Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Шамсутдинова Светлана Николаевна

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsionnykh_zanyatiy_7_a_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ СОШ п.Нивенское Багратионовского района Калининградской области

                                                                                                    Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                      Директор школы ___________Г.Г. Граховская                                  

                                                                                      «____»  августа 2013 года

Рабочая программа

 

«Коррекционные занятия по русскому языку»  

7 «А» класс

        35 часов

 Составлено на основе программы для специальных (коррекционных) классов VII вида

                                                                                                  Составила:

                                                                                                                   учитель русского языка                        

                                                                                                                   Шамсутдинова С.Н     

                                                                         

                                                                                 

                     
                                                                       Рассмотрено на заседании МО                                                                        
                                                        Руководитель МО______________ Н.К.Журавлёва

                                                                                 «___ »  августа 2013 года                                                                                                                                


                               Согласовано

Зам.директора  по УВР____________ Т.А. Корнева

                  «____ »  августа   2013 года

 

        2013-2014

                                            Пояснительная записка.

         Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в  7 «а» классе, в котором ведется обучение по программе с(к)к VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и  речевому  развитию в целом.

Задачи.

Образовательные:

  1. Посредством формирования  и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания  и навыки, которые имеются  у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность учащихся.
  2. Развивать  общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
  3. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
  4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
  2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

                В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся   к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:

  • беседа по знакомой ребенку теме;
  • устные и письменные диктанты;
  • выполнение заданий по словесной инструкции;
  • списывание с образца;
  • составление образца по элементам;
  • обследуется речь ребенка.

План занятий с группой включает в себя:

  • восполнение пробелов предшествующего развития;
  • коррекция дефекта;
  • подготовка ребенка к усвоению программного материала.

        Характеристика класса

        Класс состоит из 20 (10 девочек и 10 мальчиков) учащихся с ОВЗ (19 чел. – VII вид, 1 чел. -  VIII вид.), которые имеют отклонения в развитии познавательной деятельности. 19  учащихся 7 «а» класса овладевают общеобразовательной программой, но при этом используются особые методы их обучения, 1 учащийся обучается по программе с(к)к 8 вида.

          Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:  

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Упрощенные задания на дом.
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
  • Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упрощенных упражнений
  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Разрешение переделать задание, с которым  учащийся не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

          Материал    урока    отбирается    в    зависимости    от    имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание    уделяется  предметно-практической        деятельности.    

         Содержание   занятий   максимально   направлено на  развитие ученика.   На занятиях  используются различные виды практической    деятельности.

         Действия    с    реальными предметами, использованием наглядно- графических схем и т. п. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных   представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

           При работе с каждым типом упражнений, заданий  целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий.  Часть занятий проводится в игровой форме. Этим   поддерживается постоянный интерес к занятиям.

          При проведении игр и упражнений   исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки  проявляется в форме помощи.

          Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

         Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

            Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:

        1.  Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

         Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся  по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно–практической деятельности учащихся: работе по схемам,таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

        2.Пропедевтика изучения трудных тем.

         Некоторые темы, включенные в содержание программы  требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

         3.Восполнение пробелов в знаниях.

          В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

       4. Развитие речи.

        Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,  формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

                                           

                                           Содержание программы.

                                                           (35 часов)

1.Формирование и развитие грамматико-аналитических и орфографических навыков.

     Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Работа с грамматическими справочниками, словарями. Самостоятельное составление простейших схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи.

2.    Пропедевтика изучения сложных тем.

      Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

3. Восполнение пробелов в знаниях.

      Основные орфограммы существительных, прилагательных, глаголов. Знаки препинания в сложном предложении и при прямой речи.

Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

4. Развитие речи.

      Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда».

           Упражнения в построении текста-рассуждения, в умении аргументировать свои высказывания.

           Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.

     

Примерное распределение часов

I

   четверть

II

   четверть

III

   четверть

IV

    четверть

Формирование  и развитие грамматико-аналитических и пунктуационных

 навыков.

3

2

4

2

Пропедевтика изучения сложных тем.

1

2

2

2

Восполнение пробелов в знаниях

3

1

2

2

Развитие речи

2

2

3

2

Итого

9

7

11

8

Всего

35 часов.

   

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

 

                    Учащиеся должны знать:

- способы группировки орфограмм по основным признакам;

- виды грамматических справочников, их назначение;

- определения основных орфографических и пунктуационных правил;

- обосновывать свои ответы и приводить примеры.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

- дифференцировать части речи;

- целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.

       Кроме этого, должно просматриваться продвижение каждого учащегося по результатам индивидуальной работы. Результаты продвижений фиксируются педагогом.

                                         По развитию речи:

- строить текст - рассуждение:

- аргументировать свои высказывания;

- уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;

- выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся 

1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.

  1. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.

3.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.

4.Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,перераб.- М.: Русский язык, 2008.

5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

6. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

8.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

9. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

10. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.  В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 2007.

12. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.ЛадыженскойЛ.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

13.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2008.

14.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 3-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2009.

Для учителя:

1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.

2.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.

3. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1

4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

5.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.

6.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.-М.: Дрофа,2011г.

7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2009.

8. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2009.

10. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод.рекомендации к учеб. для  7кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-  М.: Русский язык, 2008.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

13. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен, 2008.

                             Тематическое планирование

  № урока

   Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы и методы контроля

  Сроки

Приме-  чания

1

Орфографические правила и орфограммы.

1

Комбинирован.

беседа, работа   с таблицей

03.09

2

Орфограммы, их группи-ровка по опознавательным признакам

1

Комбинирован.

беседа, состав-ление таблицы

10.09

3

Виды грамматических справочников, их назна-чение.

1

Комбинирован.

Заполнение таблицы, работа со словарями

17.09

4

Пунктуационные правила.

1

Комбинирован.

 Беседа,  
    ребусы

24.09

5

Определение основных орфографических и пунктуационных правил

1

Комбинирован.

Беседа, выполнение упражнений

01.10

6

 Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов.

1

Комбинирован.

составление схем, алгоритмов

08.10

7

Расширение словарного запаса по теме «Черты характера человека»

1

Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

сочинение

15.10

8

Художественный стиль речи.

1

Комбинирован.

работа

с текстами

22.10

9

Дифференциация частей речи.

1

Комбинирован.

составление таблицы

29.10

10

Упражнения в дифферен-циации частей речи.

1

Комбинирован.

работа с текстом

12.11

11

Разноспрягаемые глаголы

1

Комбинирован.

беседа

19.11

12

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Комбинирован.

таблица

26.11

13

Причастия, их отличи-тельные черты.

1

Комбинирован.

выполнение упражнений

03.12

14

Тип речи: описание

1

Комбинирован.

анализ текстов

10.12

15

Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

1

Комбинирован.

выполнение  упражнений по образцу

17.12

16

Правописание гласных в суффиксах причастий

1

Комбинирован.

беседа, работа в парах, редактирование текста

24.12

17

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном   обороте.

1

Комбинирован.

составление простейших схем

31.12

18

Деепричастия, их отличи-тельные черты

1

Комбинирован.

беседа

19

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном   обороте.

1

Комбинирован.

составление простейших схем

20

Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

1

Комбинирован.

выполнение упражнений

21

Основные орфограммы существительных

1

Комбинирован.

Сканворды, ребусы

22

Основные орфограммы прилагательных

1

Комбинирован.

 Составление алгоритмов

23

Расширение словарного запаса по теме   «Описание внешности человека»

1

Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

сочинение

24

Основные орфограммы  глаголов

1

Комбинирован

составление   таблицы

25

 Знаки препинания в сложном предложении  

1

Комбинирован

работа

с текстом

26

Знаки препинания   при прямой речи.

1

Комбинирован

работа

с текстом

27

Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

1

Комбинирован

беседа

28

Тип речи: повествование.

Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда».

1

Комбинирован

Работа с текстами

29

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

Комбинирован

Выполнение упражнений

30

Правописание гласных в окончаниях глаголов.

1

Комбинирован

составление таблицы, редактирование текста

31

Тип речи: рассуждение

1

Комбинирован

беседа

32

Построение текста-рассуж-дения.

1

Комбинирован

построение текста

33

Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

1

Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

работа по карточкам

34

Правила нахождения в словах изученных  орфо-грамм, обоснование их выбора

1

Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

работа с текстом в парах.

35

Правила составления и разгадывания ребусов, кроссвордов.

1

Комбинирован


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

Рабочая программа индивидуальных занятий по русскому языку для 9 класса

Индивидуальные занятия по русскому языку для 9 класса (подготовка к ГИА в новой (тестовой) форме)...

Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»

Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для 6 классов

Рабочая прграмма факультативного курса по русскому языку для 6 классов.34 часа...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...

программа коррекционных занятий по русскому языку

Программа может быть использована при проведении коррекционных занятий по русскому языку (вариант 7.2)...

Коррекционное занятие по русскому языку в 9 классе.

Коррекционное занятие по русскому языку: « Правописание Ь знака в различных частях речи». Учитель  русского языка и литературы — Шиманская Елена Михайловна. Примерный ...