Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности
учебно-методический материал

Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамкахкружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilingvizm_doklad.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

  РАБОТА С ДВУЯЗЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют так называемые двуязычные дети (билингвисты)

Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов.

Билингвизм или двуязычие – это владение двумя языками. Способность употреблять для общения две языковые системы, и между этими языковыми системами возможны различные взаимодействия, в том числе и коммуникативного характера.

В нашем учреждении для 10 % воспитанников русский язык не является родным. Это дети с армянским и езидскими языками. По результатам ПМПК большая часть этих детей являются детьми с ОВЗ, так как имеют различные нарушения речи.

Для решения вопросов по изучению русского языка были намечены следующие направления работы:

  1. Создание языковой и предметно-развивающей среды
  2. Проведение обучающих занятий
  3. Проведение семинаров , мастер-классов, консультация для педагогов и родителей.
  4. Разработан план мероприятий по вопросам изучения русского языка (как неродного) .Основной базой Рабочей программы являются программы: Филичева , Чиркина «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным ) языком» и Протасова, Родина «Русский язык для дошкольников».

Нами был создан отдельный кружок для детей-билингвистов.

Цели: обучение грамотной и свободной речи, формирование коммуникативной компетенции, развития понимания обращенной речи.

 Задачи:

-обогащение и уточнение словарного запаса

- формирование всех компонентов языка

-развитие артикуляционных навыков

-развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления

-формирование навыков общения на русском языке

-воспитание толерантности

Работа состоит из нескольких блоков

Диагностический: Проводится в начале и в конце года.

Выявляется уровень познавательно-речевого развития. Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологии). Дети же, имеющие патологические нарушения, испытывают значительные трудности в овладении языками без специальной коррекционной помощи, у них может случиться вторичное отставание в психическом развитии. Оформляется дефектологическое представление.

Коррекционно-развивающий:

Задачи :

-обогащение и уточнение словарного запаса детей

-формирование навыков словообразование и словоизменения

-развитие лексико-грамматических категорий

-обучение правильному согласованию различных частей речи

В своей работе по овладению детьми русского языка как второго языка, я использую наглядный, демонстрационный материал, разучивание стихотворений, аудирование. Важное значение в устранении познавательно-речевых нарушений имеют наглядно-демонстрационный материал. Демонстрация натуральных предметов или действий, муляжей, игрушек, использование сюжетных и предметных картинок, схем способствует успешному усвоению материала. Например, детям, испытывающим трудности при построении связных высказываний, ощутимую помощь оказывает картинный план или рисуночная схема.

Огромная роль отводится по развитию лексико-грамматических категорий. Без грамматики речь перестает быть полноценной, а превращается в простой набор слов. У ребенка может быть активный словарный запас сформирован, а связная речь полна аграмматизмов.

Консультативно-просветительский блок:

Оформляется стенд для родителей и педагогов, проводятся мастер-классы, раздаются памятки и буклеты родителям, проводится анкетирование

Основные принципы построения коррекционных занятий:

- Принципы лексико – грамматического подхода

- Принципы системности

- Принципы комплектности

- Принципы развития

С учетом основных задач и принципов подбираются методы обучения.

Методы коррекционно-развивающей работы в рамках кружковой деятельности:

-дидактические игры, игры-театрализации

- занятия с использование ИКТ технологий

-логоритмические занятия

-использование проектного метода.

Проводятся различные мероприятия «Наш Пушкин»

«День славянской письменности и культуры»

Форма занятий с детьми-билингвистами напоминает форму занятий с русскоязычным  детьми. По своей структуре занятия включает себя организационный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия.

Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, усвоением той или иной грамматической категории, развитием связной речи.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа учителя - дефектолога с детьми двух - трёхлетнего возраста в условиях Дома ребёнка"

Задачи учителя - дефектолога: формирование у ребёнка потребности в общении, активизация словаря по звуко - слоговой структуре, обучение фразовой речи, развитие познавательных процессов....

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Работа учителя-дефектолога с детьми второго года жизни.

Перечислены основные приемы, которые использует учитель-дефектолог при работе с детьми второго года жизни, добавлены фотографии из опыта работы....

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...