Главные вкладки

    Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
    рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

    Шамсутдинова Светлана Николаевна

    Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_korrektsionnykh_zanyatiy_7_a_klass.doc129.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     МБОУ СОШ п.Нивенское Багратионовского района Калининградской области

                                                                                                        Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                          Директор школы ___________Г.Г. Граховская                                  

                                                                                          «____»  августа 2013 года

    Рабочая программа

     

    «Коррекционные занятия по русскому языку»  

    7 «А» класс

            35 часов

     Составлено на основе программы для специальных (коррекционных) классов VII вида

                                                                                                      Составила:

                                                                                                                       учитель русского языка                        

                                                                                                                       Шамсутдинова С.Н     

                                                                             

                                                                                     

                         
                                                                           Рассмотрено на заседании МО                                                                        
                                                            Руководитель МО______________ Н.К.Журавлёва

                                                                                     «___ »  августа 2013 года                                                                                                                                


                                   Согласовано

    Зам.директора  по УВР____________ Т.А. Корнева

                      «____ »  августа   2013 года

     

            2013-2014

                                                Пояснительная записка.

             Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в  7 «а» классе, в котором ведется обучение по программе с(к)к VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и  речевому  развитию в целом.

    Задачи.

    Образовательные:

    1. Посредством формирования  и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания  и навыки, которые имеются  у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательную активность учащихся.
    2. Развивать  общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
    3. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
    4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
    2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

                    В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся   к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:

    • беседа по знакомой ребенку теме;
    • устные и письменные диктанты;
    • выполнение заданий по словесной инструкции;
    • списывание с образца;
    • составление образца по элементам;
    • обследуется речь ребенка.

    План занятий с группой включает в себя:

    • восполнение пробелов предшествующего развития;
    • коррекция дефекта;
    • подготовка ребенка к усвоению программного материала.

            Характеристика класса

            Класс состоит из 20 (10 девочек и 10 мальчиков) учащихся с ОВЗ (19 чел. – VII вид, 1 чел. -  VIII вид.), которые имеют отклонения в развитии познавательной деятельности. 19  учащихся 7 «а» класса овладевают общеобразовательной программой, но при этом используются особые методы их обучения, 1 учащийся обучается по программе с(к)к 8 вида.

              Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:  

    • Поэтапное разъяснение заданий.
    • Последовательное выполнение заданий.
    • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
    • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
    • Близость к учащимся во время объяснения задания.
    • Перемена видов деятельности
    • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
    • Упрощенные задания на дом.
    • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
    • Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
    • Использование упрощенных упражнений
    • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
    • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
    • Разрешение переделать задание, с которым  учащийся не справился.
    • Оценка переделанных работ.
    • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

              Материал    урока    отбирается    в    зависимости    от    имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание    уделяется  предметно-практической        деятельности.    

             Содержание   занятий   максимально   направлено на  развитие ученика.   На занятиях  используются различные виды практической    деятельности.

             Действия    с    реальными предметами, использованием наглядно- графических схем и т. п. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных   представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

               При работе с каждым типом упражнений, заданий  целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий.  Часть занятий проводится в игровой форме. Этим   поддерживается постоянный интерес к занятиям.

              При проведении игр и упражнений   исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки  проявляется в форме помощи.

              Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

             Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

                Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:

            1.  Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

             Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся  по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно–практической деятельности учащихся: работе по схемам,таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

            2.Пропедевтика изучения трудных тем.

             Некоторые темы, включенные в содержание программы  требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

             3.Восполнение пробелов в знаниях.

              В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

           4. Развитие речи.

            Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,  формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

                                               

                                               Содержание программы.

                                                               (35 часов)

    1.Формирование и развитие грамматико-аналитических и орфографических навыков.

         Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Работа с грамматическими справочниками, словарями. Самостоятельное составление простейших схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи.

    2.    Пропедевтика изучения сложных тем.

          Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

    3. Восполнение пробелов в знаниях.

          Основные орфограммы существительных, прилагательных, глаголов. Знаки препинания в сложном предложении и при прямой речи.

    Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

    4. Развитие речи.

          Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда».

               Упражнения в построении текста-рассуждения, в умении аргументировать свои высказывания.

               Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.

         

    Примерное распределение часов

    I

       четверть

    II

       четверть

    III

       четверть

    IV

        четверть

    Формирование  и развитие грамматико-аналитических и пунктуационных

     навыков.

    3

    2

    4

    2

    Пропедевтика изучения сложных тем.

    1

    2

    2

    2

    Восполнение пробелов в знаниях

    3

    1

    2

    2

    Развитие речи

    2

    2

    3

    2

    Итого

    9

    7

    11

    8

    Всего

    35 часов.

       

    Требования к знаниям, умениям и навыкам:

     

                        Учащиеся должны знать:

    - способы группировки орфограмм по основным признакам;

    - виды грамматических справочников, их назначение;

    - определения основных орфографических и пунктуационных правил;

    - обосновывать свои ответы и приводить примеры.

    Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    - самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

    - дифференцировать части речи;

    - целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;

    - находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.

           Кроме этого, должно просматриваться продвижение каждого учащегося по результатам индивидуальной работы. Результаты продвижений фиксируются педагогом.

                                             По развитию речи:

    - строить текст - рассуждение:

    - аргументировать свои высказывания;

    - уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;

    - выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

    Учебное и учебно-методическое обеспечение

    Для учащихся 

    1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.

    1. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.

    3.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.

    4.Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,перераб.- М.: Русский язык, 2008.

    5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

    6. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

    7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

    8.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

    9. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

    10. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.  В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

    11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 2007.

    12. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.ЛадыженскойЛ.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

    13.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2008.

    14.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 3-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2009.

    Для учителя:

    1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.

    2.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.

    3. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1

    4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

    5.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.

    6.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.-М.: Дрофа,2011г.

    7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2009.

    8. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2011.

    9. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2009.

    10. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод.рекомендации к учеб. для  7кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

    11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-  М.: Русский язык, 2008.

    12. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

    13. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен, 2008.

                                 Тематическое планирование

      № урока

       Тема урока

    Кол-во

    часов

    Тип урока

    Формы и методы контроля

      Сроки

    Приме-  чания

    1

    Орфографические правила и орфограммы.

    1

    Комбинирован.

    беседа, работа   с таблицей

    03.09

    2

    Орфограммы, их группи-ровка по опознавательным признакам

    1

    Комбинирован.

    беседа, состав-ление таблицы

    10.09

    3

    Виды грамматических справочников, их назна-чение.

    1

    Комбинирован.

    Заполнение таблицы, работа со словарями

    17.09

    4

    Пунктуационные правила.

    1

    Комбинирован.

     Беседа,  
        ребусы

    24.09

    5

    Определение основных орфографических и пунктуационных правил

    1

    Комбинирован.

    Беседа, выполнение упражнений

    01.10

    6

     Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов.

    1

    Комбинирован.

    составление схем, алгоритмов

    08.10

    7

    Расширение словарного запаса по теме «Черты характера человека»

    1

    Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

    сочинение

    15.10

    8

    Художественный стиль речи.

    1

    Комбинирован.

    работа

    с текстами

    22.10

    9

    Дифференциация частей речи.

    1

    Комбинирован.

    составление таблицы

    29.10

    10

    Упражнения в дифферен-циации частей речи.

    1

    Комбинирован.

    работа с текстом

    12.11

    11

    Разноспрягаемые глаголы

    1

    Комбинирован.

    беседа

    19.11

    12

    Правописание гласных в суффиксах глаголов.

    1

    Комбинирован.

    таблица

    26.11

    13

    Причастия, их отличи-тельные черты.

    1

    Комбинирован.

    выполнение упражнений

    03.12

    14

    Тип речи: описание

    1

    Комбинирован.

    анализ текстов

    10.12

    15

    Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

    1

    Комбинирован.

    выполнение  упражнений по образцу

    17.12

    16

    Правописание гласных в суффиксах причастий

    1

    Комбинирован.

    беседа, работа в парах, редактирование текста

    24.12

    17

    Причастный оборот. Знаки препинания при причастном   обороте.

    1

    Комбинирован.

    составление простейших схем

    31.12

    18

    Деепричастия, их отличи-тельные черты

    1

    Комбинирован.

    беседа

    19

    Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном   обороте.

    1

    Комбинирован.

    составление простейших схем

    20

    Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

    1

    Комбинирован.

    выполнение упражнений

    21

    Основные орфограммы существительных

    1

    Комбинирован.

    Сканворды, ребусы

    22

    Основные орфограммы прилагательных

    1

    Комбинирован.

     Составление алгоритмов

    23

    Расширение словарного запаса по теме   «Описание внешности человека»

    1

    Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

    сочинение

    24

    Основные орфограммы  глаголов

    1

    Комбинирован

    составление   таблицы

    25

     Знаки препинания в сложном предложении  

    1

    Комбинирован

    работа

    с текстом

    26

    Знаки препинания   при прямой речи.

    1

    Комбинирован

    работа

    с текстом

    27

    Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

    1

    Комбинирован

    беседа

    28

    Тип речи: повествование.

    Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда».

    1

    Комбинирован

    Работа с текстами

    29

    Правописание гласных в суффиксах глаголов

    1

    Комбинирован

    Выполнение упражнений

    30

    Правописание гласных в окончаниях глаголов.

    1

    Комбинирован

    составление таблицы, редактирование текста

    31

    Тип речи: рассуждение

    1

    Комбинирован

    беседа

    32

    Построение текста-рассуж-дения.

    1

    Комбинирован

    построение текста

    33

    Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

    1

    Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

    работа по карточкам

    34

    Правила нахождения в словах изученных  орфо-грамм, обоснование их выбора

    1

    Урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

    работа с текстом в парах.

    35

    Правила составления и разгадывания ребусов, кроссвордов.

    1

    Комбинирован


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

    Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

    Рабочая программа индивидуальных занятий по русскому языку для 9 класса

    Индивидуальные занятия по русскому языку для 9 класса (подготовка к ГИА в новой (тестовой) форме)...

    Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»

    Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...

    Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для 6 классов

    Рабочая прграмма факультативного курса по русскому языку для 6 классов.34 часа...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

    Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

    Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...

    Программа групповых занятий по русскому языку для 9 класса

    Цель программы:  подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности....