«Игротека» на автоматизацию звукопроизношения у детей с использованием наглядности
методическая разработка

Путинцева Юлия Геннадьевна

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая  тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, стертой дизартрией, алалией), постоянно возрастает не только,   число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, но количество детей с нарушениями всех компонентов речи. 

Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка – многократных повторениях и заучиваниях. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Поэтому я стала искать новые интересные и эффективные методы и приемы коррекции устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Актуальность 15.69 КБ
Файл Описание20.75 КБ
Файл Презентация925.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 323»

(МАДОУ № 323)

Судостроительная ул.,  36 дом,  Красноярск, 660012, тел/факс (8-391) 269 – 02 – 38,

е-mail: mbdou323@mail.ru, ОГРН 1022402297488, ИНН/КПП 2464035536/246401001

___________________________________________________________________________________________________________________

«Игротека»

на автоматизацию звукопроизношения у детей с использованием наглядности.

Методическое руководство для проведения игр.

Учитель – логопед МАДОУ№323

Ю.Г. Путинцева

Красноярск 2017.

Актуальность.

В настоящее время у всех детей при поступлении в школу должны  быть равные стартовые возможности, в том числе и у детей с проблемами в развитии. Это имеет отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая  тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, стертой дизартрией, алалией), постоянно возрастает не только,   число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, но количество детей с нарушениями всех компонентов речи.  

Данная тенденция заметна не только в коррекционных дошкольных учреждениях.  Результаты диагностики нашего дошкольного образовательного учреждения показывают постоянное увеличение количества детей имеющих различные речевые нарушения.  Особое беспокойство вызывает тот факт, что ежегодно увеличивается количество детей с ОНР.

Одно из условий успешности и разностороннего развития ребенка с речевой патологией – правильная речь. Грамотная речь состоит из многих компонентов, среди которых немаловажное значение имеет правильное звукопроизношение, а так же достаточно хорошо сформированный грамматический строй речевого развития. При тяжелых нарушениях речи процесс постановки и автоматизации звуков у детей растянут по времени, а для коррекции других компонентов речи необходимо дополнительное время.

Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка – многократных повторениях и заучиваниях. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Поэтому я стала искать новые интересные и эффективные методы и приемы коррекции устной речи.



Предварительный просмотр:

Описание методической разработки.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально синзетивный период развития. Одно из условий успешности и разностороннего развития ребенка с речевой патологией – правильная речь. Грамотная речь состоит из многих компонентов, среди которых немаловажное значение имеет правильное звукопроизношение.

В основе этой разработки лежат исследования физиологов, которые показали, что при образовании речедвигательного навыка и, в частности, артикуляции происходит выработка динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условных рефлексов, которые формируются в результате устойчивой системы условных рефлексов,  повторяющихся во времени и следующих в определенном порядке [3].

В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов  [3].

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности, есть введение вновь созданной и относительно простой связи – речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы, в которых этот звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Работу на этом этапе следует рассматривать, как замораживание старых, неправильных стереотипов и выработку новых.  Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала  [1].

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формой организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную  активность ребенка; сочетание приемов работы, позволяющих избежать его утомления[2].

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Пособие позволяет ребенку в игровой форме многократно произнести автоматизируемый звук на протяжении индивидуального занятия [1].

Преимущество занятий по данному пособию состоит в том , что ребенок произносит все слова и фразы не отраженно (вслед за взрослым), а самостоятельно.

Использование данного пособия позволяет решать сразу несколько задач:

  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  2. Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  3. Активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
  4. Коррегировать и развивать лексико – грамматический строй речи.

Работа с данным пособием проводиться на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях. Ребенку предлагается назвать 8 – 10 предметов изображенных на картинках (приложение) на автоматизируемый звук, сложность произносимых слов зависит от этапа автоматизации. С картинками проводятся несколько игр.

Коррекционно – развивающие игры.

  • «Прятки».

Ребенок выбирает 5-7 понравившихся ему предметных картинок, запоминает их и закрывает глаза, логопед убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать: «Какой предмет спрятался?»

  • «Найди и назови».

Ребенок повторяет и закрепляет обобщающие слова, автоматизирует поставленные звуки.

Логопед предлагает ребенку назвать, из предложенных картинок только посуду, животных, растения и т.д.

  • «Назови ласково».

Ребенку предлагаются такие же предметы, только в уменьшенном виде. Ребенок учиться образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных,   автоматизирует поставленный звук.

Ребенок называет  предметы, изображенные на картинках ласково.

  • «Один - много».

Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Ребенок учиться образовывать множественное число существительных, автоматизирует поставленный звук.

Ребенок называет предмет на одной картинке (в единственном числе), и много предметов изображенных на другой картинке (во множественном числе).

  • «Посчитаем».

Ребенок автоматизирует поставленный звук, учиться согласовывать существительные с числительными.

Ребенку предлагается посчитать предметы,  изображенные на картинке.

  • «Фантазер».

Ребенок учиться составлять предложения, автоматизирует поставленный звук.

Логопед выбирает два предмета, из предложенных,  предлагает ребенку составить предложения с этими словами.

Список литературы.

  1. О.В. Правдина. Логопедия – М., - с 82-85, 98 – 104.
  2. Б.Н.Гриншпун. Дислалия, - М. 1989.
  3. М.Е. Хватцев. Логопедия: работа с дошкольниками: Посбие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, Сиб.: Дельта, 1996. – С 122 – 136.
  4. А.И. Богомолова. Логопедическое пособие для заятий с детьми. – ТОО « Издательство «Библиополис»».СПб., 1994.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка « Речецветик » Муниципальное автономное детское дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №323» Красноярск 2017г.

Слайд 2

Диагностика устной речи детей

Слайд 3

Хватцев Михаил Ефимович

Слайд 4

1)Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. 2)Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Задачи

Слайд 5

3)Активизировать процессы внимания, восприятия, памяти. 4) Корегировать и развевать лексико-грамматический строй речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...

Автоматизация звукопроизношения у детей с использованием наглядности Методическое руководство для проведения игр

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложнённой органической симптоматикой (дизартрией, стёртой дизартрией, ринолалией, алалией). Процесс постано...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...