Статья "Профориентация в школе YIII вида"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Профориентация обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proforientatsiya_v_shkole_8_vida.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация

В основе выбора профессии в специальной школе YIII вида лежит концепция профессиональной ориентации. В соответствии с ней решается задача воспитания у школьников с умственной отсталостью профессиональной направленности с учетом их трудовых возможностей и потребностей данного региона в рабочих кадрах.

 Членами семьи, знакомыми или товарищами по учебе школьник может быть ориентирован на ту или иную профессию ошибочно, без учета его возможностей овладеть необходимыми знаниями и навыками. Определять профессиональную пригодность и строить соответственно с этим профориентационную работу должны работники школы на основе выявления объективных возможностей ребенка и учета потребностей региона в рабочих кадрах.

Профориентация учащихся складывается из следующих этапов:

Первый этап соответствует 1- 3 классам. Он включает изучение трудовых возможностей учащихся в целях предварительного отбора для обучения определенным видам труда, связанным с той или иной профессией. На этом этапе проводится также элементарное профессиональное просвещение школьников, их ознакомление с разными видами труда, изучаемыми в данной школе.

 Изучение индивидуальных особенностей учащихся начинается с обследования, которое проводится психолого - медико-педагогической комиссией и продолжается весь срок обучения. Выявление трудовых возможностей учащихся выделяется при этом как специальная задача.

Второй этап – 4 класс, пропедевтический. На этом этапе осуществляется уточнение трудовых возможностей школьников и завершение профотбора, ориентация на ту или иную специальность. Ведется работа по воспитанию положительного отношения к выбранной профессии.

 В пропедевтическом периоде проводят психолого- педагогическое изучение трудовых возможностей ученика, что предполагает выявление двух групп показателей. В первую группу входят такие качества личности, как характер, интересы, особенности поведения, а также состояние двигательных реакций. Вторая группа содержит показатели развития учебно – трудовой деятельности.

Качества личности устанавливаются по результатам наблюдений воспитателя, учителя и психолога. Показатели двигательных реакций (силы, быстроты, мышечной выносливости, ловкости, подвижности в суставах) определяет учитель физвоспитания. Полученные данные заносятся в «карту развития» учащегося начальной школы.

Личностные качества ребенка оказывают определенное влияние на его обучаемость. Сложившиеся к десяти- одиннадцатилетнему возрасту индивидуальные способности поведения, ценностные ориентации существенно способствуют или, наоборот, тормозят формирование трудовых навыков.

В «Карте обучаемости на уроках труда» фиксируется:

- работоспособность

- проявление волевых качеств в трудовой деятельности

- характерные эмоции

- особенности включения в практическую деятельность

- усвоение знаний

- усвоение цели работы (оперативного образа)

- усвоение знаний

- усвоение заданного плана работы

-овладение приемами труда и качество работы

- состояние самоконтроля и адекватность самооценки в труде.

В изучении трудовых возможностей учащихся участвует школьный психолог. К его задачам относятся:

- консультирование: индивидуальное и групповое тестирование учащихся, проведение наблюдений на уроках труда и общеобразовательных предметов

- сбор и обобщение полученных данных и проведение дополнительного изучения отдельных учащихся при несовпадении результатов, полученных педагогами и психологом

- составление индивидуальных рекомендаций по трудовому обучению и воспитанию учащихся.

Начиная с 4 класса школьники обучаются труду в учебных мастерских разных профилей. Труд в этом классе носит общетехнический характер с ориентацией, однако, на профессиональный профиль определенной учебной мастерской. На этом этапе есть и темы, обучение по которым проходит в мастерских всех имеющихся профилей (например. Работа  с картоном и бумагой); работы с металлом, древесиной, металлоконструктором включены в программы 4 класса как слесарного, так и столярного дела. Такое построение программ учитывает трудовые возможности четвероклассников и необходимость решения элементарных политехнических задач.

Следовательно, в начальной школе на уроках труда реализуются следующие задачи профессиональной ориентации умственно отсталых учащихся:

- формирование первоначального трудового опыта

- воспитание побудительных мотивов трудовой  деятельности и положительного отношения к труду

- изучение индивидуальных трудовых возможностей

- формирование уважения к труду взрослых и продукту труда

- развитие у учащихся умения регулировать свою деятельность в процессе работы, а, именно:

- планировать работу

- ориентироваться в задании

- анализировать и оценивать свою деятельность

- готовить для занятий свое рабочее место.

В некоторых специальных школах YIII вида в 4 классе вводится предмет «Психологическая подготовка к труду». Именно в это время важно правильно, в соответствии с возможностями и способностями ребенка определить профиль трудового обучения и психологически настроить на овладение профессионально- трудовой деятельностью, для чего в программу обучения включают беседы, экскурсии, моделирование ситуации, практическую работу. В соответствии с программой дети знакомятся с классификацией профессий, с вопросами психологической совместимости и взаимоотношений в коллективном труде, выполняют упражнения по развитию произвольного внимания, памяти, мыслительных операций и обучаются культуре труда, экономии материальных и энергетических ресурсов.

Программа профориентационной работы также включает в себя экскурсии младших школьников в учебные мастерские, пробные работы на учебном оборудовании, участие в школьных праздниках, конкурсах, выставках трудового направления.

Служба сопровождения школы осуществляет раннюю диагностику профессиональных интересов и профориентацию учащихся. Врачами службы по результатам целенаправленных медицинских осмотров дается допуск к обучению по определенной специальности.

По окончании обучения в начальной школе относительно каждого ученика делаются выводы о сформированности начальных трудовых навыков, готовности к обучению определенной профессии и перспективах дальнейшего трудового обучения.

Общепрофессиональная подготовка (предпрофессиональное обучение)

В настоящее время в городах появилось большое число рабочих мест, труд на которых доступен для выпускников специальной школы YIII вида. Это уборка, упаковка, погрузка- разгрузка, несложные виды обработки материалов, сборка изделий на малых производственных предприятиях. Такой труд не представляет большой сложности, однако ситуация, в которой он протекает, может меняться. Успешность деятельности в таком случае, в первую очередь, зависит от развития общетрудовых умений, именно данный параметр определяет степень профессиональной подготовленности.

Предпрофессиональное обучение школьников в 5-8 классах включает подготовку по разным профилям труда. По каким- зависит от наличия в данной школе оборудованных мастерских, инструментов, приспособлений и материалов.

5-8 классы - это диагностические классы: основной их задачей является подтверждение правильности выбранной профессии.

В 5 классе учитель трудового обучения ведет «Карты индивидуальных трудовых способностей учащихся», которые заполняются по 8 класс включительно.

Основной метод обучения- учебно-производственные упражнения, т.е выполнение ряда трудовых операций, свойственных определенной специальности.

С 5 класса обучение приобретает профессиональный характер, происходит более полная дифференциация труда по видам. В этот период учащиеся приступают к овладению одной из следующих профессий: швейное, столярное, слесарное, картонажно- переплеточное, обувное (ремонт обуви),столярно-плотничное штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд. Кроме того, что школам дается право, исходя из местных условий готовить учеников и к другим видам труда: вязальное, токарное, кулинарное. В последнее время организовано обучение прикладному народному искусству, подготовка младшего обслуживающего персонала.

Современная структура специальной школы YIII вида предусматривает три уровня трудовой подготовки:

I -   8-летнее образование

II -  9-летнее образование

III-  10 (12)-летнее образование.

Первый уровень трудовой подготовки обеспечивается обучением в 4-8 классах, который является обязательным:

1 ступень – 4 класс – пропедевтический период (4 часа в неделю)

2 ступень – 5-8 классы – общая трудовая подготовка (5 класс- 8 часов; 6 класс- 10 часов; 7 класс-12 часов; 8 класс – 14 часов в неделю).

Второй уровень – обобщающий, при 9-летнем сроке обучения, осваивают

3 ступень обучения (16 часов в неделю).

Третий уровень – углубленная трудовая подготовка, т.е углубленная специализация по выбранной профессии при 10 (12)-летнем образовании.

Количество часов и перечень предметов составляются в соответствии с ФГОС начального профессионального образования. Учебные планы составляются отдельно по каждой специальности. Теоретические дисциплины включают знакомство со спецтехнологией, материаловедением, харкатеристикой оборудования промышленных предприятий, отраслевой экономики, охраны труда.

Учитель труда на протяжении всего комплекса обучающих тем, в соответсвии с требованиями программы. ведет «Карту индивидуальных трудовых способностей учащегося».  

В соответствии с требованиями программы производственного обучения (по завершении)  учащиеся выполняют изделие.

Выбор программного изделия -  важный момент в процессе подготовки урока производственного обучения. Задание должно нести обучающую нагрузку, включать требование к художественному уровню исполнения, само изделие должно иметь практическое назначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

Система уроков математики в 5 классе специальной ( коррекционной )школы YIII вида по теме:"Обыкновенные дроби".

Предложенные планы-конспекты уроков ориентированы на работу по учебнику  "Математика" М.Н. Перовой, Г.М.Капустиной (М.,2013). Семь поурочных разработок выполнены по новым стандартам. Они помогут ...

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ YIII ВИДА.

В данной статье рассмотрены проблемы развития литературного творчества учащихся старших классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Проанализированы виды работы, направленные на развитие тв...

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ YIII ВИДА.

В данной статье рассмотрены проблемы развития литературного творчества учащихся старших классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Проанализированы виды работы, направленные на развитие тв...

Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист.  Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...