Выступление на МО "Обучающиеся с задержкой психического развития"
презентация к уроку

Мехнина Татьяна Васильевна

Выступление на МО "Обучающиеся с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zpr.pptx330.27 КБ
Файл dyhatelnye_uprazhneniya_k_zpr.pptx2.46 МБ
Microsoft Office document icon doklad_zpr.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающиеся с задержкой психического развития 2016 МБОУ Родниковская СОШ

Слайд 2

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. (В.В. Лебединский) Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Задержка психического развития (ЗПР)

Слайд 3

Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от: 1) функциональной локализации нарушения; 2) времени поражения.

Слайд 4

Основные типы ЗПР (Лебединская К.С. 1982г) ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.

Слайд 5

ЗПР конституционального происхождения Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический. Дисгармонический относят к патологическим вариантам. Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Причины: наследственность. Прогноз: - возрастная динамика благоприятна; - при правильно организованном учебном процессе быстро догоняют своих сверстников в общем психическом развитии.

Слайд 6

ЗПР соматогенного происхождения Причины: - длительная соматическая недостаточность различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния; - врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Возникает неуверенность в себе, боязливость, капризность. Прогноз: - помощь учителей и работа по индивидуальному плану способны компенсировать отставание и пробелы в знаниях.

Слайд 7

ЗПР психогенного происхождения Причины: - Неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье; - Недостаточная опека, безнадзорность; - Гиперопека или воспитания по типу «кумира семьи»; Коррекция данного расстройства: - Продолжительное количество времени; - Совместная работа специалистов: психолога, невропатолога, психоневролога и психиатра (в отношении как детей, так и взрослых членов семьи).

Слайд 8

ЗПР церебрально-органического происхождения Причины: Негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др. Возможности обучения снижены; Обучение в специальных классах и школах; Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР. - В 9-10 лет наблюдается олигофреноподобная симптоматика.

Слайд 9

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР сниженный уровень познавательной активности устная и письменная речь содержит негрубые нарушения часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности информацию, идущую от учителя, воспринимает замедленно и также её перерабатывает словесно-логическое мышление недоразвито низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте

Слайд 10

Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР Образовательный блок Воспитательный блок Коррекционный блок Диагностический блок Оздоровительный блок

Слайд 11

Применение игр на уроках

Слайд 12

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР Индивидуальный подход Аналогии (однотипные задания) Наглядный материал Многократные упражнения, повторения Поощрения Поэтапное обобщение Образцы, инструкции Разнообразная деятельность Своевременные физминутки

Слайд 13

Алгоритм действий 1. Открываешь учебник. 2.Слушаешь, какой номер задания я называю. 3. Опускаешь глаза на страницу и т.д. Этот пошаговый алгоритм ребенку можно сделать в форме закладок.

Слайд 14

Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Важно помнить:

Слайд 15

Мир «особого ребенка» Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! Н.Калиман

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Источники: http://www.myshared.ru/slide/1300208 http://studme.org/46501/pedagogika/spetsifika_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya_massovoy_shkole_detmi_ovz_sisteme_inklyuzivnogo_obrazovaniya http://ppt4web.ru/pedagogika/dykhatelnye-uprazhnenija-v-rezhime-dnja.html http://www.myshared.ru/slide/980586 http://lusana.ru/presentation/1386


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: "Задуй свечу". Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у". "Ленивая кошечка". Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Слайд 2

"Злюка успокоилась". Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Слайд 3

Упражнения на расслабление всего организма: "Снежная баба". Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. "Бубенчик". Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной "Пушистые облачка". "Пробуждение" происходит под звучание бубенчика.

Слайд 4

Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Стул Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Слайд 5

Лошадка У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.



Предварительный просмотр:

Слайд 2. Задержка психического развития – нарушение нормального темпа развития, когда отдельные психические функции (внимание, память, мышление, речь) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

  • Слайд 3. Понятие Задержка психического развития ввел В.В.Лебединский  на основании обобщённых результатов исследований  психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения.

Слайд 4. Существует 4 типа Задержки психического развития:

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Слайд 5. ЗПР конституционального происхождения Эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Прогноз: - возрастная динамика благоприятна; - при правильно организованном учебном процессе быстро догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные, нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность

Слайд 6. ЗПР соматогенного происхождения Обусловлен влиянием различных тяжелых соматических состояний, перенесенных в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность) Нередко имеет место и задержка эмоционального развития в результате чего возникает неуверенность в себе, боязливость, капризность Прогноз зависит от состояния здоровья. Грамотное использование времени ремиссии заболевания, помощь учителей- предметников и работа по индивидуальному плану способны компенсировать отставание и пробелы в знаниях.

Слайд 7. ЗПР психогенного происхождения Связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими: - недостаточная опека, безнадзорность; - гиперопека или воспитания по типу «кумира семьи» Коррекция данного расстройства – требует продолжительного времени и совместной работы специалистов: психолога, невропатолога, психоневролога и психиатра- в отношении как детей, так и взрослых членов семьи.

Слайд 8. ЗПР церебрально-органического происхождения Дети шумные и подвижные. Участвуют в играх других детей, но не умеют следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. Для них характерны несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания в школе. Возможности обучения этих детей снижены. Дефектологи их рекомендуют обучать в специальных классах и школах. Возможности обучения вне специального учебного заведения ограничены. В 9-10 лет у них можно наблюдать олигофреноподобную симптоматику.

Слайд 9 Несмотря на то, что ЗПР имеет разную природу происхождения имеются особенности, которые  типичны для всех детей с ЗПР.

Слайд 10. Коррекционная направленность включает в себя несколько блоков:

1 блок – диагностический

2 блок – оздоровительный

3 блок – коррекционный

4 блок – воспитательный

5 блок – образовательный

Слайд 11. К детям с ЗПР  нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Учитель может четко структурировать поведение ребенка на уроке. Например, сделать для ребенка специальные памятки с записью алгоритма действий: 1. Открываешь учебник. 2.Слушаешь, какой номер задания я называю. 3. Опускаешь глаза на страницу и т. д. Этот пошаговый алгоритм ребенку можно сделать в форме закладок.

Слайд 14. Важно помнить: Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.

Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Выступление на семинаре: "Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития".

Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...