СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ
статья

Патмар Лариса Васильевна

Статья раскрывает приемы речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_rechevomu_razvitiyu_v_dou.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ

ФГОСДО предусматривает в образовательной области «Речевое развитие» овладение детьми:

  • речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.

Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи:

  • работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками:
  • специальные речевые занятия.

Следовательно, организация речевого развития детей в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Для развития речи детей в свободном общении целесообразно использование всех режимных моментов.

Начиная с утреннего приема детей в ДОУ, включая все моменты одевания и раздевания, приемов пищи, дежурств, подготовки к занятиям, динамических пауз и игровой деятельности нам необходимо вести активную речевую работу, то есть проговаривать каждое действие, каждую ситуацию, привлекая к словесному взаимодействию с воспитанником. Здесь возможно применение следующих лингвистических игр:

 «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Назови одним словом» (куртка, рубашка, свитер и т.д.)

«Что из чего?» (компот из сливы – сливовый, суп с фасолью – фасолевый и т.д.)

«Какая погода?» (если днем жара, то день жаркий)

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Назови ласково», «Один много», «Подбери признаки к предмету», «Подбери действия к предмету»

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет? Что чем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом).

«Кто кем был? Что чем было?» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови части предмета», «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.),  и множество других.

                  Работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками эффективна во время всех прогулок, на которых можно наблюдать и изучать всё вокруг, учить мыслить и делать выводы «Почему паук прячется в тёмное место? Почему жук не может перевернуться со спинки? Как листочки держатся за ветку?» и др.), побуждать комментировать, обсуждать и объяснять природные явления, незнакомые слова, что способствует расширению знаний и представлений об окружающем и обогащению словарного запаса. 

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи детей, как в свободном общении, так и на специально организованных занятиях является лэпбук. Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями в течение какого-либо периода.

Использование ИКТ также, как в свободном общении, так и на специально организованных занятиях помогает мотивировать детей, игры с компьютером очень нравятся детям, помогают развитию речи и произвольной регуляции деятельности ребёнка.

В планирование специально организованных занятий можно включать следующие технологии:

Мнемотехника

Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.

Использование мнемотехники способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас и др.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

- методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);

- методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);

- методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);

- технология коллажа (Т.В. Большева) и др.

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ Авторы: Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук

Главная особенность «тризовских» технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации.

                 Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования.

«Назови героя»

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок: Назовите мне героев-девочек (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика».

Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями).

«Действия героя»

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя; учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: Коза из сказки «Волк и семеро козлят».

Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами (жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.).

Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели.

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
  3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

Задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать? Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.

 «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» Т.А.Ткаченко

В основе технологии Т.А.Ткаченко – использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

И, так, рассуждая о СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ, вспомним, что:

ФГОС ПОДРАЗУМЕВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАШЕЙ РАБОТЕ,

который, в свою очередь включает

применение технологий критического мышления.

 Эти технологии позволяют ребенку стремится к самообразованию. Особенность технологий критического мышления в отличии от традиционных приемов заключается в том, что воспитатель провоцирует детей задавать вопросы; развивать любознательность, умение запрашивать (добывать) информацию, подсказывает, где ее найти (справочники, энциклопедии, интернет).

Рассмотрим некоторые приемы развития критического мышления:

 «Фишбоун» или «рыбий скелет»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Приём «Синквейн»

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:

1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)

3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)

4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме

5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы

Например, синквейн «Белка»

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

Например, «синквейны – загадки». Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

?

Злой, серый

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщет, добычу ищет

Серенький бочок

(волк)

Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)

Детям предлагается тема занятия, ставится вопрос, что они знают по этой теме. Записываются их высказывания либо фиксируются на доске или мониторе схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдается фишка одного цвета (красного). Затем уточняется у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываются их высказывания, с выдачей ребенку фишек другого цвет (зеленые). После того, как дети получают информацию по объявленной теме, выясняется, что они узнали нового. Снова фиксируются высказывания, и дети получают фишки третьего цвета (желтые). Если желтых фишек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет. занятие можно повторить на следующий день.

Приём «Кубик»

Каждая сторона кубика несёт вопрос:

Картинка изображаемого предмета. Что это?

На что похоже?

Форма, величина, цвет

Как это делают?

Для чего используют?

За и против (положительное и отрицательное)

Кубик. Тема «Спички»

Спички

Похожи на палочки

Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера

Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу

Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.

Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар

                Прием «Хайку»

Хайку - это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Правила написания

  1. В стихотворении должно быть три строчки и 17 слогов (5 + 7 + 5),
  2. В хайку должно быть сезонное слово (киго) - это слово, указывающее на то, в какое время происходит действие. Возможно, как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например, "сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета. Сезонное слово может также указывать навремя суток.
  3. Стихотворение не должно быть многословным. Хайку не называет, а показывает; не объясняет, а передает, В нем нет рифмы.
  4. Чаще всего повествование ведется в настоящем времени.
  5. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей
    строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный.
  6. Хайку, на занятиях с дошкольниками может использоваться в виде загадки. Пример:

Об электричестве:              О птицах:

На улице ночь                      Вновь весна пришла.

Без него нам никак             Они к нам прилетели.

Но осторожно.                  Берегите их.

Прием «Пирамида предсказаний»

Цель: научить детей формулировке и построению гипотез.

Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

1. Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик)?

2. Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами?

3. Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?

4. Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?

5. Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?

6. Что было бы, если бы …. все люди стали однорукими?

7. Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?

8. Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?

9. Что было бы, если бы …. мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться там, где захотели?

10. Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?

11. Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?

12. Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?

13. Что было бы, если бы …. у людей пропала память?

14. Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету?

15. Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?

16. Что было бы, если бы…. города умели летать?

17. Что было бы, если бы… солнце стало синим?

Прием ШЕСТЬ ШЛЯП, который я хочу представить практически

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерив» одну из шляп проанализировать рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». (От первого лица)

Участник   в белой шляпе направит наше внимание на информацию, то есть познакомит с конкретными фактами.

         В красной шляпе выскажет свои чувства, догадки относительно события, то есть, какие по этому поводу возникают чувства?

Участник в черной шляпе позволит высказать критические оценки опасения и осторожности, поможет увидеть все негативные стороны события.

Участник в желтой шляпе переключит внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон ситуации.

В зеленой шляпе актуализирует творческое мышление, позволит осуществить нестандартный подход к решению задачи, найти некоторые из возможных решений и действий.

Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я, для того, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты): «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми, и я пошёл бы в Кремль.

 «Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

А теперь послушайте окончание притчи.

 Обсудив изменения, произошедшие в жизни братьев, они пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

                 

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с ругой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

Меняйте шляпы, коллеги)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к стратегии развития Образовательного учреждения

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образ...

Разработка комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике» на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся.

Подготовка первого варианта комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике», нацеленных на формирование когнитивного и метакогнитивного опыта учащихся....

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Проблемы речевого развития школьников отнюдь не новы. Наши дети, как индикатор всех процессов, происходящих в обществе, в первую очередь страдают от избытка информации, которая   с ранних ле...

"Логоритмика как средство речевого развития" - современные падагогические технологии.

quot;Логоритмика как средство речевого развития" - современные падагогические технологии....

Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода...

Современный подход к выбору речевых игр

Можно перепробовать все игры на развитие речи, прежде чем Вы найдёте наиболее эффективную., ту, которая напоминает пресловутую волшебную палочку. Предлагаю вам взглянуть на поиск таких волшебных игр-п...