Развитие связной монологической речи глухих обучающихся
статья на тему

Вечерова Елена Юрьевна

В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи глухих учащихся является одной из самых актуальных проблем в современной специальной методике русского языка. Основная задача развития связной (монологической) речи в школе глухих – научить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, о просмотренном фильме, проделанной работе – обо всем, что происходит в их жизни, т.е. научить создавать текст, высказывание.
При этом используется три основных вида монологической речи – повествование, описание и рассуждение. 
Т.А. Ладыженская, опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, определила следующие умения, которыми должны овладеть школьники в процессе работы по построению текста (высказывания):

  • раскрывать тему высказывания;
  • раскрывать основную мысль высказывания;
  • собирать материал для высказывания;
  • систематизировать собранный материал;
  • совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • строить высказывание определенной композиционной формы;
  • выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

 В результате исследования состояния письменной речи у глухих школьников 7-9 классов нами были выделены следующие особенности:

  • - сочинения глухих учащихся по сравнению с сочинениями слышащих страдают бессвязностью изложения по причине того, что глухие школьники не умеют не только строить текст, но и использовать средства связи предложений.
  • - письменным работам свойственно чрезмерное сужение или расширение объема всего высказывания и отдельных микротем, пропуски, нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных связей, включение лишней информации и неумение использовать средства связи предложений.
  • Наличие этих нарушений связано с нарушениями операций речепорождения: несформированностью серийно-последовательного способа обработки информации, затруднениями в удержании замысла и исключении побочных ассоциаций, неумением использовать средства межфразовой связи при создании письменных высказываний, а также отсутствием достаточного речевого опыта.

Установлено, что указанные недостатки могут быть в значительной мере преодолены при условии целенаправленной коррекционной работы, проводимой в связи с формированием связной контекстности речи учащихся. Предложенная нами работа включала в себя 5 этапов, для каждого из которых была разработана система упражнений.

Условиями повышения эффективности работы по формированию письменной речи у глухих учащихся 7-9 классов являются усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря ее выраженной коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню общего развития учащихся; создание благоприятной атмосферы на уроке, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний учащихся, включение разнообразных занимательных форм обучения и т. д.

Главное и самое трудное в работе по развитию связной речи и слышащих и глухих школьников – научить их, как построить высказывание, какими средствами донести до читателей (слушателей) свой замысел, который относится к рассказу в целом. В процессе планирования композиции рассказа выделяются его основа, начало и конец.

Работа по развитию связной речи должна проводиться систематически и носить обучающий характер.

В соответствии с требованиями действующей системы обучения языку программа по развитию связной речи в школе глухих строится с учетом трех её особенностей. 

Первая особенность состоит в том, что в основу формирования связной речи положен принцип коммуникации.

Вторая особенность состоит в необходимости реализации её планирующей функции.
Третья особенность состоит в том, что она с самого начала развивается как специфическая форма речевой деятельности.

Все требования, предъявляемые к развитию как устной, так и письменной связной речи глухих школьников, а также различные виды работ, необходимые для реализации этих требований, изложены в школьной программе. Обучение глухих школьников связной речи на всех этапах должно подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе – точной и выразительной связной речи (устной и письменной).
Для достижения этой большой и сложной цели, учитель заранее и глубоко продумывает всю систему работ по развитию связной речи.

В общей проблеме обучения связной речи глухих учащихся выделяют три аспекта:

1 – обучение восприятию и пониманию связного текста;
2 – использование текста как методического средства для формирования (коррекции) тех или иных сторон речевой деятельности глухих учащихся;
3 – обучение продуцированию, порождению текста, имея в виду связную монологическую речь как предмет, цель обучения. В старших классах школы для глухих детей работу по развитию речи можно осуществлять лишь на основе взаимодействия и единого функционирования элементов различных уровней языковой системы – фонетического, словообразовательного, лексического и грамматического. Такой подход реализует в обучении принцип использования контекста в развитии речи, так как именно в нём смысловое содержание текста выражает себя системой языковых средств всех уровней и именно он предопределяет использование этих единиц языка, их структуру и взаимосвязь.

Уметь строить сочинение. Продумать план, выразительно начать, заинтересовать вступлением, ловко перекинуть мостик к основной части. Для каждой части сочинения- вступления, основной части, заключения- есть специальные фразы, предложения, образцы, которыми может воспользоваться глухой ученик. Вступление. На картине (полотне, холсте, рисунке) мы видим ... Художник на своем полотне изобразил(написал, отразил, исполнил) ... Внимательно посмотрим на картину ... При первом взгляде на картину ... Хочется поделиться своим впечатлением (чувством, ощущением) Основная часть. Теперь поговорим о главном. Переходим к описанию... На переднем плане картины изображено ... На втором плане мы видим ... Третий план (задний план) представляет собой . Заключение. Подводя черту (итоги,) Завершая описание, хочется отметить В конце мне хочется высказать своё мнение о ... Своё сочинение хочется закончить (завершить) ,.. Для развития монологической речи можно использовать следующие упражнения: Рассмотри внимательно картину. Составьте предложения на эту тему. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер). Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите главного героя картины, его внешний облик, лицо, волосы, одежду, позу, состояние. Составьте описание картины по опорным словам.
Предлагается примерный план анализа картин русских художников XIX–XX веков, который можно использовать на уроках русского языка. 1. Что изображено в картине? 2. Какое явление, событие изображает художник? Что составляет сюжет картины? 3. Какие изобразительные средства использует художник для выражения основной идеи произведения, для воплощения своего замысла? 4. Что характерно для композиции, колорита картины? 5. Что больше всего привлекает в картине? 6. Какие чувства, переживания вызывает картина? 7. В каких литературных и музыкальных произведениях изображается данный сюжет, мотив?

Автором разработаны следующие методические рекомендации для проведения сочинений по картинам в старших классах школ для глухих детей: Работа по описанию картины начинается с вступительной беседы. Учащиеся должны уметь самостоятельно рассматривать картину. Для лучшего понимания сюжета проводится беседа по её содержанию. Обязательно составляется коллективный план. Для осмысления содержания картины организуется словарно-стилистическая работа. В процессе этой работы используется толковый словарь или словарь искусствоведческих терминов. Возможен анализ искусствоведческого текста-образца. В помощь глухим детям можно дать образец готового сочинения по изучаемой картине. Сочинение по картине — сложная работа. Нужно описать не только то, что изображено, но и те впечатления, которые рождаются при созерцании картины. Без использования специальных понятий и терминов здесь не обойтись. Надо иметь представление об эпохе, в которой жил и творил художник (ведь она может проявиться на полотне), следует познакомиться с биографией самого создателя (ведь его жизнь может пролить свет на понимание произведения). Словом, чтобы сочинение получилось, нужно знать многое.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи....

Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ

В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....

Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»

Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»...

Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.

Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Развитие и коррекция связной монологической речи у обучающихся 2-4 классов с ЗПР посредством театрализованных игр.

Для полноценного формирования и развития связной монологической речи используются разнообразные методы, приемы, средства. Одним из эффективных средств является театрализованная игра....