Обобщение опыта специалистов по проблеме - развитие связной устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья по теме

обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сизова Т.Г.  г.Борзя, Забайкальский край.

Обобщение опыта специалистов по проблеме – Развитие связной устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

          Слово – является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия.

Организуясь в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию. Полноценная речь ребенка – это средство повышения уровня коммуникабельности, а в конечном итоге – способ достижения лучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что также в значительной степени улучшает жизненные успехи ребенка.

Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обучение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Рассматривая  взаимодействие данных психических процессов, Л.С.Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается и совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Отсюда следует, что слово выполняет когнитивную функцию, т.к. развитие речи ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.

Исследованиями установлено, что овладение словесной системы перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, действия.

Нарушения интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка, нередко осложнено недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, что приводит  значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании, но и в характере ее формирования. Поэтому развитие речи умственно отсталых школьников – одна из основных проблем коррекционной школы. Столь пристальное внимание к данной проблеме не случайно. Т.к. работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические коммуникативные функции.

Основные компенсаторные направления работы по развитию речи в специальных коррекционных учреждениях осуществляются преимущественно на уроках русского языка, чтения, уроках развития связной устной речи в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности. Имея конечные цели: повышение произносительной культуры речи, обогащения словарного запаса, усвоения норм лексической и синтаксической стилистики, развития навыков и умений связной устной и письменной речи, эта работа имеет свои акценты, особые направления, которые учитывают особенности речевого развития детей.

Наиболее благоприятные условия для работы по развитию речи умственно отсталых школьников создаются на специальных уроках развития устной речи, в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности. Именно на этих уроках ставится в центре внимания задача формирования речевых навыков учащихся. Именно на этих уроках особенно четко прослеживается теснейшая взаимосвязь работы над всеми компонентами языка, ее нацеленность на подготовку к содержательной речевой базы для развития у детей связной речи, на опережающее овладение многими языковыми структурами до изучения их как грамматического явления.

Наиболее сложной стороной речевого развития является связная речь. Она характеризуется смысловой структурой и языковой связью частей. Т.е. связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну или несколько групп предложений, подчиняющихся единой теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом. Связная речь служит целям коммуникации. Специальная работа по формированию связного высказывания на уроках развития устной речи  в значительной степени совершенствует речевую практику речи умственно отсталых учащихся, готовит их к развернутым сообщениям на уроках труда, географии, естествознания.

Игры, которые помогают овладеть  именами прилагательными.

  1. Учащимся предлагается образовывать прилагательные от существительных и согласовывать существительные с прилагательными. Например : Картофель – суп  картофельный, свекла – суп свекольник, капуста – капустный пирог. Яблоко – сок яблочный.
  2. Игра «Угадай». Ученику завязывают глаза и дают попробовать овощ, фрукт, ягоду на вкус, на ощупь, на запах, а затем назвать 2-3 признака этого качества. Например: кисло-сладкий вкус – это яблоко.
  3. Игра «Что из чего сделано?».  Учащимся предлагается набор картинок с изображением одежды, обуви, мебели, посуды. Детям нужно ответить, из чего сделан (сшит) данный предмет. Например: стол сделан из дерева. Он деревянный.
  4. Игра «Подбери пару». Учащимся раздают предметные картинки с изображением различной одежды. Каждый вид представлен в двух вариантах: платье синее и голубое; брюки черные и серые; косынка красная и розовая; кофта фиолетовая и лиловая; юбка желтая и оранжевая; фартук зеленый и салатовый; пальто коричневое и бежевое. Ученикам нужно назвать предмет, определить признак предметов по цвету и поставить вопрос к прилагательному. Например: ученик показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке платье». (платье какое?)  Синее. У кого такой же предмет?» Выходит следующий учащийся и разбирает свою картинку: «У меня на картинке тоже платье, но оно (какое?) голубое».
  5. Игра «Сравни предметы». Учащимся нужно подобрать несколько признаков и согласовать с названием предметов. Примерный материал:  Грач черный, а ворона….,   У грача клюв длинный, а у воробья….  Грач крупная птица, а воробей….  Грач перелетная птица, а ворона….

Игры, которые помогают овладеть словами обобщающего характера

1. Игра «Магазин»   На доске педагог вывешивает иллюстрацию с изображением обувного магазина, внизу сделаны прорези для карточек. Учащимся раздаются карточки со словами: сапоги, ботинки, платье, шкаф, брюки, туфли, чашка, стол и т.д. Дети читают слова на карточках и отвечают на вопрос «что продается в обувном магазине?». Ученики выбирают нужные карточки со словами, отвечают на вопрос и вставляют карточки в прорези.

2. Игра «Третий лишний»   Среди  предметов, изображенных на картинках нужно выбрать предмет, не относящийся к мебели, аргументировать свой выбор. Примерный материал: стол, шкаф, платье, кровать, кресло, ложка, диван, стул.

Игры, которые помогают овладеть функцией словоизменения глагола.

  1. Игра «Угадай задуманное слово». Учитель перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий. Ученики должны назвать этот предмет.
  2. Игра «Парный выход». Учитель вызывает к доске ученика, тот подбирает себе пару, а затем записывает любое слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит к этому слову названия действия и записывает рядом.
  3. Работа с загадками. Умение выделять из текса слова, обозначающее действия предметов.

В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает. (корова)

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)

Игры, которые помогают, овладеть падежными формами имени существительного.

  1. Игра «Теремок». Учитель спрашивает, ставя на стол теремок: «Что это?» - «Это теремок». «Кто живет в теремке?» - спрашивает учитель. Ученики отвечают, ставя к каждому слову вопрос «Кто это?» - «Мышка». Когда все персонажи выставлены на стол, учитель спрашивает «О каком из этих предметов мы спрашиваем «Что это?». Как спрашиваем об остальных предметах? Как спрашивают в сказке звери?».
  2. Игра «Заполни квадрат» .  Нужно заполнить пустые квадраты. Бежала (кто?) лиса. Глаза (у кого?)   . Слетелись к (кому?)  . Смотрит (на что7) . Закружились (над кем?)  . Сложили (о ком?) . Распространить данные предложения, чтобы получился рассказ.
  3. Игра «Угадай, что не нарисовал художник?».  Учитель поочередно демонстрирует картинки, на которых отсутствуют отдельные части предметов, учащиеся откладывают недостающие части предметов и ставят вопросы к словам, их обозначениям (Лиса (без чего?) без хвоста).

Игры к теме «Предложение»

  1. Игра «Отгадай, где растет?».  Учитель бросает мяч и называет овощ, фрукт, дерево, куст, ягоду. Ученик, поймавший мяч, составляет предложение о том, где растет это растение и возвращает мяч учителю.
  2. Игра «Кино». Учитель обращается к ученик: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы посмотрите, и сделайте говорящим каждый кадр». Учитель передвигает полоску бумаги через окошко так, чтобы были видны наклеенные на нее картинки.
  3. Игра «Где мы были. Мы не скажем?». Учащиеся одного ряда хором произносят «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и начинают изображать ту или иную деятельность (подметают пол, стирают белье, копают землю и т.д.). Ученики другого ряда отгадывают действия и составляют предложения.

Игры по развитию устной речи

  1. Игра «Когда это бывает?».  Учащиеся получают по картинке, не показывая, ее друг другу (картинки о зиме, лете, осени, весне). Крутят стрелку. На кого покажет, тот начинает рассказывать по своей картинке.
  2. Игра «Сочиняем рассказ». У учеников предложения, представляющие собой деформированный текст и записанные на карточках. К доске выходит ученик, у которого, по его мнению, первое предложение рассказа, затем второй, третий и т.д..
  3.  Игра «Где спряталась матрешка?». Ведущий прячет матрешку за любой предмет в кабинете и возвращается к столу. Дети сидят с закрытыми глазами, затем открывают и слушают описание предмета, за которым спряталась матрешка.
  4. Игра «Ателье». Один ученик берет на себя роль работника ателье, остальные заказчики. Входящий в ателье здоровается, выбирает себе одежду и пробует описать ее. Работник ателье помогает вести диалог: «Что вы хотите сшить?» «Я хочу сшить рубашку» «Для лета или для осени вам нужна эта рубашка?» «Какая она будет по цвету, по материалу?» и т.д.
  5. Игра «Водитель и пассажир». Класс объявляется салоном автобуса, объявляют остановки. Пассажиры входят в салон, компостируют билеты, спрашивают других пассажиров о выходе на следующей остановке, просят разрешение пройти и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Речь  детей с интеллектуальной недостаточностью  характеризуется  рядом особенностей.У данных  детей нарушены  все  компоненты  речи.Нарушения  носят  сист...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

Психолого-педагогическое обоснование развития связной устной речи учащихся адыгейской национальной школы

Обучение любому языку, в том числе и второму, неразрывно связано с возрастной и педагогической психологией....

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»

Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»...