Современные подходы к стратегии развития Образовательного учреждения
статья по теме

     Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brylyova_ka_statya_programma_razvitiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к стратегии развития

Образовательного учреждения

К.А. Брылёва,  

заместитель директора по НМР

МОУ СОШ № 1

Сегодня в образовании реализуется  проект национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». МОУ СОШ № 1 придерживается тех направлений, которые предложены инициативой:

  1. Переход на новые образовательные стандарты.
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
  3. Совершенствование учительского корпуса.
  4. Изменение школьной инфраструктуры.
  5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
  6. Расширение самостоятельности школ.

Реализация задач развития школы потребовала осмысления существующей образовательной политики нашего учебного заведения и определения на этой основе стратегических и практических направлений дальнейшего совершенствования.

       На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.  

         В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской и творческой деятельности.

      Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям.

     Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка.

    Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
  Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении -это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?

   Современная парадигма образования ориентирует школу на внедрение в обучение и воспитание деятельностный подход. Понимая, что воспитание и развитие личности – процесс целенаправленный и системный: администрация, педагогический коллектив стремится создать такую воспитательную систему в школе, которая охватывала бы весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (причём, не только досуг), разнообразную жизнь детей и общение за пределами школы. Воспитание рассматривается как целенаправленное управление развитием личности через внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

  При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Сравнивая желаемое с действительным, работая над созданием программы развития, была сделана попытка выявить педагогические проблемы, сдерживающие развитие образования в нашем учебном заведении и определить приоритетные направления развития: учебно — познавательная деятельность,

духовно — нравственное воспитание, психолого — педагогическая деятельность.

    Проблема реализации программы потребовала от коллектива школы поиска и обработки новых подходов в решении вопросов о том, кем и как будут определяться содержание, формы и методы обучения и какова роль в этом каждого участника образовательного процесса. И нас радует то, что в жизни школы стал осуществляться принцип «в выработке и принятии решения должны участвовать все: администрация, учителя, дети и родители». Это стало возможным, благодаря эффективной работе Совета школы, органов ученического самоуправления, Методического совета школы. Поэтому цели и задачи программы определило совместное проектирование взрослыми и детьми образовательной и воспитательной системы.

   Цель программы развития: создание условий для становления учащегося как субъекта своей жизнедеятельности через внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода.

   Основные  задачи программы: обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитывающего потенциала; внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода на всех ступенях обучения; обеспечение условий для профессионального и личностного роста педагогических кадров; развитие психолого — педагогической и социальной поддержки детей, родителей и педагогов; совершенствование системы дополнительного образования; научное и учебно — методическое обеспечение обновления образования.  

   В соответствии с этим, программа развития школы сориентирована на создание в школе условий для развития участников образовательного процесса, их особенностей, внутреннего мира; для сотрудничества педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей.

Наша задача – выйти на такой уровень преподавания в школе, чтобы стало возможным поступление ученика в любое учебное заведение по его выбору. Члены административной команды стараются сформировать у учителей и учащихся адекватное понимание собственного места в школе, значимости собственных усилий в процессе работы и учебы.

В школе сложился хороший трудовой коллектив учителей и учащихся, которому многие задачи по плечу - и хорошие открытые уроки для учителей школы и района, и успешная подготовка к различным смотрам и конкурсам, и успехи в научной работе с обязательно глубокими исследованиями, и победы на соревнованиях, конкурсах, где требуются сила, ловкость, смекалка. Наших учителей знают не только в родном городе, но и за его пределами. А залог нашего успеха - в достойной и слаженной работе, позволяющей мобилизовать все силы на общее дело.

Литература.

1. Министерство образования и науки Р. Ф. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Сборник лучших программ развития общеобразовательных учреждений по итогам сравнительно-сопоставительного анализа/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ООО «Центр анализа и комплексных исследований» - М: 2006.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому п...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.

Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный  разрыв. Преодолеть можно средствами п...

Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....