Консультация для родителей по теме:"Развитие связной монологической речи, как один из факторов хорошего обучения в школе."
консультация (5 класс) по теме

ЛАЗАРЕВА ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА

Влияние развития связной монологической речи на обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной монологической речи, как один из факторов хорошего обучения в школе.

Цель:  Разъяснение  родителям  важности развития связной монологической речи у школьников. Что от ее сформированности   зависит успешное обучение в школе.

Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе. Адекватное восприятие и  воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои  суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного развития связной (диалогической и монологической) речи.

Монологическая речь  понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи,  особо выделяют такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность.

Монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее точно и полно передающие мысль говорящего. Особенность этой формы речи состоит в том, что её содержание заранее задано и предварительно планируется. Результатом речевой монологической деятельности является текст.

Выделяет основные характеристики текста: целостность и связность. Целостность текста в его тематическом единстве. Оно проявляется в заголовке, отражающем предмет высказывания или коммуникативную цель, которую преследует автор, в специальном отборе слов, связанных с темой .

Связность, как один из самых значимых признаков текста, характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. Связность устного речевого сообщения достигается за счёт использования лексико-грамматических и интонационных средств. К ним относятся: местоимения, союзы и союзные слова, частицы и формы глаголов, порядок слова, неполнота предложений, повторы отдельных лексических единиц, синонимы.

Тексты могут быть различными по своим функционально-смысловым характеристикам. Различают следующие типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это сообщение о событиях и явлениях, развёртывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно – эмоциональную окраску.

Описание не имеет сюжета и действующих лиц. В нём даётся перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. В художественном описании широко используются образные средства языка.

Рассуждение – в нём развивается и доказывается определённая мысль. По своей структуре и лексико-грамматическим средствам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи. Наряду с существующими различиями отмечается определённая общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребёнка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, в беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию. Устная монологическая речь может допускать неполноту высказывания и тогда, её грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

«Высказывание  служит как бы переходным «мостиком» от таких компонентов речевой деятельности, которые являются лишь формальными средствами построения осмысленной и целенаправленной речи, к тексту как содержательно – функциональному единству. Таким образом, высказывания следует понимать как наименьшую коммуникативную единицу, законченную со стороны содержания и интонации  и характеризуемую грамматической и смысловой структурой».

Часто называют высказыванием и краткий ответ на вопрос, и развёрнутый монолог. В каждом высказывании  выделяют  как бы три плана – «собственно предметный план, план смыслового содержания и план его языкового оформления».

Предметный план высказывания характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения действительности. Предметный план высказывания находит отражение в самих словах. Выбор слов, характер их использования отражают в то же время и тот смысл, который придаёт им  сам говорящий. Другими словами, «в характере используемых при говорении слов отражается и смысловой план высказывания».

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между членами предложения, логические и грамматические связи между предложениями, связь между членами предложения и законченность мысли говорящего.

Другая важнейшая характеристика развёрнутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановки, смешение разных рядов последовательности. Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания, отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, спланированному изложению мысли.

Все выше описанное влияет на успешное обучение в школе и общению как со сверстниками, так и с преподавателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи....

Развитие связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ

В статье систематизирован материал по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОВЗ....

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Развитие связной монологической речи глухих обучающихся

В работе раскрываются умения. которыми должны овладеть глухие школьники впроцеесе построения текста....

Развитие связной монологической речи как одно из направлений развития коммукативной компетентности.

Российская школа призвана не только формировать у молодого человека целостное представление о мире, но и воспитать его способным найти свое место в сложной системе экономического производства и общест...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи через пересказывание сказок».

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказываю, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками...