Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»
статья

Кривушина Юлия Леонидовна

Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Областное автономное образовательное учреждение                                       дополнительного профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КПК «Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ»

Выпускная работа по теме:

«Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ».

Слушатель КПК:

Киселёва Юлия Леонидовна,

учитель русского языка, литературы, истории

МАОУ «Средняя школа п.Батецкий»

2016 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3                                                                                                

Теоретическая часть :                                                                          

Глава 1.

Особенности развития устной речи учащихся коррекционной школы………….4

Глава 2.

 Цели и задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи………6

Практическая часть:

1. Виды работ по развитию речи учащихся………………………………………..8

2. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды местоимений»…10

Заключение …………………………………………………………………………..12                                                                                            

Список использованной литературы……………………………………………..13                                                                                                                                                                                    

        Введение.

        Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

   Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

       Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка.

   Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование  устойчиво высокого уровня речевой культуры. Из актуальности заявленной проблемы вытекает и цель работы: анализ средств формирования связной устной речи у учащихся с ОВЗ.

         Теоретическая часть:

         Глава 1.  Особенности развития устной речи учащихся коррекционной школы.

    Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения  познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися такой школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. А от того, как ученики овладеют связной речью и навыками чтения, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.                  

    Развитие речи - одна из важнейших проблем в специальной коррекционной школе. Недостатки речевого развития проявляются у учащихся такой школы наиболее отчетливо. Ведь у детей с недостатками интеллекта отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного  к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово,  речь связаны с мышлением.

     Наиболее доступным для детей видом речи является устная речь. Устная речь – это речь звучащая. Её восприятие обеспечивается слухом, а продуцирование – деятельностью звукопроизносительных органов. Овладение устной речью происходит в процессе запечатления в мозгу ребенка звуковых и кинестетических образов слов и словосочетаний, многократно воспринятых и продуцированных в живом общении.

    Детям с отклонениями в развитии свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слов. Бедность словарного запаса у детей - олигофренов обусловлена низким уровнем их умственного развития, дефектностно - вербальной памяти.

    У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Дети воспринимают материал упрощенно. Много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. По мере обучения в школе недостатки мышления учеников корригируются, однако не преодолеваются и вновь обнаруживаются при усложнении предъявленных задач.

      Исследования М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович показали несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Кроме того, дети с нарушенным интеллектом имеют сложности со вступлением в диалог. Диалог редко возникает по инициативе умственно отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Такие дети обычно замкнуты.

    Глава 2. Цели и задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи.

    Основная коррекционная цель: общеречевая подготовка детей с ОВЗ, формирование выразительности, правильности речи, исправление различных нарушений речи, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

     Цели урока должны носить коррекционный характер.

  • Коррекционно-образовательная (по теме урока).
  • Коррекционно-развивающая (развитие гибкости мышления, коррекция памяти, коррекция речи, развитие сосредоточенности внимания учащихся, развитие мелкой моторики и т.д.).
  • Коррекционно-воспитательная (прививать навыки работы в коллективе, воспитывать культуру труда).

    Для успешного обучения учащихся коррекционной школы учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических способностей, степени дефекта. Это даст возможность осуществить коррекцию познавательной деятельности и личностных качеств учеников, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

     Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию. Необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью; повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании. Система занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых использую различные методические приемы: соответствующая формулировка учебного задания,  поэтапная помощь учителя в характеристике свойств предмета, речевое оформление выводов, построение связного рассказа на наглядной основе.  

    Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых.  Поэтому в младшем школьном возрасте необходимо серьезно следить за произношением детей.  Одной из причин неправильной речи детей М.Е.Хватцев называет «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).  Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».    

     Важным моментом успешности обучения детей с нарушением интеллекта является мотивация их деятельности, требующая постоянного положительного эмоционального подкрепления со стороны окружения ребенка. Все задания должны быть интересны ребенку, что бы он хотел их выполнить. Так используем включение в урок проблемных и познавательных задач.  формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

   Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу,  сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя.

   Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Решение этой задачи в условиях специальной (коррекционной) школы невозможно без использования самых разнообразных форм работы, поиска нестандартных путей и технологий.

Практическая часть:

   1. Виды работ по развитию речи учащихся.          

           В.Г.Петрова подчёркивает, что только путём специальных, вариативных
многочисленных упражнений, при опоре вначале на наглядные средства, а затем на речевой опыт, происходит постепенное овладение речью. В теории и практике обучения умственно отсталых учащихся представлены разные приемы, виды упражнений, способствующие речевому развитию школьников, при выполнении которых, особенно в младших классах, используется разнообразный наглядный материал. С их помощью развиваются произносительный, словарный, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста, происходит обогащение речи учащихся.

        На каждом уроке должны реализоваться упражнения, в которых закрепляется

  • отработка произношения звуков и звукосочетании;
  • работа над интонацией;
  • отработка темпа речи.

    Работу над дикцией направляю на закрепление навыка правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка, формирование слухового внимания, фонематического восприятия, развитие голосового аппарата, отработку речевого дыхания, которое совмещается с четким произношением звуков, слов, стихотворных форм.  Все это является предпосылкой для совершенствования интонационной выразительности речи, которой на занятиях уделяю большое внимание. Дети овладевают мелодикой, тембром, темпом, ритмом речи.

   Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

      С удовольствием дети выполняют стихотворные задания – игры  - «Что неверно?»,   «Правда это или нет?» и др.  Эти упражнения на смысловое несоответствие. В таких заданиях дети находят ошибки.

   Загадки, вводимые в урок, помогают активизировать мышление и речь  ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития.  Учащиеся пытаются сами  придумывать их.  

     Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаю с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в определенной последовательности. Позднее учу детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

    Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаю задание - пересказы по отдельным фрагментам рассказа.

    После того как дети овладевают умением последовательно передавать содержание услышанного, учу их составлять пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное.

    Любому виду рассказа  предшествует словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов.

    На уроке необходимо каждого ученика  вовлечь в процесс общения, дети должны как можно больше сами говорить.   Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

   2. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды местоимений».

   Тема урока: «Разряды местоимений»

 Тип урока: Комбинированный

 Цель урока: познакомить обучающихся с разрядами местоимений, их  значением, употреблением в речи.

Задачи урока:

  • формировать умение находить местоимения в тексте;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;
  • воспитывать  внимательное отношение к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1.Артикуляционная гимнастика.

         2. Сообщение темы и целей урока.

  1. Повторение изученного.
  • Что такое местоимение? (ответы детей)
  • Назовите личные местоимения (ответы детей)
  • Назовите грамматические признаки личных местоимений (ответы детей). (род, число, падеж).

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Словарная работа  Каникулы, директор, сигнал, ровесник, территория, телеграмма, президент

2. Проверка «Проверь себя» (учитель открывает «закрытые» на доске слова).

      III.     Изучение нового материала.

   

  1. Вопросительные местоимения (примеры местоимений, функция) (работа с учебником).
  2. Вставить подходящие по смыслу вопросительные местоимения, записать получившиеся предложения
  3. Неопределенные местоимения (работа с текстом на карточках)

- Ясно ли из этой загадки, кто шел, по какой дороге, что он нашел и что отдал?

- Неопределенные местоимения производятся или происходят от вопросительных  местоимений.(не это приставка, под ударением, частицы –кое, -то, -либо, -нибудь, пишутся через дефис.)

  • Задание на доске: с одним из данных неопределенных местоимений составьте одно предложение и запишите Проверка задания (каждый зачитывает).
  1. Физминутка.

Гимнастика для глаз:

Посмотрели вправо-влево, посмотрели на потолок – нарисовали взглядом четыре восьмерки, посмотрите в окно посчитайте до 20-ти, посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на самую ближнюю.

  1. Отрицательные местоимения (работа с таблицей «Разряды местоимений»)
  • Я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний»

- Для этого вам необходимо из ряда выделить одно лишнее местоимение, которое не относится к данным местоимениям и назвать к какому разряду оно принадлежит.

1 ряд лишнее НИКТО-ОТРИЦ., остальные - неопределенные

2 ряд лишнее НЕКТО – НЕОПР., остальные – вопросительные

3 ряд лишнее СКОЛЬКО – ВОПРОС., остальные – отрицательные

     

  1. Обобщение. Подведение итогов
  • Что такое местоимение? (ответы детей)
  • Для чего служат вопросительные местоимения?

                  На что указывают неопределенные местоимения?

  • Что выражают отрицательные местоимения?

  1. Домашнее задание (разбор). Оценивание учащихся. Рефлексия (рисование смайликов настроения).

   Заключение.

   Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения.

   Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

   Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

   Итак, успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.

                               

     Список использованной литературы.

  • Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Л.В.Зубарева /практические и тренировочные задания и упражнения./ Изд. «Учитель"2007
  • Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.
  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;
  • Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: Просвещение, 2006.
  • Развитие речи. Младшая и старшая группа. Занимательные материалы. /Сост. О.И.Бочкарева.- Волгоград: ИТД. «Корифей", 2008
  • Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработка занятий. / Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД "Корифей", 2008
  •  «Тематические загадки для дошкольников» / Сост. В.П.Гудимов
  • Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
  • Урок чтения во вспомогательной школе. Методические рекомендации. /Екатеринбург, 1993
  • Журналы "Начальная школа" , №11, 2005г
  • Журналы "Коррекционная педагогика"
  • Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии", №4, 2009г,   №1, 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи глухих обучающихся

В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста....

Психолого-педагогическое обоснование развития связной устной речи учащихся адыгейской национальной школы

Обучение любому языку, в том числе и второму, неразрывно связано с возрастной и педагогической психологией....

Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».

Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...