Конспекты занятий
план-конспект

Абдулова Вера Латиевна

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми 5 лет

Логосказка  « Как  лиса научилась  произносить звук С.                                                                     Разработала:   учитель-логопед Абдулова В.Л                                                                                                            

            Цели:

-Уточнение   артикуляции звука [c].

-Автоматизация звука [ с] изолировано, в слогах, словах, чистоговорках, стихах.

Задачи:

-Развивать умение выполнять глубокий вдох и плавный,  медленный         выдох.

-Воспитывать  нравственные качества.

Оборудование: мультимедийная  установка, макет леса, «Бабочки» - упражнение на дыхание, бумажные листочки и грибочки ,  зеркала, носовые платочки или салфетки.

Ход занятия

(Дети входят в зал, здороваются и садятся на стулья).

Логопед. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня я хочу предложить вам отправиться в гости к сказке. Вы хотите услышать сказку про лису, которая не могла произносить звук  [С] ? Тогда нам нужно отправиться  в сказочный  лес. Давайте встанем под мой волшебный зонтик, закроем глазки и  скажем  волшебные слова:  «Зонтик волшебный нам помоги  в сказочный лес нас отнеси». Вот и сказочный лес.

Посмотрите какой он красивый … Давайте присядем на пенёчки. Итак, вы готовы услышать сказку? Тогда слушайте и смотрите.

Логопед. Сказка про то, как  лиса не могла звук [С] произносить.

(Звучит музыка и на экране появляется изображенная опушка леса, а следом лиса)

Жила – была на лесной опушке лиса – рыжая краса.

И все – то у нее было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [ с]. Сидит она и плачет.

Вдруг видит, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.

(Появляются бабочки, и звучит голосовая запись)

Бабочки. Отчего плачешь, лиса – рыжая краса?

( Далее идет диалог лисы и бабочек.)

Лиса. Как же мне не плакать?...

Логопед. И рассказа лиса бабочкам про то, что она не умеет произносить звук [с].

Лиса. Не подШкажите ли бабочки, кто может научить меня звук  произноШить?

Бабочки. А ты сначала подуй на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно нам летать.

Лиса. А как же я подую, я ведь не умею. Кто же мне поможет?  

Бабочки. Может, дети тебе помогут?

Логопед. Вы поможете лисе подуть на бабочек? (да). Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку». Вдох, выдох. (Три раза)

(На подвеске висят «Бабочки» - упражнение на дыхание)

Бабочки. Спасибо вам, дети, и тебе, лиса! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научить тебя звук произносить, заяц поможет.

Логопед. Сидит лиса – рыжая краса, плачет, а навстречу ей зайка – попрыгай - ка  скачет.

(На экране появляется заяц)

Заяц. Здравствуй лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй зайка – попрыгай - ка!

Заяц. О чем плачешь, лисушка?

Логопед. И рассказа лиса зайцу про то, что не умеет звук [с] произносить.

Заяц. Кажется. я твоему горю помогу, но мне помощники нужны.

Лиса. А кто же это?

Заяц. Мои друзья.

Логопед. Ребята, но мы с вами  не сможем показать  лисе, как произносить звук [с], пока не выполним упражнения для язычка. (дети выполняют  комплекс артикуляционных  упражнений на свистяще звуки)

Логопед. Ребята, теперь подскажите зайчику, когда мы произносим звук [с] , губы, что делают? (Растягиваются в улыбку.) Язык вверху или внизу? (Внизу.)

Струйка воздуха где? (Посередине языка.). Возьмите зеркала и посмотрите, как выполняем это упражнение.

Заяц. Ну вот, лиса, делай так:

Язык широкий – ниже .

Кончик к нижним зубам – ближе:

Посередине языка – струйка воздуха.

Улыбнись  и посвисти,

Звук [с –с – с] произнеси!

Лиса.  С- с- с. Ах, какой красивый звук! Ребята, давайте вместе: с – с – с.

Заяц. Теперь с этим звуком ты можешь играть в игру «Насос».

(Логопед показывает картинку  «Насос»)

Выходит воздух из насоса и свистит: с – с- с.

Как свистит воздух? (Отвечают дети.)

Логопед. Убежал зайка по своим делам, а лиса сидит на лесной опушке , улыбается.

Лиса. Я так рада, так рада, что мне захотелось танцевать и играть. Вы хотите с поиграть в игру? (да).

Игра «По лесочку мы гуляем»

На полу в зале разложены искусственные осенние листочки, грибы, цветы. Дети двигаются по залу свободно.

По лесочку мы гуляем,            Двигаются врассыпную хороводным шагом.                               

Мы листочки собираем,          Подходят к листочку, останавливаются.

Вот – один,                                  Поднимают вверх один листок.

Вот – другой.                               Поднимают вверх другой листок.

Поиграем мы с тобой.              Покачивают поднятыми вверх листочками.

По лесочку мы гуляем,                Двигаются шагом врассыпную, затем

Мы грибочки собираем,             останавливаются.

Вот – один,                                      Показывают правой рукой на один грибок.

Вот – другой.                                  Показывают левой рукой на второй грибок.

Поиграем мы с тобой.                 3 взмаха указательным пальцем правой руки.

По лесочку мы гуляем                Двигаются врассыпную хороводным шагом.   

Мы цветочки собираем,            Подходят к цветку, останавливаются.

Вот – один,                                     Поднимают вверх один цветок.

Вот – другой.                                  Поднимают вверх другой цветок.

Поиграй, цветок, со  мной.        Покачивают поднятыми вверх цветами.

( Дети садятся на стулья, и на экране появляется волк.)

Волк. Здравствуй лиса – рыжая краса, отчего это ты улыбаешься?

Лиса. Как же мне не улыбаться, ведь не умела я произносить звук[с,] а зайчик и дети научили меня. А ты что такой грустный?

Волк. Я рад за тебя, а вот мне телеграммы пришли, да только прочитать  их  не могу.

Лиса. А может  дети тебе помогут?

Логопед. Вы поможете волку прочитать телеграммы?

(Логопед читает телеграммы, а дети повторяют)

Лиса. Получилось: СО,СА,СЫ.

Волк. Я понял: «На сову напала оСА, и летят еще оСЫ». Побегу скорей на помощь.

Логопед. Только лиса его и видела. Сидит лиса на опушке, видит, медведь идет, кусты к земле гнет, что – то тяжелое несет.

(Появляется медведь.)

Медведь. Здравствуй, лиса – рыжая краса.

Лиса. Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?

Медведь. Да вот картинки в лесу нашел, а что на них  нарисовано, не знаю.

Лиса. А ты их  детям покажи, они тебе подскажут.

Логопед. Вы поможете медведю  назвать картинки? Только четко выделяйте в словах звук [с].

(картинки показаны на экране)

Медведь. Спасибо вам за науку.

Логопед. Взял медведь свои картинки и потопал дальше, только лиса его и видела. Сидит лиса, думает о чем – то, вдруг слышит…

(Лиса слышит осу)

Лиса. Ой, я так боюсь осы, а вы ребята, боитесь? Если мы будем вместе громко произносить слова, оса испугается и улетит.

Повторяйте за мной:

СА – СА – СА – укусила в нос оСА.

СО –СО – СО – стал мой нос как колеСО.

СЫ – СЫ – СЫ – не боюсь  я злой оСЫ.

СУ –СУ –СУ – прогоняю я оСУ.

Давайте выучим эту чистоговорку. А теперь еще одна:

СА –СА – СА – вот летит оСА.

СЫ –СЫ –СЫ – не боимся мы оСЫ.

СУ –СУ – СУ – мы прогоним оСУ.

СА – СА – СА – улетай, оСА.

Логопед. Испугалась оса и улетела.

Лиса. Спасибо вам, ребята, за помощь, только настоящая дружба может преодолеть все трудности. До свидания друзья!

(Лиса уходит.)

Логопед. Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Ребята, вам понравилась сказка? Скажите , какой звук не умела произносить лиса? Вы хотите еще побывать в этом сказочном лесу? Тогда в следующий раз  вас ждет новая сказка. А теперь нам пора отправляться назад домой. Где наш волшебный зонтик? «Зонтик волшебный нам помоги, назад  в детский сад нас отнеси».



Предварительный просмотр:

Тема: «Весна в лесу» интегрированное логопедическое занятие с  инструктором по физической культуре.

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Весна» на основе

систематизации и обобщения знаний об этом времени года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

 Формировать практические навыки правильного употребления

относительных прилагательных.

 Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Коррекционно-развивающие

 Развитие  слухового внимания , чувства рифмы.

 Развитие пространственной ориентации движений, общей и тонкой

моторики, чувства ритма.

 Развитие  зрительно – двигательной координации с использованием нейропсихологических упражнений.

 Развитие мимики и пантомимики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные

 Формировать положительную установку на участие в занятии.

 Воспитание доброжелательности.

 Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  телевизор, стулья, картинки с изображениями примет весны, весенних цветов, картинки с изображениями животных , аудиозаписи,  прищепки, физкультурные оборудования.

Предварительная работа: Разучивание упражнений, гимнастики для глаз.

Ход занятия.

Организационный момент. Добрый день ребятам!

Добрый день птицам!

Добрый день улыбчивым лицам!

Подарите свои улыбки друг другу, а также нашим гостям.

Л о г о п е д.    Дети отгадайте загадку .                                                                                                                                   Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (весна)

Д е т и.  Весна.                                                                                                                                   Л о г о п  е д.  Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.                                                                                                                 

Ф и з.   и н с т у к т о р.  Ну что, готовы к прогулке? Путь  будет долгой и с препятствиями.

                 Ручеек

Тихо ручеек течет

Путь-дорогу не найдет,

Мы поможем ручейку

Путь пророем мы в снегу.

Солнце греет, тает снег

Ручеек продолжил бег.

Ну, пока, ручей, беги

Маме речке помоги.

Дети с физинструктором  выполняют упражнение «Течет ручей»

Л о г  о п е д.   Мы подошли к лесу.  Дети посмотрим  что же происходит весной в лесу?

Д е т и. В лесу еще кое-где лежит снег.      ( Слайд 1, 2)                                                                                      Л о г о п е д.  Почему ?                                                                                                               Д е т и.  Потому что много деревьев. Лучи солнца не могут  прорываться сквозь ветви.                                                                                                                            Л о г о п е д. А что поможет растопить снег? (солнышко, лучи солнца)

Д е т и.  Солнышко.

 Р е б е н о к.  Солнце яркое светило

И лучи вниз обронило.

Мы лучи все соберем,

Солнцу яркому вернем.

Л о г о п е д.  Ребята, чтобы растопить снег и прогнать зиму, нам необходимо помочь солнышку собрать все лучики. Но для этого нам надо сказать какое бывает солнце?

 Дети называют какое солнышко и пристегивают лучик-прищепку (яркое, ласковое, весеннее, теплое, лучистое, жаркое, ослепительное, блестящее, утреннее, красивое, радостное, ликующее, приветливое, желтое, щедрое).

Л о г о п е д.  Вот и засветило наше солнышко яркими лучами  и уже не стало снега  в лесу.             (Выставляется солнце)

Фи з и н с т у к т о р. Теперь мы можем продолжить свой путь. На поляне распустились весенние цветы. Чтобы к полянке перейти нужно все лужицы обойти.

Л о г о п е д.  Посмотрите, распустились первые цветы. (Слайд 3, 4)

- Ребята, давайте назовём какие весенние цветы, мы знаем? Подснежник, мать-и-мачеха.

-Как вы считаете, нужно ли рвать цветы? Почему? (Дети отвечают)

-Правильно, цветы рвать не надо. Если цветок сорвешь, он погибнет. Пусть цветы радуют всех красотой и летом, и весной.

Д ы х а т е л ь н а я    г и м н а с т и к а.

 Ах как вкусно пахнет! (глубокий вдох и на выдохе проговариваем фразу).

Л о г о п е д. Не только цветы просыпаются  весной но и насекомые. Также просыпаются многие животные после зимнего сна.. (Слайд 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14).

Некоторым  лесным  животным  весной бывает  не легко. Они после зимы исхудавшие, без силы и им нужна бывает помощь.

Ф и з и н с т р у к т о р   «Помоги перенести животное»

Л о г о п е д.  Все рады весне: и птицы, и звери, растения, и люди. И мы с вами тоже порадуемся                                                                                                                                                                                    

 Р е л а к с   слушание    п е н и е  п т и ц.

Л о г о п е д.   Весной в наши  леса прилетают  разные птицы. Как мы называем этих птиц?

Д е т и.   Перелётные птицы.  

Л о г о п е д. Назовитие перелетных птиц.

Л о г о п е д.  Правильно. Что делают птицы весной?

Д е т и.  Вьют гнёзда и выводят птенцов.  

                                                                                                                                                Игра « Без чего не может быть весны?»

Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без…(майских жуков).

Весна не может быть без…(проталин).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников).

Ф и з и н с т р у к т о р. Собирайся, детвора!  В детский сад идти пора пора!»

Логопед. Вот и заканчивается наше путешествие в весенний лес. Ребята, где мы сегодня побывали? О чем говорили?

-У вас на партах смайлики. Оцените свою работу.



Предварительный просмотр:

Разработка  интегрированного логоритмического  фронтального развлечения  в подготовительной группе  с детьми ФФНР.                                                                                                              Тема.  «Огородные истории»                                                                                           Подготовили и провели: учитель-логопед Абдулова Вера Латиевна, музыкальный руководитель Сайгина Ирина Евгеньевна.                                                                                    МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район РБ .

Неречевые цели:

- развитие оптико-пространственных представлений;

- развитие слухового внимания, памяти;

-регуляция мышечного тонуа;

- развитие координации  движений, чувства ритма;

- стимуляция активности;

- воспитание музыкального слуха.

Речевые цели:

- развитие продолжительного речевого выдоха;

- развитие интонационной выразительности;

- развитие мимической и артикуляционной моторики;

- активизация словаря по теме: «Овощи»;

Оборудование:  овощи ( муляж ), корзинка, картинка «Пугало».

                                                Ход занятия

Организационный момент

Л о г о п е д. Сегодня на обед наш повар решил приготовить щи и сделать винегрет, но он хочет чтобы вы ему помогли. Из чего можно приготовить щи и сделать винегрет. Какие продукты ему понадобятся?

Д е т и. Картошка, морковка…

Л о г о п е д. Правильно, ему понадобятся овощи. Где они растут?

Д е т и. На грядках в огороде.

Л о г о п е д. Вы хотите вместе со мной отправиться в гости к овощам?

Л о г о п е д. Прежде чем отправиться нам надо сделать упражнения для нашего язычка.

В огород с тобой пойдем  (оскал)                                                                                                           инструмент с собой возьмем    

Вот  лопата  (широкий язык на ниж.губе)    

Грабли здесь    (язык просовываем сквозь зубы)      

И корзинки тоже здесь (чашка)

Мы морковь копаем дружно (иголка)

Репу вырвать тоже нужно  (толстушки)

Про горох не забываем (часики)

Урожай мы собираем    

Л о г о п е д.  Вот теперь пора отправляться  в путь!

Упражнение на развитие пространственной ориентации в пространстве, координации движений.

Дети двигаются под музыку по залу в колонне по одному и проговаривают текст стихотворения, сопровождая его ритмическими движениями.

На ослике мы ехали -                  Дети идут, высоко поднимая ноги. Руки

Цок, цок, цок, цок.                        согнуты в локтях перед собой, кулачки

До угла доехали -                       «удерживают вожжи».

Цок, цок, цок, цок.

Сели на машины -                       Дети идут шаркающим шагом. Руки держат

Ш – ш – ш – ш .                            « рули».

Зашуршали шины –

Ш – ш – ш – ш .

На машине ехали –

Ш – ш – ш – ш

До реки доехали.

Ш – ш – ш – ш.

Тр-р-р! Стоп! Разворот!                Притопнуть ногой, повернуться кругом.

Не реке пароход!

Пароходом ехали,                       Пружинящие полуприседания, дети руками

К берегу подъехали.                   имитируют работу лопастей парохода.

Пароход не везёт.

Впереди огород.                                «Забор» -  дети встают шеренгой,    

                                                                  кладут руки на плечи соседей.

Вот и наш огород.

Осторожно иди!                           Дети двигаются «змейкой» по залу.

Овощи ты не помни!

                (по мотивам стихотворения И.П. Токмаковой

Л о г о п е д. Вот наш огород. Как здесь много овощей! Вы их узнали?

Развитие продолжительного выдоха.

Л о г о п е д.    Как под осень в огород

                         Собирается народ.

                         Здесь весною было пусто,

                         Летом – выросла…

Д е т и. Капуста.  (руки в стороны вдох,выдох «АХ!»)

Л о г о п е д.     Соберем сейчас в лукошко

Очень крупную …

Д е т и. Картошку. (руки верх потянуться вдох,выдох «ЭХ!»)

Л о г о п е д.    От дождя  земля намокла.

Вылезай, толстушка …

Д е т и.  Свекла. ( руки верх вдох, руки за голову выдох «УХ!»)

Л о г о п е д.    Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную…

Д е т и. Морковку. (руки на поясе прогнуться слегка назад вдох, выдох «ХА-ХО-ХУ, наклон правой рукой к левой  стопе, т.ж к левой»)

Л о г о п е д.     Помогает деду внук –

Собирает с грядок…

Д е т и. Лук. ( руки на поясе поворот туловища направо- вдох, выдох «К-К-К, т.ж. влево»)

Л о г о п е д. Нас встречает веселый оркестр.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед выкладывает овощи и поет песню, а дети отстукивают слоги деревянными ложками, выделяя ударный:

                          Ой, ребята, та-ра-ра!

                          В огороде  шум с утра.

                          Нас встречают  толстячок –

                          Крупный  гладкий  ка-ба-чок

                          И красавец  великан –

                          Темно –синий бак-ла-жан,

                          Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,

                         Важный  пе-рец  -  молодец,

                          Редь-ка, свёк-ла и то-мат.

                          Наша  грядка  просто  клад!

 Л о г о п е д.  Кто стоит там у забора?

                        Не Маланья, не Федора.

                        Что-то непонятное,

                        Не совсем приятное.

На фланелеграфе выставляется картинка «Пугало».

Упражнение на развитие быстроты, ловкости, координации движений.

Дети идут по кругу хороводным шагом. В центре – Пугало (ребенок)

Д е т и.         В огороде пугало,

                     Пугало стоит.

                     Огурцы нам Пугало

                     Рвать с грядки не велит.    (Пугало грозит детям)

              Шляпу нахлобучило.

              Рукавами машет,

              Плечиками двигает

              И как будто пляшет.

                            (Пугало выполняет движения в соответствии с текстом)

                    Мы тихонько подойдем

                    И огурчиков нарвём.

                             (Дети медленно подходят к Пугалу)

   П у г а л о.    Огурцы нельзя здесь рвать!

                          Я вас буду догонять.

                           ( Пугало догоняет детей)

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, плечевого пояса.

 М у з. р у к.   Вот какое пугало:

                         Из соломы голова,

                         Нарисованы глаза,

                         Руки, ноги – палки.

                         Пусть боятся галки.

Локти на уровне плеч, плечи  и предплечья напряжены, кисти расслаблены. Поворачивается вправо-влево, не отрывая ног от пола.

                        Руки уронили, покачали.

                        Как веревки они стали.

Л о г о п е д. А в огороде переполох! Все овощи готовятся к осеннему балу: прихорашиваются, умываются. Друг на друга поглядывают, себя хвалят.

                       

Зрительная гимнастика для глаз «Наша грядка»

       Раз, два, три, четыре, пять      Круговые движения глазами

       Будем овощи искать.

       Что растёт на нашей грядке?

       Огурцы, горошек сладкий,          Посмотрели вниз-вверх

       Там редиска, там – салат             Влево – вправо

        Наша грядка просто клад.           Поморгать глазами

               

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Л о г о п е д. Много овощей мы увидели в нашем огороде, а теперь

                      В огород мы пойдем, урожай соберем.

                                  Дети ходят по кругу, взявшись за руки.

Л о г о п е д. Мы морковку натаскаем?

Д е т и.         Натаскаем!  (Имитация действий)

Л о г о п е д. И картошки накопаем?

Д е т и.          Накопаем! (Имитация действий)

Л о г о п е д. Круглый, сочный, очень вкусный

                      Срежем мы кочан капустный?

Д е т и.          Круглый, сочный, очень вкусный

                       Срежем мы кочан капустный! («срезают кочан»)

Л о г о п е д.  Ребята, что за шум на грядке?  Да это же помидор безобразничает.

Л о г о п е д.  В огороде Помидор

Взгромоздился на забор.

Притворяется, негодник,

Будто сам он огородник.

Д е т и. Ай-ай-ай, помидор!

              Стыд тебе и позор!

Л о г о пе д. Возмутилась тетя Репа

Р е п а. Это глупо и нелепо.

       

Д е т и. Ай-ай-ай, помидор!

              Стыд тебе и позор!

Л о г о п е д. Крикнул дядя Огурец…

О г у р е ц. Безобразник! Сорванец!

Д е т и. Ай-ай-ай, помидор!

              Стыд тебе и позор!

        Л о г о п  е д.  Огорчился старый лук

Л у к.  Не люблю подобных штук.

Д е т и. Ай-ай-ай, помидор!

              Стыд тебе и позор!

       Л о г о п е д. Покраснел сорванец,

                 Устыдился наконец.

Помидор идет по кругу, опустив голову.

Л о г о п е д.  И скатился чин по чину

К огороднику в корзину.

Л о г о п е д. Мы трудились. Так устали! В корзинку урожай собрали.

 Ребята, наше путешествие подошло к концу!  Но нам пора возвращаться домой, ждут нас наши повара.

                                   

Звучит музыка «Урожай собирай» А. Филиппенко ,дети поют и  «уезжают»,выполняя движения топающим шагом.

                          Едем, едем мы домой  на машине грузовой.

                          Ворота открывай  едет с поля урожай!

                          Ой-да, открывай  едет с поля урожай!



Предварительный просмотр:

   МБДОУ КАЛТАСИНСКИЙ   ДЕТСКИЙ  САД  №1 «СОЛНЫШКО  МР КАЛТАСИНСКИЙ РАЙОН РБ

        

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ                      ТЕМА:»ТРИ   ПОРОСЕНКА  или  СТАРАЯ  СКАЗКА   НА  НОВЫЙ   ЛАД»

ПОДГОТОВИЛА:  УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД  АБДУЛОВА В.Л.

                                               

ЗАДАЧИ.

Коррекционно  - образовательные: закреплять  навык  согласования  числительного  «три»  с  существительным  в  косвенных  падежах, используя  пиктограммы;  активизировать  словарь; вводить  в  связную   речь конструкцию   «числительное   плюс  существительное» упражнять   в составлении  рассказа   по  пиктограммам;  закреплять   употребление   предлогов  (например, «между»)  в   самостоятельной  речи.        

Коррекционно-развивающее:  развивать   внимание, мышление,  зрительное  восприятие   с  помощью  упражнений по   ориентировке   на   прямоугольной  плоскости  доски,  мольберта.

Коррекционно -  воспитательная: продолжать   учить  взаимодействовать   в  паре  тройки.

МАТЕРИАЛ.   Кукла  рукавичка, изображающая   волка.  Магнитная   доска,  три  картонных  домика (соломенный, глиняный  и  из  прутьев), пиктограммы  падежей,  цифра  3, картинки  с   изображением  кастрюли, тарелки,  стакана, наборное   полотно, изображения   первого,  второго  и   третьего   этажей   дома,  картонные плоскостные  изображения  предметов мебели  ( по  три   шкафа,  стула,   кровати)на   магнитах,  цветные  изображения   чайника,  миски,  тарелки, по  три   фигуры  из  самоклеющейся   бумаги  на  каждого  ребенка, мольберты.

    Появляется   волк.        

Волк.      Здравствуйте,  ребята! Я  волк.  Пришел  к  вам  в  гости  и хочу  рассказать  сказку    на   новый  лад,  а   из  какой  сказки  догадайтесь?            Логопед  поет  фрагмент  песни  из  сказки  « Три  поросенка»  и

просит отгадать  из  какой это сказки?

Дети.  Это  из  сказки  «  Три  поросенка»

Логопед.   Ты  из  этой   сказки.

Волк.   Верно.   Какое  число   есть   в  названии  сказки?

Дети. Три.

Волк.  Сегодня  нам  все   время  будет  встречаться  цифра 3, поэтому  я   помещу  его  на  видное  место.

                     Логопед   выставляет   его   на  наборное   полотно.

Основная   часть.

Волк.  Наша   сказка   на  новый   лад,  то есть   она   отличается   от  той, которую   вы  знаете.

Поросята  жили  в   своих домиках.  Сколько их  было?

Дети.  Три.

Волк. Как  звали   поросят?  В  каких  домиках  они  жили?

Дети.  Их  звали  Ниф-Ниф,   Нуф-Нуф,   Наф-Наф.

         (Логопед  выставляет   на  магнитную  доску домики)

У   Ниф-Нифа был  домик  соломенный,  у  Нуф-Нуфа   из  прутьев,  а  у Наф-Нафа- глиняный.                                                                                                                  

           Логопед  поочередно  показывает   пиктограммы  винительного, предложного, дательного,  творительного   падежей. С   помощью  значка  фиксирует  внимание  детей  на  изменение  числительного «три»при  его  согласовании  с существительными  в  разных   падежах.

 1-ое   задание   по  пиктограмме

Логопед.  Сколько  домиков  вы  видите?

 Дети.  Мы   видим  три  домика.  

Логопед .  О  чем  мечтали  поросята?                                                                               Дети.  Поросята   мечтали  о  трех  домиках.

Логопед.  Чему  они  рады?                                                                                                             Дети.  Они  были  рады  трем  домикам.    

Логопед. Чем  они  любовались?                                                                                     Дети. Они  любовались  тремя  домиками.

Волк.  А  я  как   дунул  (дует),  так  и  сломал   все  домики. Ха-ха-ха!  Нет  у   поросят  больше  домиков.  Сколько   домиков  не  стало?

Дети.  Не  стало  трех  домиков.

Волк.  Жалко  вам поросят?

Дети.  Да  жалко.

Волк.  Тогда  выполните  три   мои   задания  и  вам  помогу  построить дом.

                       2-  ое   задание   по  пиктограмме.

                Логопед   поочередно   показывает  пиктограммы  дательного. творительного,  и  предложного  падежей.

Логопед.    Кому  вы  построите  дом?

Дети.   Трем  поросятам.

Логопед.   Кем  вы  любуетесь?

Дети.   Тремя  поросятами.

Логопед.   О  ком  вы  заботитесь.

Дети.  О  трех   поросятах.

  1.  ое  задание   волка

Волк.   Я так  проголодался, что чуть  не   съел поросят. Приготовьте-ка  мне обед.

Игра «   Поросята-поварята».

             Логопед  дает  по  одной  карточке (на  каждой  изображено  по  три  фрукта, овоща, яйца, рыбы) и  по  картинке  с  изображением  кастрюли,  тарелки  или   стакана.  Дети   подходят  к  наборному  полотну.

Логопед.  Что  у  тебя, Маша?

Маша. У  меня   три  яблока.

Логопед.  Что из  них  приготовишь?

Маша.  Я   приготовлю   сок.

Логопед.  Из  скольких  яблок  у  тебя   сок?

Маша. У  меня   сок из трех  яблок.  (вкладывает карточку   в   кармашек картинки).

            Аналогично  проводится  игра   с  остальными  детьми

Волк.  Спасибо за   угощение.  Теперь-то  уж  точно  я  не съем поросят.

Только   вот,   мне  почему-то  стало  слишком   жарко, наверно  оттого, что хорошо  поел.

Логопед.  Дети  давайте  подуем  на  волка ,  чтоб  охладился.

               Упражнение  на развитие  дыхания.

             2 –ое   задание  волка

Волк.   Сейчас   самое трудное  задание. Расскажите  о  домиках  и  поросятах  по  пиктограмме.

   Логопед выставляет   пиктограммы  падежей  на  наборное  полотно  или  раскладывает  на  столе.  Логопед  предлагает  разделиться  по  трое.  Первая  тройка  составляет рассказ о  домиках,   вторая- о  поросятах. 

            Один  ребенок  из   тройки  начинает, а  другие  продолжают.

Первая  тройка .  У  поросят  было  три  домика.  

                                       Мы  видим  три  домика.

        Они  рады трем  домикам.

        Они  любовались  тремя  домиками.

                              Поросята  мечтали о  трех  домиках.

Но   пришел  злой  волк,  подул,  и  не  стало  трех  домиков.

Вторая  тройка. Жили   были  три  поросенка.

                                   Мы   видим  трех  поросят.

                                   Все  рады  трем  поросятам,  потому  что они веселые.

                                   Все  в  лесу  любовались  тремя  поросятами.

                                   Волк  мечтал о трех поросятах, потому что хотел  съесть.

                                  Когда  он сломал домики, в  лесу  не стало трех  поросят.

Волк.   Хорошие  рассказы!   Вы  справились  с  моими  заданиями, и  дом   для  трех  поросят  готов.  Они  обрадовались и  стали  танцевать.  Потанцуйте  и вы!

       Разминка.  Дети  выполняют  физминутку.

Логопед.  У  поросят  новоселье.   Они   будут   спать  в   одной  большой комнате  .  Надо  расставить там   мебель.   Вот  план  этой  комнаты.      (указывает  на  магнитную  доску.)  У  них  всего  по  три:  три  стула,  три  стола,   три    дивана.

            Два  ребенка подходят  к  магнитной  доске и  расставляют  мебель.

Логопед  подчеркивает, что надо  называть   сразу  по  три  предмета.

1-й  ребенок.  Три  дивана  я  поставлю  на  левую   сторону  комнаты.

2-й  ребенок.  Три  стола  я  поставлю  с правой  стороны  комнаты.

3-й  ребенок.  Три    стула   я    поставлю  между  тремя диванами и   тремя  столами .

             Сюрпризный   момент.

Волк .   На  новоселье  обычно  дарят  подарки.  Давайте  и  мы  сделаем  подарки   трем  поросятам.   У  меня  есть  посуда.  Украсьте их.

      Дети  украшают  цветные  изображения  

Логопед.    «Чем  ты  украсил  чайник   (миску, тарелку).                                                                                                                        Дети  дают  полный  ответ:   «Я   украсил  чайник  тремя  кружочками.

                                                  Я  украсил  тарелку тремя цветами.

                                                   Я   украсил  миску  тремя рыбками.

                                                    Я  украсил чашку  тремя ромбами.

                                                    Я  украсил  блюдце тремя овалами.

                                                    Я  украсил молочницу тремя квадратами.                      Итог  занятия.                                                                                                                     Волк.  Какие  вы   молодцы.   Мы  подарили   посуду поросятам.  А  вы   заметили,   что   со  мной  произошло   во время  нашей  игры.                                          Дети.  Ты   стал  добрым.                                                                                            Волк.  Видите,  как  хорошо  делать  добрые  дела!                                                                                             Волк  прощается  с   детьми.  



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                        Цель: Закрепление навыков слогового анализа и синтеза через двигательную активность.

Задачи: Повышение мотивации детей к закреплению полученных навыков. Стимулирование двигательной активности.

- Совершенствование речеслухового анализатора.

- Закрепление навыков определения количества и последовательности слогов в слове.

- Развитие мелкой моторики.

- Воспитание командных межличностных отношений.

              Действующий персонаж. Слоговичок (взрослый).

Средства: Картонные пуговицы с названием команд (на каждого ребёнка, фишки со слогами(по, бе, ди, ла, друж, ба, шесть обручей, два комплекта цифр от 1-3, две корзины с игрушками, разрезные картинки с двумя слогами по теме «Одежда», контейнеры с наборами прищепок, магнитов, предметные картинки на каждого ребёнка, счётные палочки, дуги, таблицы со слогами для каждой команды, разрезные карточки с именами детей, 4 «кочки», магнитные доски, два мяча-хопа, набор больших предметных картинок, записи весёлой и ритмической музыки; «Тук, ток.»(муз. и сл. Е. и С. Железновых, «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

                     Ритуал начала «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки.

Воспитатель (тихо говорит). Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!

Дети прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.

А теперь послушаем вместе!

Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад.

Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- шаг вперёд, стук- шаг назад.

Воспитатель: Чтобы нам начать играть,

Надо гостя в зал позвать.

Выйдет к нам Слоговичок,

Когда услышит наш хлопок!

Слушайте внимательно и повторяйте за мной!                                                                                           Логопед отхлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм..

Звучит весёлая, музыка, входит Слоговичок.

Слоговичок.

Поскорее в круг вставайте                                                                                                                           И первый слог своего имени                                                                                                                      Мне называйте.

              Дети по очереди здороваются со Слоговичком за руку и называют первый слог своего имени и затем имя полностью. Слоговичок в центре круга «роняет» пуговицы  (по числу детей).

Слоговичок.

Слова к пуговицам пришил,

А теперь их уронил.

Подходи по одному,

Подними пуговицу мою!

Слоговичок предлагает каждому ребёнку взять по одной пуговице и разделиться на две команды согласно словам, которые написаны на пуговицах по слогам«Крепыш» и «Здоровячок».

Слоговичок. Название команды говорит о многом. Главное, что вы здоровые и сильные, а ещё умные и сообразительные.                                                                                                                          Я люблю играть с такими детьми, проводить с ними соревнования и эстафеты! Поэтому предлагаю немного размяться,

Играя со слогами, посоревноваться.

А я буду наблюдать                                                                                                                                         И победившей команде Слоговую фишку вручать.

Игровое соревнование «Сколько в слове слогов, посчитай и возле цифры его размещай».

Логопед  раскладывает по три обруча для каждой команды с цифрами 1,2,3 в центр, Возле команд ставит две корзины с игрушками (названия игрушек представляют собой одно-, двух-, трёхсложные слова).

Первые игроки берут из корзины игрушку, называют её, считают, сколько в ней слогов, добегают до обруча, цифра в котором соответствует количеству слогов, кладут в обруч игрушку и бегут обратно, передавая эстафету следующему. Побеждает команда, быстрее и правильно разложившая все игрушки. Слоговичок объявляет команду- победительницу и вручает её членам фишку со слогом ПО.

Игровое соревнование «Слоги скорее собирай, одежду на верёвке прищепкой прикрепляй».

Воспитатель предлагает гостям растянуть верёвку, возле которой ставит два контейнера с прищепками. Для каждой команды в обруч раскладывает разрезанные на две части картинки со слогами: юб-ка и т. д. (по числу участников).

От каждой команды бегут по два игрока, по слогам находят какой-то один предмет одежды и прищепкой прикрепляют соединенные части этой одежды к верёвке. Слоговичок объявлет команду- победительницу и вручает фишку со слогом БЕ.

Игровое соревнование «Картинку открывай, первый слог слова из счётных палочек собирай».

Воспитатель предлагает командам пройти к столам, на котором разложены предметные картинки и счётные палочки (по числу участников).

Игроки команд открывают картинку, называют слово, изображённое на картинке, и из счётных палочек выкладывают первый слог словаСлоговичок объявляет команду- победительницу и вручает фишку со слогом ДИ и предлагает отдохнуть, встав в общий круг.

Звучит песенка Е. и С. Железновых «Тук, ток.»

Дети поют песенку и выполняют движения по тексту.

Игровое соревнование «По болоту прошагай, своё имя собирай».

Игроки берут по две «кочки». Напротив ставит две магнитные доски, два контейнера с магнитами и стол с разрезанными на слоги карточками с именами детей. «Представьте, что кругом болото. Перекладывая «кочки», вам надо добраться до стола и собрать своё имя, затем вернуться и передать эстафету следующему. Главное - не упасть в болото». Слоговичок вручает победившей команде слог ЛА.

Игровое соревнование «Через туннель пролезай, спрятанные слова называй».

Напротив каждой команды размещается туннель. На магнитные доски воспитатель прикрепляет слоговые таблицы. Вся команда друг за другом пролезает через туннель и за определённый промежуток времени находит спрятанные слова в слоговой таблице.

Гости записывают слова на лист бумаги. По истечении времени читают найденные слова каждой команды. Побеждает команда, нашедшая больше слов. Слоговичок вручает фишку со слогом ДРУЖ.

Игровое соревнование «Ловко прыгай, не зевай, слова на слоги разделяй!».

Первые игроки команды берут мячи-хопы. Логопед  с предметными картинками встаёт напротив команд. «Как только я покажу картинку, первые игроки прыгают вперёд на мяче столько раз, сколько слогов в слове, изображённом на картинке, после этого возвращаются в команду и передают хоп следующим игрокам. Вторая пара ждёт, пока я не покажу другое слово, изображённое на картинке. Для каждой пары игроков картинка меняется. Слоговичок будет наблюдать, чья команда правильно делит слова на слоги и быстро, ловко прыгает на мяче».После соревнования Слоговичок объявляет команду- победительницу, вручает ей фишку со слогом БА.

Слоговичок. А теперь будем определять победителя. Подсчитайте свои фишки. Молодцы! Считать умеете, а сейчас объедините свои фишки и прочитайте фразу.

Дети складывают фишки со слогами и читают фразу«Победила дружба».

Воспитатель вместе с детьми произносит речёвку:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята- дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Слоговичок.

Хорошо спортивным быть И с ребятами дружить!

Вместе весело играть,

По слогам уметь читать,

Бегать, прыгать, танцевать!

Звучит песня «Настоящий друг». Слоговичок и дети танцуют.

                                                                                                              Утверждаю

Заведующий МБДОУ Калтасинский д/с №1

«Солнышко» МР Калтасинский  р/н РБ

_____________  Г.С.Саетгареева

Конспект открытого занятия

Тема.  «СЛОГОВИЧОК»

                                                                                                                             Подготовила:учитель-логопед

Абдулова  В.Л.

2016-2017 уч.год



Предварительный просмотр:

     

Интегрированное открытое занятие в подготовительной группе «Возвратим зиме память».  Подготовили:  воспитатель Белянцева И.Р., учитель-логопед Абдулова В.Л.                                                                                                                                                         Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

  • Развивать познавательную и речевую активность.
  • Развивать мелкую и общую моторики; ловкость быстроту реакции, совершенствовать двигательную активность детей.
  • Активизировать и обогащать словарь по теме.
  • Формировать грамматические знания.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память.
  • Воспитывать умение действовать в команде, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: картинки по теме «Зима», загадки, картинки с изображениями птиц (перелётных и зимующих), мольберты с листами бумаги, разрезные картинки (9 частей-дракон),  медальки для награждения

В викторине участвуют две команды по 5 детей каждая.

Викторину проводят воспитатель, логопед.

Викторину оценивает жюри — из состава педагогического коллектива детсада. Каждый член жюри получает оценочный лист.

Зал оформлен рисунками детей, аппликациями на зимнюю тему.

Ход викторины:

Воспитатель: 

Логопед: - Ребята, к нам пришли гости давайте поздороваемся с ними. Давайте встанем в круг. Сегодня у нас будет необычное занятие.

 Как вы думаете о коком времени года было это произведение? Правильно о зиме. Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме. А тему викторины вы узнаете, когда прослушаете музыку.  

    Пословицы.

Зимой морозы , а летом грозы.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Осень богата хлебом, а зима снегом.

Любишь кататься, люби саночки возить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь - году начало, а зиме середина.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

У февраля два друга-метель и вьюга.

Зима без снега-лето без хлеба.

Мороз ленивого за нос хватает.

Спасибо мороз, что снега нанес.

Шубе верь, а погоде не верь.

Береги нос в большой мороз.

Солнце на  лето, а зима на мороз.

Сугроб да вьюга, два друга.

                                           И так тема нашей  викторины «Возвратим зиме память» будет посвящено времени года зима.

А для начала ребята давайте мы потренируем наши язычки и выполним артикуляционную гимнастику «Зимушка – зима»

Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь давайте разделимся на две команды. Для этого предлагаю вам наугад вытащить из корзины геометрические фигуры. У кого треугольники, ваша команда будет называться «Льдинки», встаньте в одну сторону, а у кого круг ваша команда будет называться «Снежинки», вы встаете  в другую сторону. Выберете одного капитана в своей команде. А оценивать вас будет жури, наша заведующая Т.А и методист Р.Г. За каждый выигранный конкурс вы будете получать один балл. Соответственно чья команда соберет больше баллов, та и победила. Все понятно ребята? Ну тогда начнем.

1. Конкурс называется  «Скажи какой».

Сейчас команды представляют себя, называя «красивыми» словами, Итак, команда Льдинки! (хрупкие, большие, маленькие, бесцветные, твёрдые и т.д.).

Команда Снежинки: (лучистые, пушистые, серебристые, белые, сквозные, вырезные, холодные, лёгкие, красивые и т.д.).

 

Логопед: 2. Конкурс  называется отгадай загадку.

Каждая команда по очереди будет задавать загадки своим соперникам. А вы должны будете отгадать их. Слушайте внимательно.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как  положишь на ладонь. (снег)

Какой это мастер

На окна нанес

И листья, и травы

И заросли роз .(мороз)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры –

Помчались с горы.(санки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Два коня у меня два коня

По воде они возят мена.

А вода- то тверда,

Словно каменная.(коньки,лед)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,                                                                                                                 Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

Без рук , без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

Гуляет в поле,

Летает на воле,

Вдоль села пробегает                                                                                                                                                   Сугробы наметает. (метель)

Он веселый и смешной,

На дворе стоит с метлой.

Терпеливый, нежный

Потому что снежный,

Лучше всех на свете , его любят дети.(снеговик)

Две  новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.(лыжи)

Воспитатель: 3 Конкурс капитанов. В конвертах лежат по шесть картинок, на которых изображены предметы, нужные зимой и летом (самокат, велосипед, сачок, ракета, кормушка, лопата, валенки, рукавицы, лыжи, санки).

          Капитаны должны выбрать только те картинки, на которых изображены предметы, нужные зимой. Рассмотрите все картинки и по очереди назовите их и объясните для чего они нужны зимой

Логопед: 4 конкурс называется «Перелётные и зимующие птицы»

- Осенью ребята, перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались, какие? Правильно, зимующие, И так задание: выбрать из предложенных картинок, которые лежат на столе, только зимующих птиц, назвать их и расположить их на магнитной доске. А мы потом проверим, как вы справились с заданием. Закончили.  А теперь внимание на экран, смотрим правильный ответ.

Воспитатель: А сейчас ребята предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть  в игру «Снежки».

- Команды выстраиваются в две колонны. Перед вами стоят корзины, вам нужно так бросать снежки, чтобы они все оказались в ведерке, подбирать с пола снежки нельзя! Побеждает та команда, у которой в ведерке окажется больше снежков. 

Логопед: Следующий конкурс называется «Символ года» (пазл-дракон)

Воспитатель даёт детям задание: необходимо сложить пазл из 9 частей по теме «Символ года». Каждая команда выполняет задание за отдельным столом.

Конкурс № 5 «Знаете ли вы зиму?»

Воспитатель. - Я буду задавать вопросы про зиму по очереди каждой команде (по 3 вопроса). Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

а) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

б) За каким временем года наступает зима? (за осенью)

а) Назовите, признаки зимней погоды? (холодно, вода превращается в лед, дни стали короткие, ночи длинные)

а) Назовите самый первый месяц зимы? (декабрь)

б) Самый короткий зимний месяц? (февраль)

   Конкурс  №6  «Скажи наоборот»   (пособие мяч)

       В этом конкурсе должны  закончить начатую фразу.

Команда. «Сосулька»

1.Зима морозная, а лето… (жаркое),

2.Снеговик тяжёлый, а снежинка ….,(легкая)

3.День летний – день …. (зимний),

4.Солнце летом ярко светит, а зимой ….,(тускло)

5.Большой снеговик - … снеговик, (маленький)

6.Тонкий лед - …. Лёд (толстый)

7.Много снега- …снега (мало)

Команда «Снежинка»

1. Зимой короткий день, а летом… (длинный)

2. Зверям голодно зимой, зверям летом …(сытно)

3. Летом идет дождь, а зимой  …(снег)

4. Заяц летом серый, а зимой ….(белый)

5. К зиме вода в речке  застывает, а весной …(тает)

6. Летом люди одевают летнюю одежду, а зимой …(зимнюю)

7.Скажу я слово высоко, а ты ответишь …(низко)

На этом наша викторина окончена. Вы все большие молодцы! Подведение итогов. Жюри объявляет результаты. Игрокам команд вручаются медали. Независимо от результатов все участники получают сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....