Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста
статья

Становление правильной речи не может осуществляться без развития высших психических функций-восприятие, память, внимание и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста

Кочергина И.Ю., Шишкина Т.В.

МАДОУ «Детский сад «Непоседы»

Тамбовский район, madoy-neposeda@mail.ru

Филиал МБОУ Устьинской СОШ начальная школа – детский сад

Моршанский район, tanya__shishkina@mail.ru

Дошкольное детство-большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначально фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно формируются сложные виды деятельности, например игра, но и закладывается фундамент познавательных способностей, развиваются высшие психические функции.

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром.

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Ее характеризуют подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями. Речь является главным фактором опосредствования, то есть ни одна сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

Не менее тесно речь связана с другими психическими процессами. Так, восприятие под воздействием речи становится более точным и приобретает избирательный и системный характер. Благодаря речи восприятие является осмысленным, категориальным. Благодаря речи возникает логическая память, абстрактное мышление; в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Именно эти свойства и дали основания крупнейшему советскому физиологу И. П. Павлову назвать речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготскому - рассматривать ее как основное средство развития личности.

Вот пример занятий, цель которых развитие ВПФ как основы правильной речи.

Игра «Поймай шарик»

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на установление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики, психического процесса-внимания

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение игры: педагог кладет шарик на желобок и просит прокатить шарик по желобку: «КАТИ!» Так повторять три раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, педагог показывает ему два-три раза, как надо делать, т.е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Игра «Спрячь шарики»

Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий, развитие мышления.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение игры: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку».

После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат

Игра «Собери матрешку»

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого, развитие мышления и зрительного восприятия.

 Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение игры: педагог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: педагог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

Игра «Достань тележку»

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.

Проведение: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку. Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

В работе также могут использоваться игры и упражнения на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: «Собери пирамиду», «Сенсорные мешочки (найди шарик такого же цвета и спрячь в мешочек)». Игры на развитие тактильных ощущений: «Цветной песок» и «Колючий лабиринт». Игры с песком не только развивают тактильные ощущения, но и являются способом эмоциональной разгрузки и релаксации.

Все игры и упражнения проходят с речевым сопровождением и проговариванием отдельных слов и предложений.

Таким образом, роль ВПФ в формировании правильной речи занимает определенное место. Речь является прежде всего средством и формой общения (что является ее первой функцией), орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов и главным средством их опосредствования.

Литература

1.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

3.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говарова Р.И., Исханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

4.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

Работа по развитию психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития строит­ся с учетом особенностей формирования психических процес­сов, физических возможностей, поз...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС...

Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...