Программа коррекционных занятий
рабочая программа
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается коррекция присущих детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности, развитие творческого потенциала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ПМПк Протокол №____ «_____» _____________2021г. | Приложение № Согласовано заместитель директора _______ Е.В.Николаенко «___»__________2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Бакриной Юлии Юрьевны
учителя-дефектолога
по коррекционному курсу «36 занятий для будущих отличников»
(Развитие высших психических функций)
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
8 класс
2021 - 2022 учебный год
Содержание рабочей программы
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Характеристика коррекционного курса | 4 |
3 | Место коррекционного курса в учебном плане | 4 |
4 | Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса | 4 |
5 | Содержание коррекционного курса | 4 |
6 | Тематическое планирование | 6 |
7 | Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | 9 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «36 занятий для будущих отличников» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС О УО (ИН)).
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"».
4. Адаптированной общеобразовательной программой обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6».
Цель: расширение представлений об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развитие высших психических функций и познавательных процессов (внимание мышление, восприятие и память;
- развитие мелкой и крупной моторики;
-развитие слухоголосовой координации;
Образовательные:
- формирование особенностей эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии признаков и свойств;
- формирование умения наблюдать сравнивать, выделять существенные признаки предметов, явлений;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
Воспитательные:
- воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
- воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
При проведении занятий используются такие методы как игровой наглядный схематический, практический.
Приемы: обобщение, повторение, изучение нового материала, закрепление.
Интегрированные занятия из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики окружающего мира. Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом.
Программа обеспечивает развитие психических качеств и познавательных потребностей обучающихся.
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекщионно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
2. Характеристика коррекционного курса
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается коррекция присущих детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности, развитие творческого потенциала.
Программа предусматривает развитие через обучение, игру, музыку, движение, развитие мелкой моторики, изобразительную деятельность и т.д. в процессе деятельности вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Учитывая быструю утомляемость склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену деятельности, переключение обучающегося с одной формы деятельности на другую. Особенностью работы является тщательная дозировка знаний и речевого материала. Одновременное усложнение задания и материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми. На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.
Место коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой школы, рабочая программа по коррекционному курсу коррекционно- развивающие занятия «36 занятий для будущих отличников» в шестом классе рассчитана на 35 часов в год из расчѐта 1 час в неделю Коррекционный курс «36 занятий для будущих отличников» включен в обязательную часть учебного плана АООП .
- Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Познавательные: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Содержание тем учебных занятий
1. Слово о Родине. («Расшифруй тему», «Стрелка- помощница», «Соедини начало и конец»)
2. В кругу семьи («Расшифруй пословицы», «Нарисуй герб своей семьи»)
3. Продолжаем разговор о семье ( «Что изменилось?», «Как кого зовут?»)
4. Все мы люди разные («Стрелка-помощница», «Расшифруй пословицу», «Кроссворд»)
5. Дело было в лукоморье «Узнай героев», «Расшифруй название сказки»)
6. В космическом пространстве («Расшифруй тему», «Разминка», «Игра в слова»)
7. Старичок – боровичок («Расшифруй правило грибников», «Рисуем по клеточкам», «Найди все предметы на рисунке»)
8. Продолжаем осматривать владения старичка-боровичка («Закончи предложение», «Отгадай загадки», «Найди лишнее слово»)
9. Кот в мешке («Найди ошибку», «Дострой фразу», «Разбей предметы на группы»)
10. Поговорим о поведении («Расшифруй фразу», «Рисуем пол клеточкам»)
11.. Литературная угадайка (1 вариант)
12. Литературная угадайка (2 вариант)
13. Береги здоровье («Расшифруй фразу», «Правда ли?», «Поиск»)
14. О воде («Расшифруй тему», «Отгадай загадки», «Разгадываем ребусы»)
15. Спешим на помощь Кузе («Навести порядок в словах»)
16. Поэтическая карусель («Продолжи», «Путаница», «Подбери рифмующиеся слова»)
17. Арт-студия («Я не артист, я только учусь»)
18. Зима в загадках («Расшифруй загадку», «Раздели слова на группы»)
19. Подарки от Деда Мороза («Глаз- фотограф», «Сказочные задания», «Прочти слово»)
20. Что мы знаем о деревьях («Догадайся»)
21. Поговорка-цветочек, пословица-ягодка («Разминка», «Газетные заголовки», «Узнай пословицу по двум предметам»)
22. «Репка» на новый лад («Рисуем кошку», «Главная мысль сказки»)
23. Любопытные факты из жизни животных («Расшифруй название животного», «Поиск»)
24. Школа искусств («Расшифруй имя литературного героя»)
25. Спешим в школу искусств («Тест», «Будь внимателен!»)
26. Куклы в нашей жизни («Узнай по описанию», «Найди лишнюю куклу»)
27. Золотой дождь («Глаз-фотограф», «Расшифруй слова»)
28. Лента занимательных заданий («Восстанови загадку», «Мы-художники»)
29. Клуб любителей Русского языка («Подбери синоним», «Найди лишнюю пословицу»)
30. В царстве лешего («Каждой отгадке-пару»)
31. Геометрический калейдоскоп («Будь внимателен», «Загадалки»,»Шифровалки»)
32. Магазин головоломок. Отдел кулинарии («Готовые блюда», «Реши вкусные задачи», «Что изменилось?»
33. В поисках цветка папоротника («Рисуем по клеточкам», «Расшифруй пословицу»)
34. На войне, как на войне («Запомни пары слов», «Общее название»)
35. Прощальная игротека («Определи профессию», «Рисуем по клеточкам»)
Итого 35ч.
- Тематическое планирование
№ | Тема | Основные виды деятельности | План | Факт | Примечание |
Слово о Родине. | Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины | ||||
В кругу семьи | Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, разгадывать ребусы. Различать опасность, контролировать себя. | ||||
Продолжаем разговор о семье | расшифровывать слова, восстанавливать загадку, Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте | ||||
Все мы люди разные | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует.Уметь правильно вести себя во время пожара , не паниковать | ||||
Дело было в лукоморье | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией | ||||
В космическом пространстве | Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах | ||||
Старичок - боровичок | Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на солнце, во время грозы. | ||||
Продолжаем осматривать владения старичка-боровичка | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. | ||||
Кот в мешке | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. Знать и применять правила безопасного поведения на льду, | ||||
Поговорим о поведении | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания | ||||
Литературная угадайка | Активно участвовать в литературных играх | ||||
Береги здоровье | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам | ||||
О воде | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам | ||||
Спешим на помощь Кузе | Активно участвовать в интеллектуальных играх | ||||
Поэтическая карусель | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. Соблюдать ПДД. | ||||
Арт-студия | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. Соблюдать ПДД. | ||||
Зима в загадках | Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, читать криптограмму. Соблюдать ПДД. | ||||
Подарки от Деда Мороза | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. Соблюдать ПДД. | ||||
Что мы знаем о деревьях | Разгадывать головоломки, играть в логические игры. | ||||
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, , рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка | ||||
«Репка» на новый лад | Инсценировать сказку «Репка» на новый лад | ||||
Любопытные факты из жизни животных | Разгадывать головоломки, играть в логические игры. Правильно вести себя при встрече с бездомными собаками | ||||
Школа искусств | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам | ||||
Спешим в школу искусств | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии,. Уметь применять правила обеспечения сохранности личных вещей на практике | ||||
Куклы в нашей жизни | Готовить мини проекты «Куклы». Правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми | ||||
Золотой дождь | Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет. | ||||
Лента занимательных заданий | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму. Соблюдать ПДД | ||||
Клуб любителей Русского языка | Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку. Знать как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. | ||||
В царстве лешего | Играть в игры на развитие внимания, памяти, мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. Соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами | ||||
Геометрический калейдоскоп | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать. Соблюдать ПДД | ||||
Магазин головоломок. Отдел кулинарии | Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._ | ||||
Магазин головоломок. Отдел флоры, фауны | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд | ||||
В поисках цветка папоротника | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» | ||||
На войне, как на войне | Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, Раскрашивать картинки по заданию. Соблюдать ПДД на загородной дороге | ||||
Прощальная игротека | Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд. Раскрашивать картинки по заданию |
7. Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия | Учебно-методическая литература | Демонстрационные и печатные пособия | Технические средства обучения |
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей . Методическое пособие, | Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях - М.: Издательство РОСТ, 2011. | Компьютер Презентационное оборудование: экран, проектор. Цифровой носитель с мультимедийными презентациями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...

Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...
Программа коррекционных занятий "Рукоделие": "Сувениры своими руками"
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (умственной отсталостью)...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)
Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...
