программа коррекционных занятий по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Оксана Юрьевна Якунина

 Программа может быть использована при проведении коррекционных занятий по русскому языку (вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»

Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

___________/Якунина О.Ю./

Протокол № __

 от «__»________2021г.

Принята педагогическим советом МБОУ «Школа №54»

Председатель педагогического совета МБОУ «Школа № 54»

______/Шапошникова Т.Г./

Протокол №

«__»____________2021г.

Утверждена

Приказом № ___ от «__»____ 2021г.

Директор МБОУ «Школа № 54»

___________/Кобцева О.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционных занятий по русскому языку

6 КЛАСС

учитель русского языка и литературы

Якунина О.Ю.

Согласовано: заместитель директора по УВР

_________ /  Шапошникова Т.Г./

« ___»__________  

г. Курск

2021 г.

1.Пояснительная записка

Программа коррекционных занятий по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, соотносится с  рабочей программой учебного предмета «Русский язык» для 5 – 9 классов адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (вариант 7.2), разработанной на основе авторской программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, С.Г.Бархударова

На освоение программы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цель коррекционных занятий по русскому языку для обучающихся с ЗПР -повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Цель и задачи коррекционных занятий максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Курс коррекционных занятий по русскому языку направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным учащимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения подростков с ЗПР носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Русский язык»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

Основные методы и приёмы работы:

- объяснение учителя;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- самостоятельное выполнение тестовых заданий.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее  многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, края.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

-формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

Предметные результаты:

 Обучающийся 6 класса научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

По окончании курса учащиеся должны:

  • Знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.
  • Уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

6 класс (34 часа)

Повторение пройденного в 5 классе (3ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения.

Лексика и фразеология. Культура речи (2ч)

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно-русские и заимствованные слова. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (4 ч)

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-, зар-зор.  Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (4 ч)

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ. Морфологический разбор имени существительного. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксе  существительных –чик (щик). Гласные в суффиксах существительных –ЕК–ИК.  Гласные О и Е после шипящих в суффикса существительных. Повторение.

Имя прилагательное (5 ч)

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Н-НН в суффиксах прилагательных. Повторение.

 Имя числительное (4 ч)

Простые и составные числительные. Числительные количественные и порядковые. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Местоимение (3 ч)

Разряды местоимений. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Неопределенные местоимения. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Местоимения и другие части речи. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимений.

 Глагол (7ч)

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (2ч)

Пунктуация. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

4.Тематическое планирование

Тема занятия

Дата план 

Дата факт

                 Повторение пройденного в 5 классе (3ч)

1

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

2

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

3

Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения.

            Лексика и фразеология. Культура речи (2ч)

4

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно-русские и заимствованные слова.

5

Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

        Словообразование. Орфография. Культура речи. (4 ч)

6

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний).

7

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-, зар-зор.  

8

Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные.

9

Правописание соединительных гласных о и е.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (4 ч)

10

Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ. Морфологический разбор имени существительного.

11

НЕ с существительными

12

Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (щик). Гласные в суффиксах существительных –ЕК–ИК.

13

Гласные О и Е после шипящих в суффикса существительных. Повторение.

                                   Имя прилагательное (5 ч)

14

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

15

Не с именами прилагательными.

16

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных.

17

Различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

18

Н-НН в суффиксах прилагательных.

                                     Имя числительное (4 ч)

19

Простые и составные числительные. Числительные количественные и порядковые. Дробные числительные. Собирательные числительные.

20

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

21

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

22

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

                                       Местоимение (3 ч)

23

Разряды местоимений. Склонение местоимений.

24

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Неопределенные местоимения.

25

Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Глагол (7ч)

26

Переходные и непереходные глаголы.

27

Изъявительное, условное и повелительное наклонения.

28

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении

29

Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.

30

Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.

31

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

32

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (2ч)

33

Орфография. Морфология .

34

Пунктуация. Синтаксис.

                                                 5.Источники информации

Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Бондаренко Н.М., Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.Тихонов А.Н. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.

Волина В.В. Занимательная грамматика. – М: Просвещение, 1999

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» 7 класс

Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориент...

Открытое коррекционное занятие по русскому языку.

Ребенок  с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него  слабо развиты высшие психические функции:  мышление, память, внимание, восприятие, осо...

Коррекционное занятие по русскому языку в 9 классе.

Коррекционное занятие по русскому языку: « Правописание Ь знака в различных частях речи». Учитель  русского языка и литературы — Шиманская Елена Михайловна. Примерный ...