Рабочая программа по ОСЖ для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа предназначена для адаптивных школ, составлена в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_oszh_6_klass.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету

 «Основы социальной жизни» для 6 класса 1 вариант УП

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка

        Программа «Основы социальной жизни» предназначена для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2015 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 №4/15));

- Учебный план образовательной организации.

Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не  в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.

        В связи с этим программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.

        Программа «Основы социальной жизни» ориентирована:

- на развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

        Цель рабочей программы «Основы социальной жизни» (6 класс) – формирование знаний, умений, навыков, способствующих социальной адаптации учащихся в условиях современного общества, практическая подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и труду, на повышение уровня их общего развития.

Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:

- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и с использованием деловых бумаг);

- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.

На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.

        В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

- репродуктивные (работа по образцам);

- частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

- предметно-практические (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

- система специальных коррекционно-развивающих методов;

- убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

- стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приемы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио- и видеоматериалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения.

        В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «Мир истории». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).

Общая характеристика предмета

        Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний, умений и ориентирована

- на развитие у обучающихся навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, способность освоиться в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение детьми морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание школьниками роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья;

- формирование правильного уклада семейных отношений.

        Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует его более прочному и осознанному усвоению. Также обеспечивается переход от легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.

Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:

  1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
  2. «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
  3. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
  4. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих  электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
  5. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
  6. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
  7. «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
  8. «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
  9. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.

Место предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Год –

        Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). При проведении уроков деление обучающихся на подгруппы не предполагается.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты

1.Формировние уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся обществе.

4.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

5.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

6.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

7.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

8.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

9.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

10.Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

12.Формирование готовности к самостоятельной жизни.

13.Осознание себя гражданином России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Предметные результаты

        Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

Минимальный уровень:

- иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека;

- знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого;

- уметь мыть руки, стричь ногти на ногах под руководством взрослого.

Достаточный уровень:

- знать и выполнять самостоятельно правила ухода за кожей рук;

- уметь подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

- уметь подбирать косметические средства для ухода за ногами;

- знать названия предметов, используемых для выполнения маникюра, педикюра;

- выполнять санитарно-гигиенические требования пользования и ухода за личными (индивидуальными) вещами.

Раздел «Охрана здоровья»

Минимальный уровень:

- знать виды помощи;

- знать виды медицинской помощи;

- знать о назначении аптечки и ее содержимом;

- уметь измерять температуру под руководством педагога;

- уметь обрабатывать небольшую рану и ссадину под присмотром педагога.

Достаточный уровень:

- иметь представление о видах медицинской помощи, их особенностях;

- уметь пользоваться аптечкой при оказании помощи и самопомощи;

- знать состав домашней аптечки 9перевязочные, дезинфицирующие, термометр);

- знать правила применения и назначение медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки.

Раздел «Жилище»

Минимальный уровень:

- знать гигиенические требования к жилому помещению;

- уметь выполнять ежедневную уборку помещения под руководством взрослого;

- уметь пользоваться пылесосом под руководством взрослого.

Достаточный уровень:

- знать виды и последовательность проведения уборки помещения (влажной и сухой, ежедневной и генеральной);

- знать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при использовании электроприборов;

- уметь подбирать инвентарь и моющие средства для соответствующего вида уборки;

- уметь выполнять последовательно определенный вид уборки помещения;

- уметь самостоятельно пользоваться пылесосом при уборке помещения.

Раздел «Одежда и обувь»

Минимальный уровень:

- иметь представление о значении опрятного вида человека;

- выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;

- соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.

Достаточный уровень:

- уметь подготавливать одежду для сезонного хранения;

- знать и выполнять основные этапы ухода за обувью;

- уметь выполнять ежедневный уход за одеждой;

- уметь подбирать средства для ухода за обувью;

- уметь выполнять мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, петель, зашивание распоровшегося шва).

Раздел «Питание»

Минимальный уровень:

- знать значение продуктов питания (овощи, молочные продукты, крупы) для здорового образа жизни человека;

- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдение техники безопасности при ее приготовлении;

- уметь готовить кашу, запеканку под руководством педагога.

Достаточный уровень:

- знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;

- знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;

- знать способы первичной и тепловой обработки круп, молока и молочных продуктов, овощей;

- знать технологию приготовления основных блюд из овощей, молочных продуктов, круп для ужина;

- уметь рассчитывать количество продуктов и определять стоимость продуктов питания для приготовления ужина;

- знать о значении ужина для здоровья человека, уметь составлять меню ужина;

- уметь выполнять сервировку стола с учетом меню ужина.

Раздел «Транспорт»

Минимальный уровень:

- иметь представление о пригородном транспорте;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

Достаточный уровень:

- знать назначение и виды пригородного транспорта;

- уметь ориентироваться в расписании движения пригородного транспорта, определять зоны и направление движения транспорта;

- уметь пользоваться различными способами покупки билета.

Раздел «Средства связи»

Минимальный уровень:

- знать основные средства связи;

- знать виды писем;

- уметь подписывать адрес с индексом на конверте.

Достаточный уровень:

- знать виды почтовых отправлений;

- знать особенности различных видов писем;

- уметь подбирать соответствующий тип почтового отправления, письма, заполнять соответствующие бланки.

Раздел «Предприятия, организации, учреждения»

Минимальный уровень:

- название дошкольного образовательного учреждения, его назначение;

Достаточный уровень:

- знать структуру дошкольного образовательного учреждения;

- знать возраст, с которого можно посещать группы детского сада.

Раздел «Семья»

Минимальный уровень:

- знать фамилию, имя, отчество членов семьи;

- правильно определять и называть степень родства членов семьи.

Достаточный уровень:

- знать перечень документов, удостоверяющих личность и другие социально-правовые характеристики гражданина (паспорт, свидетельство о рождении, документы об образовании и др.);

- знать и выполнять свои обязанности в семье.

        Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 6 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

        Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В течение учебного года проводится диагностика усвоения знаний и умений учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Основы социальной жизни».

        Она состоит из 3-х этапов.

1 этап – стартовая диагностика на начало учебного года; направлена на выявление уровня знаний, умений и навыков, сформированных при изучении учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе.

2 этап – промежуточная диагностика; предполагает прохождение учащимися тестирования по итогам изучения каждого раздела и позволяет проанализировать процесс формирования знаний и умений.

3 этап – итоговая диагностика; включает задания, представленные в разделе «Контрольно-измерительные материалы» по каждому разделу программы. Виды задания и их количество, определяются педагогом самостоятельно, в зависимости от уровня знаний и умений учащихся.

Базовые учебные действия

        Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

        Личностные учебные действия

  1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,  обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Уметь осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения, как собственные, так и своих одноклассников;
  4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
  5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;
  7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
  8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель–класс);
  2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. Доброжелательно относиться к людям, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

  1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
  2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
  3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ними свою деятельность;
  8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

  1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейшие причинно-следственные связи) на наглядном доступном вербальном материале;
  3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
  4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
  5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.

Методы диагностики и критерии результативности

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат предметные и личностные результаты, а также БУД. Оценка предметных результатов по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе проводится по результатам выполнения обучающимися письменных работ, тестов, устного и письменного опроса, практической деятельности. Диагностические работы могут проводиться по итогам изучения разделов. Знания и умения обучающихся по предмету оцениваются в соответствии с традиционной системой оценивания.

В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся  в процессе усвоения программы «Основы социальной жизни».

Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и бытовой направленности.

Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел/ тема

Цель урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

дата

план

факт

Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час)

Диагностика знаний и умений учащихся.

Выявить уровень социально – бытовых знаний умений,  навыков учащихся, полученных в 5 классе.

-участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом за 5 класс;

1 ч

Раздел «Личная гигиена и здоровье» (3 часа)

Гигиена тела. Уход за руками.

Систематизировать знания о значении и порядке правильного ухода за руками.

-слушание рассказа учителя о значении гигиены тела и рук для здоровья человека;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-рассказ о самостоятельном уходе за руками;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом ( рассматривание маникюрных принадлежностей);

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Уход за ногами.

Систематизировать знания о правильном уходе за ногами.

-слушание рассказа учителя о необходимости ежедневного мытья ног для здоровья человека;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-рассказ о самостоятельном уходе за ногами;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание маникюрных принадлежностей);

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа: «Уход за руками».

Формирование навыка повседневного ухода за руками.

-участие в беседе в ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-выполнение практической работы: мытье рук, стрижка ногтей, нанесение крема на руки, обработка маникюрных принадлежностей;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Охрана здоровья» (4 часа)

Виды медицинской помощи.

Познакомить учащихся с видами медицинской помощи.

-слушание рассказа учителя о видах помощи, видах медицинской помощи, людях, которые  могут оказать определенный вид медицинской помощи;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-рассказ о видах медицинской помощи, которую получали учащиеся;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией,

-работа с дидактическим материалом

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды доврачебной помощи.

Учить измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы и ссадины с помощью специальных средств

-слушание рассказа учителя о видах и содержании само и взаимопомощи;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-работа с презентацией;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

--работа с дидактическим материалом (составление правильной последовательности действий при обработке раны);

-практическая работа: измерение температуры;

-участие в беседе в ходе выполнения практической работы;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Домашняя аптечка: назначение, состав.

Систематизировать знания учащихся о назначении, составе и использовании препаратов, имеющихся в домашней аптечки.

-слушание рассказа учителя о лекарственных препаратах первой необходимости, входящих в состав домашней аптечки; месте ее хранения и правилах пользования аптечкой

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией,

-заучивание правил техники безопасности;

-работа с дидактическим материалом (набор домашняя аптечка);

-практическая работа:  комплектация домашней аптечки;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Экскурсия в аптеку.

Формирование навыка покупки медицинских препаратов

-слушание рассказа учителя о правилах поведения на улице и при посещении аптеки;

-участие в беседе по теме урока;

-ответы на вопросы учителя;

-запись цен на основные лекарственные препараты для домашней аптечки;

-практическая работа: покупка в аптеке аскорбиновой кислоты-витамина С

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. согласно плану экскурсии.

1 ч

Раздел «Жилище»  (5 часов)

Гигиенические требования к жилому помещению.

Познакомить учащихся с гигиеническими требованиями, предъявляемыми  к жилому помещению и мерами по их обеспечению:

-слушание рассказа учителя о гигиенических требованиях к жилому помещению, их значении для комфортного и безопасного нахождения в жилом помещении;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-работа с дидактическим материалом

-практическая работа: измерение температуры в классе до проветривания и после проветривания;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды уборки жилого помещения.

Систематизировать знания о видах уборки  жилого помещения

-участие в беседе о комфортных жилищных условиях, гигиенических требованиях, предъявляемых к помещению, их выполнении при помощи проведения уборки, видах уборки;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-заучивание правил техники безопасности;

-работа с дидактическим материалом

-практическая работа: подбор инвентаря и моющих средств для уборки;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Ежедневная уборка жилого помещения.

Расширить и систематизировать знания учащихся о проведении ежедневной уборке жилого помещения

-слушание рассказа учителя о порядке проведения ежедневной уборки помещения, значении уборки для здоровья человека, предметах, средствах и приспособлениях, применяемых в ходе уборки

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (восстановление правильной последовательности этапов уборки жилого помещения

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Электробытовые приборы для уборки.

Систематизировать знания о безопасном использовании электроприборов при проведении уборки жилого помещения.

-слушание рассказа учителя о электробытовых приборах, используемых для уборки, соблюдении ТБ при их использовании;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (электробытовые приборы);

-практическая работа: выполнение очитки паласа от пыли с помощью пылесоса

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Уборка  жилого помещения»

Формировать умение безопасного использования электроприборов при проведении уборки жилого помещения.

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: сухая и влажная уборка помещения: удаление пыли с поверхностей, чистка ковров, мытье пола;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Одежда и обувь» (7 ч)

Значение опрятного вида человека.

Расширить представления учащихся о значении опрятного вида человека.

-слушание рассказа учителя о значении опрятного вида человека для самого себя и окружающих, способах поддержания в чистоте своих вещей;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-рассказ о культуре ношения одежды по назначению из собственной практики (праздничная одежда, спортивная одежда и др.);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением людей разного внешнего вида, обсуждение);

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Повседневный уход за одеждой.

Систематизировать знания учащихся о правилах повседневного ухода за одеждой

-слушание рассказа учителя о правилах повседневного ухода за одеждой, предметах и приспособлениях для ухода за одеждой;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание сюжетных картинок с изображениями ежедневного ухода за одеждой);

-работа с презентацией;

-практическая работа: складывание шерстяных вещей, развешивание на плечики модельной одежды, сухая чистка загрязненных брюк для повседневной носки

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Сезонное хранение одежды.

Познакомить учащихся с порядком подготовки одежды для сезонного хранения

-слушание рассказа учителя о правилах сезонного хранения одежды;

-участие в беседе в ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-работа с дидактическим материалом (различные виды одежды, плечики, мешки, средства от моли);

-практическая работа: развешивание одежды, складывание и упаковка в мешки

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Пришивание пуговиц,  петель»

Формировать  умение выполнять мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы)

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: пришивание пуговиц, петель;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Зашивание распоровшегося шва»

Формировать  умение выполнять мелкий ремонт одежды (зашивание распоровшегося шва)

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: зашивание распоровшегося шва;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Уход за обувью.

Сезонное хранение.

Систематизировать  знания учащихся о правилах ухода за обувью, подготовке к сезонному хранению

-слушание рассказа учителя о правилах ухода за обувью из различных материалов; средствах ухода за обувью, правилах ее использования;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-работа с дидактическим материалом (карточки с последовательностью подготовки обуви к сезонному хранению)

-практическая работа: подбор крема по цвету и виду покрытия обуви

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

Практическая работа «Ежедневный уход за обувью»

Формировать умение ухода за обувью.

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с кремами для обуви;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: мытье и чистка обуви, натирание кремом, составление обуви в порядок на обувную полочку;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

Раздел «Питание» (8 часов)

Холодный и горячий ужин.

Расширить представления учащихся о значении ужина  для  полноценной жизнедеятельности, видах ужина.

-слушание рассказа учителя о значении ужина  для  полноценной жизнедеятельности,  видах  ужина, основных блюдах, входящих в состав ужина;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-рассказ учащихся об ужине дома;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (работа с изображениями различных блюд холодного и горячего ужина, правил приема пищи);

-работа с презентацией;

-практическая работа: сервировка стола к ужину;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Меню, расчет стоимости продуктов для ужина.

Формировать знания и умения составления меню ужина, определения количества и стоимости продуктов.

-слушание рассказа учителя об основных блюдах, приготовляемых для ужина; определении количества и стоимости продуктов для их приготовления;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (составление меню для ужина);

-работа с презентацией (примерная стоимость продуктов);

-практическая работа: расчет продуктов для ужина на человека, семью;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Овощи. Свежие и замороженные продукты.

Систематизировать знания учащихся о значении овощей в питании человека, порядке их обработки, способах приготовления и хранения.

-слушание рассказа учителя о правилах хранения овощей, свежих и замороженных продуктах; о значении первичной обработки продуктов для здоровья человека; о правилах первичной обработки овощей, замороженных продуктов;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-проговаривание правил ТБ при работе с ножом и овощечисткой;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (виды нарезки овощей);

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

Практическая работа«Приготовление салата «Винегрет»»

Формирование умение готовить блюда  из вареных овощей.

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с ножиком, овощечисткой, овощерезкой;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

 -практическая работа: выполнение чистки овощей, нарезка овощей для салата, заправка салата

-проговаривание правил ТБ при работе с ножом и овощечисткой до и во время работы, санитарно-гигиенических требований;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Крупы. Блюда из круп. Виды каш.

Систематизировать знания учащихся о значении круп в питании человека, их видах и приготовлении блюд их круп.

-слушание рассказа учителя о значении крупы в пищеварительной системе человека, блюдах, в состав, которых входят крупы; видах каш, правилах ее приготовления

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (разные виды круп, контейнеры и мешки для хранения крупы, виды каш)

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Приготовление гречневой каши»

Формировать умение  готовить блюдо из крупы (рассыпчатая гречневая каша)

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами; горячими жидкостями; соблюдение санитарно – гигиенических требований при приготовлении пищи.

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: приготовление гречневой каши;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

Молоко. Блюда из молочных продуктов.

Систематизировать знания учащихся о молочных продуктах, правилах ее хранения, технологией приготовления блюд с использованием молока

-слушание рассказа учителя о молочных продуктах, правилах ее хранения, технологией приготовления блюд с использованием молока -участие в беседе;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

 -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (виды блюд, приготовленных на основе молока, их классификация, способы и сроки хранения молочных блюд);

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Приготовление творожной запеканки»

Формировать умение  готовить творожную запеканку.

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-повторение правил техники безопасности при работе с горячей жидкостью, электроплитой до и во время работы, санитарно-гигиенических требований;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

 -практическая  работа: приготовление творожной запеканки;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Транспорт» (1 час)

Пригородный транспорт.

Расширить и систематизировать знания учащихся о пригородном транспорте

-слушание рассказа учителя о видах пригородного транспорта, его назначении, ознакомлении с расписанием,  определением и  порядком оплаты стоимости проезда;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

 -повторение правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (виды автобусов, электричек; расписание);

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Средства связи» (3 часа)

Почта. Виды почтовых отправлений

Познакомить учащихся с видами почтовых отправлений через отделение связи «почта России».

-слушание рассказа учителя  о видах почтовых отправлений, их отличиях, порядке отправления и получения, работе ближайшего отделения «Почта России»;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

 -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с дидактическим материалом (виды почтовых отправлений);

-работа с презентацией, сайтом «Почта России»;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды писем.

Познакомить с видами писем, их особенностями, порядком отправления и получения писем

-слушание рассказа учителя  о видах писем, их особенностястях, порядке отправления и получения писем;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-практическая работа: составление и оформление текста письма, написание индекса;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Написание почтового адреса на конверте»

Формировать умение подписывать конверт в соответствии с современными требованиями

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-практическая работа: написание почтового адреса на конверте;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Предприятия, организации, учреждения» (2 часа)

Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения.

Познакомить с видами дошкольных образовательных учреждений, их назначением

-слушание рассказа учителя образовательных учреждениях,  о видах дошкольных образовательных учреждений, их назначении;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

 -рассказ о младших братьях, сестрах, посещающих детские сады;

-рассказ-воспоминание о жизни в детском саду;

-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

Раздел «Семья» (1 час)

Обязанности и помощь в семье.

Расширить и систематизировать знания учащихся о распределении обязанностей в семье, необходимости оказания помощи другим членам семьи

-слушание рассказа учителя о распределении обязанностей в семье, о помощи родителям старших детей в уходе за младшими детьми;

-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;

-рассказ о своих обязанностях в семье.

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

 -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации;

-работа с презентацией;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час)

Диагностика знаний и умений учащихся.

Выявление степени усвоения знаний, формирования умений и навыков полученных при изучении учебного предмета «основы социальной жизни».

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;

 -самостоятельная работа по карточкам;

-выполнение письменных заданий;

1 ч

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных  и достоверных знаний.

                Печатные пособия

  1. Адрес
  2. Гигиена питания
  3. Гигиена полости рта
  4. Движение учащихся группами и в колонне
  5. На улицах города
  6. Оборудование кухни  и требования к ее содержанию
  7. Обход транспорта
  8. Переход улиц и дорог
  9. Пешеходные переходы
  10. Правила безопасной работы приспособлениями
  11. Правила безопасной работы с газовой плитой
  12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью
  13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами
  14. Правила дорожного движения для велосипедистов
  15. Правила личной гигиены
  16. Правила личной гигиены
  17. Правила поведения в кабинете СБО
  18. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
  19. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
  20. Причины дорожно-транспортных происшествий
  21. Суточная потребность в витаминах
  22. Транспортные средства
  23. Требования к обработке и хранению продуктов

Учебно-практическое оборудование

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

  1. Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
  2. Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
  3. Зеркало
  4. Зубные щетки, зубные пасты
  5. Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
  6. Маникюрный набор (ножницы, пилка)
  7. Полотенца (для тела, лица, ног)
  8. Расчёски,  массажные щетки для волос

Раздел «»Одежда и обувь»

  1. Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
  2. Крем для обуви, блеск для обуви
  3. Образцы взрослой  детской обуви из различных материалов
  4. Образцы взрослой и детской одежды
  5. Образцы тканей
  6. Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема

Раздел «Жилище»

  1. Веник
  2. Моющие и чистящие средства
  3. Шкаф комбинированный для одежды
  4. Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола

Раздел «Питание»

  1. Доски разделочные
  2. Кухонный гарнитур
  3. Мойка с подводкой горячей и холодной  воды
  4. Набор кухонных ножей
  5. Набор мисок
  6. Набор столовых приборов
  7. Набор эмалированных кастрюль
  8. Наборы  сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
  9. Обеденная зона
  10. Обеденный сервиз
  11. Сушилка для посуды
  12. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
  13. Хлебница
  14. Холодильник «Атлант»
  15. Чайник электрический «Bosch»
  16. Чайный сервиз
  17. Электро плиты
  18. Яйцерезка

Раздел «Транспорт»

  1. Знаки  дорожного движения
  2. Образцы проездных билетов
  3. Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
  4. Правила пользования автобусом

Раздел «Охрана здоровья»

  1. Географический атлас Омской области
  2. Набор лекарственных трав

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Персональный ноутбук;

Для реализации программного   содержания используются следующие учебные пособия:

Учебная литература

  1. Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
  2. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  4. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013

Научно – методическая литература

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII  вида. М., ВЛАДОС, 2006
  2. Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII  вида. – М., ВЛАДОС, 2005
  3. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
  4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М., ВЛАДОС,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...