Технологическая карта урока. Тема: "Лепка чашки из глины"
план-конспект урока (9 класс)

Султанбекова Александра Аркадьевна

Конспект урока «Технология лепки чашки»

 

Учитель ГБОУ школа № 657   Султанбекова Александра Аркадьевна

Предмет: Технология (Ручной труд)

Класс: 9 Дата

Тема: Работа с природным материалом (глина). Технология лепки чашки.

Цель: актуализация знаний о технологии лепки чашки.

Задачи:

  • образовательная – знакомство учащихся с правилами и технологической последовательностью лепки чашки.
  • воспитательная – воспитание аккуратности и усидчивости; интереса к культуре и искусству, воспитание трудолюбия, навыков культуры труда
  • коррекционно-развивающая – развитие умения анализировать, развитие образного мышления, развитие координации движений, развитие пространственной ориентировки, развитие внимания, развитие памяти

Образовательные ресурсы: образцы, операционная карта, фото, рисунки.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; использование образцов и операционной карты при объяснении нового материала; упражнения по отработке практических умений и навыков; практическая работа; постановка цели в начале урока и обратная связь в конце урока; оценка учащимся результата своей работы, анализ выполненной работы

Объекты труда (инструменты и материалы): глина, стека, доска для лепки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

  • личностные – умение провести самоанализ своей работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе;
  • предметные – формирование знаний о технологии лепки глиняного блюдца, уметь слушать учителя и вести диалог.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, практический, метод целеполагание и рефлексии, метод самооценки

Тип урока: Комбинированный урок

Межпредметные связи: СБО, чтение

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока (деятельность учителя)

Форма работы

Деятельность учащихся

Организационная часть

  1. Приветствие, контроль посещаемости
  2. Проверка готовности учащихся к уроку
  3. Мотивация к учебной деятельности

беседа

Подготовка к уроку. Организация рабочего места.

Актуализация знаний учащихся (повторение)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:

- «Какую большую тему мы изучаем?»

 

-«Вспомним основные понятия и определения при работе с глиной»

 

-«Какие способы лепки из глины мы изучили?»

- беседа

 

 

 

 

- демонстрация образцов

-операционная карта

 

 

- «Работа с глиной»

 

Разгадывают кроссворд

 

- «Лепка из целого куска,

Рельефная лепка (нанесение рисунка на раскатанный пласт»

Лепка с прилепом (к основной детали прилепляем дополнительные детали)

 

Формирование новых знаний

- «Тема урока: Технология лепки чашки»

- Из скольких частей состоит тчашка?

- «план лепки чашки»

  • Разделить глину на части (большую и 2 меньших)
  • Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг
  • Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.
  • Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.
  • Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.
  • Из последнего куска слепить ручку.
  • Примазать ручку к чашке.

 

 

 

 

- план лепки чашки

 

- изучают операционные карты;

- слушают учителя;

- проговаривают вслух операционную карту лепки чашки.

Физкультминутка

Учитель показывает учащимся комплекс здоровьесберегающих упражнений

- упражнение для рук

- гимнастика для глаз

Выполняют здоровьесберегающие упражнения

Инструктаж по ОТ

Правила организации рабочего места для выполнения работы.

Правила работы с глиной.

Карточки с правилами по ОТ в уч. мастерской.

Учащиеся повторяют правила.

Практическая работа

-«Что необходимо для лепки чашки?»

Учитель контролирует пошаговое выполнение учащимися лепки блюдечка из глины, опираясь на операционную карту

-практическая работа

Для лепки чашки необходима глина, стека, скалка, доска для лепки, вода.

Выполняют лепку чашки из глины.

Итоговая часть

- «Каким видом лепки вы сегодня занимались?»

- «Посмотрим образцы и узнаем у каждого из вас, сложно ли вам было выполнять лепку чашки?

Анализ проведенной работы

Выставление оценок по результатам выполненной работы

- беседа

- обсуждение

- «Лепка с прилепом»

 

- Ученики по очереди показывают свои работы и рассказывают о том, были ли у них сложности при лепке чашки.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЛЕПКИ ЧАШКИ                                                                                                                                                      Приложение 1

   

  1.  

Разделить глину на части (большую и 2 меньших)

  1.  

Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг

  1.  

Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.

  1.  

Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.

  1.  

Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.

  1.  

Из последнего куска слепить ручку.

  1.  

Примазать ручку к чашке.

 

 

КРОССВОРД: РАБОТА С ГЛИНОЙ.                                                                                                                                                              Приложение 2

 

 

7

6

3

1

5

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Изделия из глины для приема пищи, обожженные и покрытые глазурью.
  2. Средство для мытья рук.
  3. Осадочная порода с мелкозернистой структурой.
  4. Изделия из глины.
  5. Инструмент скульптора для лепки.
  6. Свойство глины.
  7. Мастер по изготовлению посуды и изделий из глины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы:

  1. Посуда
  2. Мыло
  3. Глина
  4. Керамика
  5. Стека
  6. Пластичность
  7. Гончар

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГЛИНОЙ                                                                                                                       Приложение 3

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

 

 

  1. Перед работой надеть рабочую одежду, прикрыть голову (халат, косынка)
  2. Во время рабочего процесса нельзя трогать лицо, тереть глаза, брать глину в рот, вытирать о себя руки.
  3. С инструментами обращаться осторожно.
  4. Работать на клеенке и доске для лепки.
  5. Содержать рабочее место в чистоте и порядке, после работы убрать за собой.
  6. После работы вымыть руки с мылом.

 

 

 

 

 

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ (ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕПКИ ЧАШКИ)                                                              Приложение 4

 

Берем кусок глины

ФОТО

 

Делим глину на три части (большую и 2 меньших)

 

ФОТО

Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг.

 

ФОТО

 

Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.

 

 

ФОТО

Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.

ФОТО

Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.

 

ФОТО

Из последнего куска слепить ручку.

ФОТО

Раскатать колбаску.

ФОТО

 

Отрезать лишнее.

ФОТО

 

Вылепить ручку.

ФОТО

Примазать ручку к чашке.

ФОТО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Технология лепки чашки» 

Учитель ГБОУ школа № 657   Султанбекова Александра Аркадьевна

Предмет: Технология (Ручной труд)

Класс: 9 Дата

Тема: Работа с природным материалом (глина). Технология лепки чашки.

Цель: актуализация знаний о технологии лепки чашки.

Задачи:

  • образовательная – знакомство учащихся с правилами и технологической последовательностью лепки чашки.
  • воспитательная – воспитание аккуратности и усидчивости; интереса к культуре и искусству, воспитание трудолюбия, навыков культуры труда
  • коррекционно-развивающая – развитие умения анализировать, развитие образного мышления, развитие координации движений, развитие пространственной ориентировки, развитие внимания, развитие памяти

Образовательные ресурсы: образцы, операционная карта, фото, рисунки.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; использование образцов и операционной карты при объяснении нового материала; упражнения по отработке практических умений и навыков; практическая работа; постановка цели в начале урока и обратная связь в конце урока; оценка учащимся результата своей работы, анализ выполненной работы

Объекты труда (инструменты и материалы): глина, стека, доска для лепки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

  • личностные – умение провести самоанализ своей работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе;
  • предметные – формирование знаний о технологии лепки глиняного блюдца, уметь слушать учителя и вести диалог.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, практический, метод целеполагание и рефлексии, метод самооценки

Тип урока: Комбинированный урок

Межпредметные связи: СБО, чтение


Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока (деятельность учителя)

Форма работы

Деятельность учащихся

Организационная часть

  1. Приветствие, контроль посещаемости
  2. Проверка готовности учащихся к уроку
  3. Мотивация к учебной деятельности

беседа

Подготовка к уроку. Организация рабочего места.

Актуализация знаний учащихся (повторение)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:

- «Какую большую тему мы изучаем?»

-«Вспомним основные понятия и определения при работе с глиной»

-«Какие способы лепки из глины мы изучили?»

- беседа

- демонстрация образцов

-операционная карта

- «Работа с глиной»

Разгадывают кроссворд

- «Лепка из целого куска,

Рельефная лепка (нанесение рисунка на раскатанный пласт»

Лепка с прилепом (к основной детали прилепляем дополнительные детали)

Формирование новых знаний

- «Тема урока: Технология лепки чашки»

- Из скольких частей состоит тчашка?

- «план лепки чашки»

  • Разделить глину на части (большую и 2 меньших)
  • Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг
  • Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.
  • Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.
  • Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.
  • Из последнего куска слепить ручку.
  • Примазать ручку к чашке.

- план лепки чашки

- изучают операционные карты;

- слушают учителя;

- проговаривают вслух операционную карту лепки чашки.

Физкультминутка

Учитель показывает учащимся комплекс здоровьесберегающих упражнений

- упражнение для рук

- гимнастика для глаз

Выполняют здоровьесберегающие упражнения

Инструктаж по ОТ

Правила организации рабочего места для выполнения работы.

Правила работы с глиной.

Карточки с правилами по ОТ в уч. мастерской.

Учащиеся повторяют правила.

Практическая работа

-«Что необходимо для лепки чашки?»

Учитель контролирует пошаговое выполнение учащимися лепки блюдечка из глины, опираясь на операционную карту

-практическая работа

Для лепки чашки необходима глина, стека, скалка, доска для лепки, вода.

Выполняют лепку чашки из глины.

Итоговая часть

- «Каким видом лепки вы сегодня занимались?»

- «Посмотрим образцы и узнаем у каждого из вас, сложно ли вам было выполнять лепку чашки?

Анализ проведенной работы

Выставление оценок по результатам выполненной работы

- беседа

- обсуждение

- «Лепка с прилепом»

- Ученики по очереди показывают свои работы и рассказывают о том, были ли у них сложности при лепке чашки.

ПЛАН ЛЕПКИ ЧАШКИ                                                                                                                                                      Приложение 1

   

Разделить глину на части (большую и 2 меньших)

Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг

Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.

Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.

Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.

Из последнего куска слепить ручку.

Примазать ручку к чашке.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГЛИНОЙ                                                                                                                       Приложение 3

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

  1. Перед работой надеть рабочую одежду, прикрыть голову (халат, косынка)
  2. Во время рабочего процесса нельзя трогать лицо, тереть глаза, брать глину в рот, вытирать о себя руки.
  3. С инструментами обращаться осторожно.
  4. Работать на клеенке и доске для лепки.
  5. Содержать рабочее место в чистоте и порядке, после работы убрать за собой.
  6. После работы вымыть руки с мылом.

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ (ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕПКИ ЧАШКИ)                                                              Приложение 4

Берем кусок глины

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_103024.jpg

Делим глину на три части (большую и 2 меньших)

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_1035031.jpg

Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_103826.jpgC:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_103929.jpg

Из большей раскатать  и вырезать прямоугольник.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_104020.jpgC:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_104113.jpgC:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_104237.jpg

Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_104528.jpg

Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_105407.jpg

Из последнего куска слепить ручку.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_105428.jpg

Раскатать колбаску.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_105614.jpg

Отрезать лишнее.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_105637.jpg

Вылепить ручку.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_105738(0).jpg

Примазать ручку к чашке.

C:\Users\Tamara\Desktop\Новая папка (2)\20190419_110855.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Презентация на тему: "Лепка бижутерии из полимерной глины"

Данная Презентация создана к блоку занятий Лепка из различных материалов и знакомит с возможностями этого пластического материала и образцами разнообразной бижутерии. Презентация будет полезна как пед...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...