Ритм слова
консультация

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале освещен вопрос  одного  из этапов работы  над слоговой структурой слов и ударением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_slova.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РИТМ  СЛОВА

     Данное направление логопедической работы является одним из этапов работы над  формированием слоговой структурой слова у детей с ТНР.

  Работа  над  ритмом начинается с простых заданий физического характера, постепенно наращивая  их сложность.   Детям предлагаются различные способы воспроизведения  ритма:  отхлопывание  в ладоши,   отстукивание  мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

—  Сосчитать, сколько раз хлопнули  в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

—  Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

—  Узнавание   ритмов   и   соотнесение   их  с   определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

—   Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

 - Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

-  Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

—   Воспроизведение долгих звуков (дудка,  губная гармошка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический  рисунок  может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА

 

Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ладоши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и  т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов.

 

Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:

1. Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»  ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

2.   Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре.

3.Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура  слова

1.Отхлопывание ритмического рисунка   синтезированного контура

 Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:

ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА

 

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка слов проводятся на речевом материале в определенной последовательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

-   двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;

-   трехсложные слова из открытых слогов — панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;

-   односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и т. п.;

 

—двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;

—двухсложные слова с одним закрытым слогом и со стечем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;

—двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;

—трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;

—трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

—трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;

Благодаря таким упражнениям дети учатся владеть «мелодией» слова, воспринимают его ударение, структуру, семантику (значение). Эта  работа является базовым компонентом  для подготовки  дошкольников с ТНР к обучению грамоте в  начальной школе.

УДАЧИ   ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмы слов и фраз

Учебные задание по теме: "Ритмы слов и фраз", материал предназначен для использования на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях....

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Методическая разработка учебного занятия «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»

Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как  сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и т...