f1.mylove.ru/o_2Po82KLrN1TFUg1.jpg

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Речевой час "Зимующие птицы"

Речевые часы приходится составлять нам педагогам, так как мы работаем в коррекционных школах и специальной литературы нет для пегогов.Я считаю, чть этот материал очень пригодится всем педагогам из кор...

Речевой час "Зимующие птицы"

Речевые часы приходится составлять нам педагогам, так как мы работаем в коррекционных школах и специальной литературы нет для пегогов.Я считаю, чть этот материал очень пригодится всем педагогам из кор...

Речевой час "Зимующие птицы"

Речевые часы приходится составлять нам педагогам, так как мы работаем в коррекционных школах и специальной литературы нет для пегогов.Я считаю, чть этот материал очень пригодится всем педагогам из кор...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему "Перелетные птицы". Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С - Щ....

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе "Покормим птиц"

Конспект НОД по речевому развитию  "Покормим птиц" - учим детей составлять описание по картине...