Конкурсная программа "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
план-конспект занятия (9 класс)

Морозова Галина Геннадьевна

 Цель: повысить интерес обучающихся к предмету социально – бытовая ориентировка, обобщить знания и умения по различным темам предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_programma_umniki_i_umnitsy_2018.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа «Умники и умницы»

Цель: повысить интерес обучающихся к предмету социально – бытовая ориентировка, обобщить знания и умения по различным темам предмета.

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний учащихся, полученных на уроках СБО за прошедший период.

Коррекционная: развитие коммуникативных навыков, воображения, коррекция внимания, логического мышления.

Воспитательная: воспитание культуры общения и дисциплинированности при выполнении заданий, умения сотрудничать друг с другом, работать в команде.

Форма урока: конкурсное мероприятие.

Оборудование: карточки со словами, дидактические игры, предметные картинки.

Есть в нашей школе кабинет чудесный.

Короткое названье у него.

Вот только жаль, всего лишь раз в неделю

Читаем в расписании СБО.

Ведущий 2: Всем известен этот урок, но не все правильно могут расшифровать название и дать определение.

Слайд 1

С - "социально" – это наша роль в жизни общества.

Б - "бытовая" - уклад в повседневной жизни.

О - "ориентировка" - различные способы изучения нашей жизни.

Урок учит ориентироваться в обществе, в быту (дома).

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы проверить знания и умения учащихся по СБО. Оценивать их знания и умения, юмор и находчивость будет наше жюри. А теперь нам необходимо познакомится с нашими командами!


«Умники»: Кто шагает дружно в ногу?

               Дайте умникам дорогу.

               Кто шагает дружно в ряд?

               Это «умников» отряд.

                           Девиз: Мы пришли сюда не зря,

                                       Чтобы не лениться,

                                        На вопросы отвечать,

                                        Играть и веселиться.

«Умницы»: Раз, два, три, четыре,

                     Открывайте двери шире!

                     Это умницы идут,

                     От парней не отстают!

                              Девиз: А мы команда «Умницы»

                                          Всем пламенный привет!

                                          И от души желаем

                                          Знать правильный ответ!

Ведущий: Отличное приветствие! Спасибо, аплодисменты командам!

На уроках СБО мы учимся правильному поведению, учимся вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному, обустраивать дом, соблюдать правила личной гигиены, вести домашнее хозяйство.

Какие основные разделы мы изучали на уроках СБО?

- Личная гигиена;

- Транспорт;

- Торговля;

- Одежда и обувь;

- Средства связи;

- Жилище;

- Медицинская помощь;

- Семья;

- Культура поведения;

- Питание;

- Трудоустройство.

И так, мы начинаем. Наш первый конкурс, разминка. Команды по очереди разгадывают загадки.

Сор он в доме убирает,

По хозяйству помогает.

Все пылинки он нашёл.

До чего стал чистым пол!

                            (Веник или пылесос)

Есть и вешалка, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки -

По порядку всё лежит.                  (Шкаф)                            

         

          Вот идет пароход –

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

                    (Утюг)    

          Кто меня узнать не сможет?

Я на ежика похожа.

Никаких, уж точно, пятен

Не останется на платье!

                 (Щетка)

     Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

                      (Зубная щетка)

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила –

Ничего не спилила.

                    (Расческа)

Я под мышкою сижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

                     (Градусник)

Не люблю я эту склянку

И того, кто в ней живет:

Он, конечно, лечит ранку,

Но уж больно сильно жжет!

                           (Йод)

Ясным утром вдоль дороги,

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги,

И бегут два колеса.

                       (Велосипед)

Он в безбрежном океане,

Туч касается крылом.

Развернется под лучами,

Отливает серебром.   (Самолет)

Если я пуста бываю –

Про себя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

                         (Ложка)

Деревянная темница –

А в ней хлеб всегда храниться.

                        (Хлебница)  

Далее конкурсы по основным разделам СБО.

  1. Личная гигиена

Что такое личная гигиена?

- Личная гигиена – это правила, которые сохраняют здоровье человека.

- Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?

- Их нужно соблюдать, чтобы быть здоровым и красивым.

Задание: прочитай вопрос и расставь стрелки.

Что может быть общим?

Предметы и средства личной гигиены

Что должно быть личным?

Расческа

Крем для рук

Носовой платок

Полотенце для ног

Туалетное мыло

Зубная паста

Шампунь

Крем для лица

Мочалка

Туалетная бумага

Зубная щетка

  1. Торговля

 Поиграем в «Магазин» - вам необходимо совершить покупки.

I – Предметы и средства личной гигиены.

II – Игрушки.

Сосчитать сумму покупки, набрать её деньгами.

  1. Питание

Определить, что можно приготовить из продуктов, изображенных на рисунке.

(Салат, каша, щи).

Задание «Варим борщ»
(число баллов по числу верно подобранных ингредиентов: мясо, свёкла, морковь, картофель, капуста, помидор, лук, чеснок, лавровый лист, укроп)

Ах, каких мне выбрать овощей!
Для салата, винегрета и для борщей?
Как мне только разобраться и понять
Что мне надо для обеда выбирать?


На столах разложены карточки с названием продуктов (одинаковые для каждой команды). Необходимо взять карточку с нужным ингредиентом для борща, положить в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберет все продукты для борща.

- Какие молодцы! Все команды справились с заданием.

Лишние слова: макароны, молоко, рыба, кукуруза, рис, мука, огурец, гречка.

  1. Медицинская помощь

Найти лишний предметы в домашней аптечке среди перевязывающих, дезинфицирующих, вспомогательных средств и лекарственных трав.

В состав домашней аптечки входит:
А) перевязывающие средства: вата, бинт, горчичники.
Б) дезинфицирующие средства: йод, нашатырный спирт, перекись 
водорода.
В) лекарственные травы: зверобой, чистотел, липа, кофе.
Г) вспомогательные средства: термометр для измерения температуры, 
жгут, пипетка, цветные карандаши.


  1. Семья

МУЖ МАМЫ (папа, отчим)

ОТЕЦ МАМЫ или ПАПЫ (дедушка)

МАМА МАМЫ или ПАПЫ, жена дедушки (бабушка)

СЫН ПАПЫ или МАМЫ (брат)

ДОЧЬ МАМЫ или ПАПЫ (сестра)

СЕСТРА МАМЫ или ПАПЫ (тётя)

БРАТ МАМЫ или ПАПЫ (дядя).

Сын дяди или тёти (двоюродный брат)

Дочь дяди или тёти (двоюродная сестра)

Та, что дала нам жизнь. (мать)

“Святая кровь” – мать мужа. (свекровь)

Отец мужа.(свёкр).

Мать жены  (тёща)

Отец жены (тесть)

Сын сына или дочери (внук)

Дочь сына или дочери  (внучка)

Мой наследник. (сын)

Сын моей сестры или брата. (племянник)

Дочь брата или сестры (племянница)

Брат мужа  (деверь)

Сестра мужа, жена брата (золовка)

Муж дочери или сестры, золовки (зять)

Группа живущих вместе родственников (семья)

Семейные отношения.


Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их было?
(три)

У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: 
у меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.
Сколько же у него детей было? (пять)

Три мальчика: Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге
они нашли три рубля. Сколько бы денег нашёл один Ваня, если бы
он отравился в магазин. (три рубля)

Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков . Каждый из них нёс
по мешку. В каждом мешке - по коту. Сколько существ направлялось 
в Москву. (одна баба)

Быт людей.
1. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 
8 таких сарделек. (шесть минут)

2. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери - и две 
перегорели. Сделать нужно вам малость - сказать, сколько ламп 
осталось. (пять)

3. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить 
гусь, если встанет на одну ногу.  (4 кг.)

4. На столе стояли три стакана с вишней . Костя съел один стакан 
вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
(три)


  1. Жилище

Все члены семьи выполняют свои обязанности по дому. Но все вместе должны соблюдать чистоту в доме и наводить порядок.

Игра «Наведи порядок»


7. Конкурс капитанов  «Чудесный мешочек».

Капитаны команд с завязанными глазами достают один предмет из мешочка, ощупывают его, даже могут понюхать, только нельзя кусать, угадывают, что это такое и объясняют назначение. Предметы для команд подобрать разные:

1-ой  команде: зубная щетка, мерная лента, расчёска, бинт, мыло;

2-ой команде: зубная паста, нитки, мочалка, вата, мыло.

  1. Конкурс «Замени слово»
    Измените всего лишь одно или два слова и верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

Верно

Объяснение

Одна голова хорошо, а две – некрасиво.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Два человека (с двумя головами) смогут лучше и быстрее решить какую-то проблему.

Ни кола, ни двойки.

Ни кола, ни двора.

Полностью отсутствует нормальное жилье.

Труд человека кормит, а лень поит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное, если не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет... 

Кто мало говорит, тот много съедает.

Кто мало говорит, тот много делает.

Разговоры мешают делу.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Если много дел, ты делая свою работу не замечаешь, как проходит время! А если нечего делать, скучаешь!

Землю красит солнце, а человека – парикмахер.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Землю украшает солнце, а человека результаты его труда.


- Сколько мудрости несут пословицы и поговорки людям! И с этим заданием вы справились!

- Наша конкурсная программа подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью:
Какой конкурс вам больше всего понравился?
Какой конкурс был для вас наиболее трудным?
Что нового вы сегодня узнали?

Слово предоставляется жюри (объявляет итоги всех конкурсов и победителей).  Награждение команд.

- Сегодня мы смеялись, веселились. Но наш урок требует серьёзного отношения, хороших знаний, умения применять эти знания в повседневной жизни. Мы учимся не для школы, а для жизни!

Спасибо всем за участие, до новых встреч!!!

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. 
«КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА»

В рифму дай, дружок, ответ
Словом «ДА» иль словом «НЕТ».
Но, смотри, не торопись, 
На крючок не попадись!

Ё ударная всегда? - ДА

При нуле кипит вода? - НЕТ

С рукавами есть жилет? - НЕТ

Зубы в дырках от конфет? - ДА

Есть у женщин борода? - НЕТ

«Двойка» - это не беда? - НЕТ

В небе мчатся поезда? - НЕТ

Будет вечером рассвет? - НЕТ

После пятницы среда? - НЕТ

Первоклашкам десять лет? - НЕТ

Польза всем от сигарет? - НЕТ

С мягкой спинкой табурет? - НЕТ

В школе есть урок труда? - ДА

Пишет повар вам портрет? – НЕТ

Борщ- полезная еда? - ДА

На стене всегда паркет? - НЕТ

После завтрака- обед? - ДА

Головной убор берет? - ДА

Есть колёса у ракет? - НЕТ

Над трамваем провода? - ДА

Краше розы лебеда? - НЕТ

Носят на талии дамы браслет? - НЕТ

С улыбкой к зубному идёшь в кабинет? - НЕТ

Скажешь, прощаясь, другу «привет!»? - НЕТ

Нужен вечером нам свет? - ДА

Весь чернявенький брюнет? - ДА

Из яиц всегда омлет? - ДА

Вы весёлые всегда? - ДА

Кинешь камнем кошке вслед? - НЕТ

Льдом холодным чай согрет? - НЕТ

Нужно мясо для котлет? - ДА

Ест бензин велосипед? - НЕТ
Свёклу класть нам в винегрет? - ДА

Спать ложатся на буфет? - НЕТ


Отгадайте загадки на тему: «Профессии. Орудия труда»

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?                    (Доктор)


Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.     (Учитель)


Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)


Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
не более, не чихает. (Пылесос)


По деревянной речке
Плывет кораблик новый,
Свивается в колечки
Дымок его сосновый. (Рубанок)


В лесу родился,
А дома пригодился. (Веник)


Железный жучок,
На хвостике червячок. (Булавка)


Одна подружка
Пролезла другой в ушко. (Иголка с ниткой)


В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)


Две ручки,
Во все брюхо зубки. (Пила)


Сам худ –
Голова с пуд. (Молоток)


Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)


Игра «Закончите предложения в стихотворении»


Трактор водит …(тракторист),
Электричку …(машинист),
Стены выкрасил …(маляр),
Доску выстругал …(столяр),
В доме свет провел …(электрик),
В шахте трудится …(шахтер),
В жаркой кузнице …(кузнец),
Кто все знает …(молодец)!

Отгадай загадки
О ЧЕЛОВЕКЕ.

1. У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя.
(Руки, пальцы).

2. Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

3. Два соболя лежат хвостами друг к другу.
(Брови)

4. Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)

5. Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.
(глаза)

6. Идут четыре брата навстречу старшему. – Здравствуй, большак!- 
Говорят- Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка,
да, Крошка-Тимошка.      (пальцы)

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСТЕЛЬ.


Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица.
                                                   (кровать, подушка)

Два бочонка- днём полны, а ночью пусты.
                                                   (сапоги)

Какая одежда без рукавов.
                                                    (одеяло)

Пять мальчиков- пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные
чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик.
                                                    (пальцы в перчатке)

МЕБЕЛЬ И ПОСУДА


Четыре ноги, а ходить не может. 
                                                    (стол)

С ногами, без рук. С сиденьем - без живота. Со спиной, без головы.
                                                    (стул)

Скручен, связан, на кол посажен, на полу скачет.    (веник)

В брюхе-баня. В носу- решето, на голове- пупок, всего одна рука
и та – на спине.
                                                       (чайник)

Маленький конь, а всё озеро выпил.
                                                        (ложка)

Новая посуда, а вся в дырках.
                                                        (решето)

КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитаны команд
отвечают по очереди на вопросы. За правильный вопрос один балл.

Назовите овощи, у которых люди употребляют в пищу клубни. (картофель, репа, редис, свекла, морковь)
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу цветы.
(цветная капуста, одуванчик).
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу листья.
(капуста, салат, щавель.)
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу семена.

(горох, фасоль, подсолнух)

«Угадай название блюда по его составу»

Сельдь, лук, вареные свекла, картофель, морковь, яйца, майонез. (Сельдь под шубой)

- Мясной бульон, свежая или квашеная капуста, картофель, пассированные лук и морковь, томатная паста. (Щи)

Свекла, картофель, морковь, огурцы соленые, квашеная капуста, лук, подсолнечное масло. (винегрет)

- Квас, зелень, мясо, картофель, яйца, лук. (окрошка)

Картофель, морковь, яйца, маринованный огурец, горошек, колбаса, лук, майонез. (оливье)

- Мясной бульон, свёкла, картофель, пассированные лук и морковь, томатная паста. (Борщ)

КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
«КОНКУРС ПАНТОМИМ»

Задание: без предметов показать работу
- работу маляра
- работу милиционера
- водителя автобуса
- почтальона

ПОКАЖИ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА 
- болит живот
- светит солнышко
- когда на улице идёт дождь, а у тебя не зонтика
- когда вы провожаете младшую сестру в школу

Конкурс для болельщиков. 

Назовите, какие это продукты? (Например: молоко - напиток, гречка - крупа).
Карась (рыба), вишня (ягода), рис (крупа), дыня (овощ), квас (напиток), арбуз (ягода), минтай (рыба), опенок (гриб), бобы (овощ), утка (птица), чай (напиток), перец (пряность, овощ), лимон (фрукт), горбуша (рыба), киви (фрукт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

УМНИЦЫ! КРАСАВИЦЫ! (конкурсная программа для девочек)

Конкурсная программа для девочек  с 5 по 7 класс,  рекомендована  для  проведения  к  празднику  8  марта. Развивает    творческие способнос...

Конкурсная программа к 8 Марта "Красавицы-девицы, умницы и мастерицы"

Сценарий конкурсной программы «КРАСАВИЦЫ-ДЕВИЦЫ, УМНИЦЫ И МАСТЕРИЦЫ», посвященной 8 Марта...

Методическая разработка конкурсной программы "Умники и умницы"

Содержание материала  расчитано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Данная конкурсная программа проводилась в рамках ежегодной недели математики....