Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ
статья по теме

Винокурова Элеонора Юрьевна

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_uchitelya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития , формирования полноценной личности, получения  должного образования.

      Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим  значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

      На первый взгляд дошкольники с ЗПР не так уж и отличаются от сверстников .Родители нередко  не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии - при выполнении заданий учебного типа.

      К старшему дошкольному возрасту становятся очевидным трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

      С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

     До настоящего времени предпочтение  отдавалось разработке содержания и методов коррекции ЗПР в условиях школьного обучения. Создавалась сеть специальных классов при массовых школах: классы выравнивания, коррекции, компенсирующего обучения.

      И только с 1990 года появляется новый тип специальных дошкольных учреждений – детское дошкольное учреждение для детей с ЗПР и диагностические группы развития в массовых дошкольных учреждениях. Приёму в дошкольные учреждения и группы развития для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом  «Задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими, соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве и нарушениями эндокринной системы, а  также вследствие педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

     В такие дошкольные учреждения или группы дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и образовательных учреждений через ПМПК.

     Решение о направлении ребёнка в дошкольное учреждение или группу или отказ выносится ПМПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребёнка.

     В тех случаях, когда окончательный диагноз ребёнку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребёнок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 -9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлён ПМПК.

      Группы комплектуются с учётом возраста детей, старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, подготовительная группа – дети в возрасте от 6 до 7 лет или 8 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. Наполняемость в таких группах до 10 человек.

     Ведущим специалистом , осуществляющим коррекционную работу является учитель – дефектолог. Помимо этого, в каждой группе работают два воспитателя, дополнительно вводится ставка учителя – логопеда на каждую диагностическую группу.

     Учитель – дефектолог проводит следующие занятия:

-занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – два раза в неделю;

-подготовка к обучению грамоте – три раза в неделю;

-формирование элементарных математических представлений – два раза в неделю на 1 году обучения и 4 раза на 2 году обучения.

      Подгрупповые занятия с детьми проводятся с 9-00 до 11-00, остальное время отводится на индивидуальную работу с детьми и оформление документации. Во второй половине дня с детьми должен заниматься логопед, который проводит индивидуально – подгрупповые занятия. На протяжении всего года обучения дефектологом проводится обследование детей в три этапа.

      Первый этап – 3 недели сентября на первом году обучения и 2 недели на втором году обучения. Цель – выявить особенности психического развития каждого воспитанника; определить уровень обучаемости  детей, степень сформированности  знаний, умений, навыков; собрать анамнестические сведения о развитии ребёнка, условиях воспитания в семье, сведения о родителях. Результаты заносятся в протоколы обследования, на основании которых формируются подгруппы детей для проведения коррекционной работы заполняются диагностические карты развития детей, чертятся графики.

        Второй этап – 2 недели января. Цель  - выявить особенности динамики развития. При отсуствии положительной динамики дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На втором этапе определяются цели и задачи коррекционно – педагогической работы в следующем полугодии.

       Третий этап – 2 недели мая. Цель – определить динамику развития и результаты работы за год. На основании результатов осуществляется перевод детей в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

       Выпускники групп развития, как правило, подготовлены к обучению в массовой школе. Но могут быть и исключения. Поэтому решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребёнку, принимается на ПМПК. Родители получают соответствующие рекомендации.

                                      Список литературы:

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.- М.2000.
  2. Дети с ЗПР./Под. ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.1984.
  3. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе./Под. ред. В.А. Махачиной, Н.А.Цыпиной.- М.:Просвещение.1987.

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР.

В статье говорится о том, как можно решить коррекционные задачи в работе учителя-дефектолога при рассказывании русской народной сказки "Теремок"....

Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности

Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамкахкружковой деятельности...